«Я летаю в разные края,
Кто же знает, где мы завтра будем.
Дождик привожу в пустыню я,
Солнце раздаю хорошим людям…»
(с) песня «Просто я работаю волшебником», автор стихов Л. Ошанин
В истории бывали периоды, когда внезапно возникал дефицит в каком-то роде деятельности и его приходилось затыкать кем попало. Например, не хватало моряков и в них вербовали насильно либо обманом. В конкистадоры брали практически кого попало, отсев происходил непосредственно в джунглях Нового света. Вообще осваивать заморские территории посылали в том числе и принудительно, особенно характерен тут пример Австралии с Новой Зеландией.
Случалось такое и в мирные времена, применительно к не столь романтическим профессиям. В СССР кого угодно, от школьников до инженеров посылали осенью «на картошку» и в овощебазы. Что было делать, если крестьян и малоквалифицированной рабочей силы не хватало… Бывает и так, когда вроде бы официально ничего подобного нет, а вот в литературе (а затем и в кино) показано привлечение разных случайных людей к очень сложному труду, требующему высокой квалификации и специального образования. Например, обычному британскому школьнику приходится становиться магом и противостоять могущественному злому волшебнику… Но это всё же исключение, намного чаще в массовой культуре неподготовленным людям приходится заниматься иными проблемами.
Вот например американский сериал «Уэнсдей», 2022 года. Не совсем обычная, но всё же школьница, вынуждена делать работу сыщика. Здесь продолжена старая добрая британская литературная традиция, в которой детективным расследованием приходится заниматься буквально кому попало — от младшего брата чиновника из МИДа до простой старушки, трудолюбивого мигранта из Бельгии или даже сельского священника. А в других странах, в том числе СССР, такая работа была по плечу (по крайней мере в кино) даже школьникам, например в сериале «Каникулы Кроша».
Отдельно можно отметить уникальный и крайне сложный случай, показанный в советском детском сериале «Гостья из будущего» (1985 г.). Обычная школьница из второй половины XXI века не просто оказалась в прошлом, но ещё и была вынуждена самостоятельно внедряться в местное общество и вести в нём расследование, дабы вернуть в своё родное время ценный прибор. Ей пришлось искать одновременно школьника из нашего времени, а также двух космических пиратов, умеющих менять внешность. И доблестная Алиса Селезнёва, разумеется, блестяще справилась.
Ещё одной профессией, которой популярные авторы (а также сценаристы сериалов аниме в жанре исекай) в наше время заставляют заниматься кого попало, в том числе школьников и хикки, является прогрессорство. У Стругацких в повести «Трудно быть богом» показано, насколько эта профессия тяжела и опасна даже для подготовленного к жизни в данном конкретном историческом периоде человека. А вот нынешние авторы отправляют в прошлое и в фэнтезийные миры, жизнь в которых отличается от нашей реальности ничуть не меньше, всех подряд и без всякой подготовки. Неявно предполагается, что с этой работой справится любой школьник, вроде как со сбором картофеля в советском колхозе.
Почти столь же часто героям популярных книг, фильмов, аниме и т.д. приходится участвовать в разнообразном криминале, причём часто их делают убийцами. Между тем, как показывает реальная история, в том числе наших 1990-х, эта криминальная профессия не только сложна и опасна. Наряду с физической и моральной, она требуют ещё и психологической подготовки, а также специфического склада характера. Что наглядно показано, к примеру, в таких отечественных фильмах как «Брат», «Брат 2», «Жмурки»…
Есть и массовые профессии, в которые набирают кого попало, специфичные для конкретной страны и её культуры. Например, в японской анимации и манге это водители ОБЧР (огромных боевых человекоподобных роботов) для мальчиков и так называемые «девочки-волшебницы» (на самом деле речь идёт об участии в боях с применением не существующих в нашей реальности маготехник) для женского пола. В других странах именно эти профессии популярностью почему-то не пользуются.
Остаётся открытым вопрос — ведь в реальности нет массового набора в сыщики (будь то официальные следователи или их коллеги-частники) и тем более попаданцы. Да и Япония не имеет пока что на вооружении огромных человекоподобных роботов. Почему же тогда в литературе, кино, аниме и т.д. отражены именно эти профессии, причём к ним привлекают людей без всякого предварительного отбора, набирают буквально кого попало, в том числе подростков? С чем это связано, с какими скрытыми от глаз обычного человека проблемами? Тут могут быть разные конспирологические объяснения, я же должен признаться, что не имею никакой информации на этот счёт.