Автор: Ирина Ака
В марте мы с участниками ЛитКлуба посетили выставку «Коллекция Тавилоглу: история одного коллекционера». Выбор именно этой экспозиции был обоснован тем, что она демонстрировалась уже больше года и её должны были вот-вот закрыть.
Знали ли мы хоть что-то о самом коллекционере? О себе могу сказать абсолютно честно – нет. Разве только, что коллекция огромна и включает в себя 2438 работ от 903 художников на семи разных площадках Стамбула, и осмотреть её за один день невозможно, поэтому для посещения была выбрана только одна галерея, расположенная в здании «The Ritz-Carlton Residences».
Вот площадки, на которых располагались экспозиции:
* Artistanbul Feshane (произведения из коллекции «Знакомые лица»)
* Галерея Eyüpsultan («Видимые цвета»)
* Музей живописи и скульптуры Стамбула (коллекция «Полувековое путешествие»)
* İstanbul Sanat (Haliç Tersanesi) («Знакомые пейзажи»)
* Галерея İş Sanat Kibele Sanat (из коллекций «Знакомые лица», «Видимые цвета»)
* Музей Gazhane («Видимые цвета»)
* Бывшая ликерная фабрика “Tarihi Likör Fabrikası”(произведения по тематике «Знакомые лица», «Города, в которых мы живем»)
Сразу поразил размах – картин было действительно много. Мы гуляли по этажам, где на каждом (а их пять) располагались работы, написанные в одно время (по десятилетиям, начиная с 1972 года), собранные в логические блоки (фигуративная живопись, абстракция, экспрессионизм, модернизм, поп-арт, новый реализм, метамодерн и т.д.) Такое расположение помогало понять, как трансформировалось и в каком направлении развивалось изобразительное искусство Турции в разные периоды. Перед глазами мелькали имена, названия, смыслы.
Переходя из зала в зал, мы убеждались, что турецких художников интересуют те же темы, что и всех нас: семья, собственная идентичность, любовь, политика, место женщины в социуме и т.д. И стало понятно, что турецкая живопись – это далеко не только старинные османские миниатюры, орнаменты и эбру.
Работы были современны, оригинальны и разнообразны. В какой-то момент количество картин и новые имена начали сливаться, словно в калейдоскопе, в один бесконечный живой узор – мозг отказывался воспринимать столько информации. Пятый этаж мы уже не столько смотрели, сколько пробежали – налицо был явный живописный «передоз». Подобное чувство я переживала несколько раз в Москве, когда ходила в Третьяковку – ни разу не удалось посмотреть экспозицию полностью,– в какой-то момент понимала, что всё, больше не могу, и с сожалением уходила. Так произошло и на этот раз: мы ушли, пресытившиеся, с легким чувством вины.
На выходе из галереи мы попросили книгу посещений, чтобы оставить там несколько слов благодарности от ЛитКлуба и разговорились с координатором экспозиции. Он нас представил Люсет-ханым – жене коллекционера Мустафы Тавилоглу, которая как раз в это время провожала с выставки знакомых из Европы. Мы разговорились. Она с интересом выслушала наши впечатления и призналась, что воплотить в жизнь мечту мужа – одновременно выставить сразу все собранные работы – было не так-то просто. Мы узнали, что первую попытку они предприняли ещё в 1995 году, но тогда задумка так и не реализовалась.
Вот с этого момента, думаю, и началась магия погружения в судьбу коллекции и коллекционера, а из рядового посещения ещё одной картинной галереи наш поход перерос в ранг интересного события.
Люсет-ханым – улыбчивая, с седыми волосами до плеч и внимательными лучистыми глазами, в своих узких брючках и пуховой безрукавке выглядела человеком мира: в таком виде её легко было представить и в центре Парижа, и в турецкой глубинке, и где-нибудь на океанском побережье. С ней было удивительно приятно общаться: я пыталась проанализировать с чем связано это чувство и поняла – дело в искреннем неподдельном интересе,– ей действительно доставляло удовольствие общение с нами.
Пока мы разговаривали, она рассказала, что организация экспозиции – целая наука. Что важно не просто правильно расположить картины, важно учитывать и освещение, и цвет стен, и размер залов. И потому не каждое помещение подходит для выставки. Коллекция, словно ещё один ребёнок, говорила она, требует постоянных вложений сердца, времени и сил!
А ещё, именно от Люсет-ханым мы узнали, почему на картинах, выставленных в залах, так часто встречаются рыбы и рыбаки. Мы предположили тягу коллекционера к библейским сюжетам, но оказалось, что Мустафа Тавилоглу с детства любит море и обожает рыбалку. По этой же причине морские мотивы так часто встречаются в одежде и товарах для дома, выпускаемых брендом Mudo, основателем и владельцем которого также является Мустафа-бей.
Встретить Люсет-ханым стало большой удачей для нас – благодаря этой беседе имя Мустафы Тавилоглу перестало быть просто набором букв в названии крупной выставки, – захотелось больше узнать об этом человеке и его обаятельной жене.
