Говорить о прямом влиянии госпел-музыки на российскую культуру — это примерно как обсуждать влияние регги на якутские частушки. То есть что-то где-то было, но назвать это массовым — всё равно что называть кашу из топора haute cuisine. Рок, джаз, рэп — да, эти ребята тут разгулялись как дома. А вот госпел — он как приличный англосакс на русском застолье: вроде улыбается, но не факт, что понимает, где он и зачем. Госпел - это вам не просто пение, а эмоциональный ураган, подкреплённый верой, надеждой и парой крепких аккордов. В России, к моменту его появления уже вовсю звучали православные хоры с их чинной многоголосицей и выражением лица "мы поём, но не дай Бог улыбнуться". Однако в конце XX — начале XXI века что-то пошло не по плану, и некоторые ансамбли начали слегка шалить, добавляя в свои выступления нечто подозрительно похожее на американские интонации, свободу в голосе и даже этот ваш "клич-ответ". Ну знаете, когда один орёт, а все остальные бодро откликаются — не митинг, а чистый