Он родился 24 октября 1943 года в черноморском городе Ризе, в семье потомственного судовладельца Махмуда Тавилоглу. Всего у Мустафы было семеро братьев и сестёр. В 1940 году их многочисленная семья переехала в Стамбул, где дед продолжил заниматься продажей судов, а отец и дядя Мустафы начали торговать тканями. Для взрослого поколения семьи было важно, чтобы дети получили хорошее образование и в 1960 году Мустафа поступил в Стамбульский университет на факультет турецкой филологии. Но любознательный, подвижный парень, с детских лет уважавший труд моряков и не привыкший сидеть на месте, бредил морем. Ему хотелось, как его предки, связать судьбу с кораблями, хотелось увидеть мир. И вопреки просьбам матери, Незахат-ханым, которая всеми силами пыталась отговорить сына, он бросил учёбу и устроился на судно матросом. За два года на корабле молодой Тавилоглу вместе с экипажем побывал во многих портах России, Румынии, Албании и Италии. Их корабль заходил в Херсон, Севастополь, Батуми.
Параллельно неугомонный Мустафа, привыкший работать с малых лет и уже с 16 лет живший отдельно от семьи, стал зарабатывать тем, что продавал товары, привезённые знакомыми матросами из Америки. Но в 1963 году, не желая расстраивать родителей, он всё же поступил в Академию экономических и коммерческих наук в Стамбуле, где познакомился с Доганом Гюрюном, с которым и открыл в Бейоглу маленький магазинчик (12 м2). Там они продавали сувениры, футболки и пластинки из Америки – товары, в те времена считавшиеся редкостью. И магазинчик парней, который они назвали «Mudo» (по первым буквам своих имён: Му-стафа и До-ган), стал популярным. В 1967 году пути Тавилоглу и Гюрюна разошлись, но марка Mudo продолжила своё существование. И уже в 1970 году начала выпускать джинсовую и спортивную одежду. Тогда же Мустафа познакомился со своей будущей женой – Люсет. Ему было 26, ей – 16. Именно благодаря Люсет у Мустафы Тавилоглу появился интерес к изобразительному искусству.
По словам самого Тавилоглу, он – выходец из традиционной турецкой семьи, где не принято было покупать картины. На стенах в их доме висели только фотографии предков и принадлежащих Тавилоглу кораблей.
А вот в доме Люсет его больше всего поразило именно количество живописи на стенах. И ещё очень впечатлила галерея современного наивного искусства в Париже «Galerie Mona Lisa», принадлежавшая мужу тёти Люсет.
Именно тогда, в 1972 году, приехав во Францию и посетив галерею, он приобрёл жене картину, которая стала первым экспонатом его коллекции и дала направление его интересам на все последующие годы. Сам Тавилоглу так объясняет произошедшее: «Всё случается ради женщины. Всё в этом мире делается, чтобы нравиться ей».
Планы выставить коллекцию на всеобщее обозрение, где каждый желающий сможет наслаждался произведениями искусства, у Мустафы Тавилоглу появились давно: уже в 1995 году он впервые попытался воплотить свою задумку в жизнь. Но что-то пошло не так, и он смог реализовать мечту только в декабре прошлого 2024 года. На семи площадках Стамбула абсолютно бесплатно вниманию жителей и гостей города была выставлена вся коллекция, собранная больше чем за полвека, а точнее – за 52 года. В основном это произведения современных турецких авторов. Сам коллекционер признавался, что это его сознательный выбор: ему интереснее знакомиться с художниками, общаться с ними, дружить, помогать, чем гоняться за полотнами уже умерших мастеров, хотя такие работы в его коллекции тоже присутствуют. Добрые отношения с людьми – вот самое ценное в жизни, утверждает меценат. Для него коллекция – это не просто произведения искусства, это воспоминания о встречах, знакомствах, это истории из жизни. Я готов продать свой бренд, говорит коллекционер, но не картины.
Надеюсь, что данная статья помогла и вам, друзья, чуть больше узнать о нашем с вами современнике, бизнесмене, коллекционере, основателе торговой марки «Mudo» – Мустафе Тавилоглу, который сейчас, на наших глазах, делает для Турции то же, что в своё время сделал для России П.М. Третьяков. И велика вероятность, что нам посчастливилось увидеть зарождение будущего крупнейшего изобразительного музея не только Турции, но и мира.
Пожалуйста, не забывайте поставить лайк👍 и прокомментировать 🥰🙏
Вам не трудно, а для меня это вдохновение писать дальше.
Спасибо 🥰🙏🫶
Благодарю вас от всего сердца за поддержку 🥰🙏 Ваши комментарии и оценки помогают развитию Канала.
🔔 Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новые интересные статьи и рассказы!
🌸🌸🌸Рада вам 🌸🌸🌸🫶
Больше о работе нашего ЛитКлуба можно прочитать здесь 👇