Найти в Дзене

"Мне всё удалось выяснить: собор именно тот и стоит на своём месте..." Вадим Шефнер о свойствах нашей памяти

В 1921 году семилетний мальчик Вадим - будущий писатель и поэт - переехал с родителями в Старую Руссу. Спустя полвека он вернулся на эти места, чтобы встретиться с тем, что запомнилось ему в детстве. Эту поездку описал в повести «Имя для птицы, или Чаепитие на жёлтой веранде». Она вышла в свет в 1976 году в СССР. Шефнер прожил ещё много лет. Отпевание его прошло в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга. После 1924 года бывать в старорусских местах мне не приходилось. Мать однажды, году в 1938-м или 1939-м, поехала в Старую Руссу, побывала в Слободке, но могилы отца не нашла: слишком много лет миновало, а крест-то был поставлен деревянный, недолговечный. Она собиралась съездить туда еще раз, уже вместе со мной, но тут началась война. Мать умерла в 1942 году от голода, она лежит в братской могиле, и никто теперь не поможет мне найти того места на кладбище возле села Слободка, где покоится отец. После войны я собрался было в Старую Руссу, да помешали какие-то мелкие обстоятельства; к
Оглавление

В 1921 году семилетний мальчик Вадим - будущий писатель и поэт - переехал с родителями в Старую Руссу. Спустя полвека он вернулся на эти места, чтобы встретиться с тем, что запомнилось ему в детстве. Эту поездку описал в повести «Имя для птицы, или Чаепитие на жёлтой веранде». Она вышла в свет в 1976 году в СССР. Шефнер прожил ещё много лет. Отпевание его прошло в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга.

Вадим Шефнер (1914 - 2002)
Вадим Шефнер (1914 - 2002)

Я решился узнать...

После 1924 года бывать в старорусских местах мне не приходилось. Мать однажды, году в 1938-м или 1939-м, поехала в Старую Руссу, побывала в Слободке, но могилы отца не нашла: слишком много лет миновало, а крест-то был поставлен деревянный, недолговечный. Она собиралась съездить туда еще раз, уже вместе со мной, но тут началась война. Мать умерла в 1942 году от голода, она лежит в братской могиле, и никто теперь не поможет мне найти того места на кладбище возле села Слободка, где покоится отец.

После войны я собрался было в Старую Руссу, да помешали какие-то мелкие обстоятельства; к тому же я знал, что через городок проходил передний край, что почти ничего там не уцелело и что я не узнаю знакомых мест.

С годами в нас прорезывается память к минувшему, мы начинаем видеть и помнить то, что осталось позади; правда, видим мы прошлое уже не таким, каким его покинули: память украшает и благоустраивает врученные ей города, надстраивает колокольни, расширяет реки; пусть те деревья, что росли у нас под окном, давно срублены топорами или снесены снарядами, - в памяти они растут, становятся всё выше и раскидистее.

И вот теперь, в 1974 году, я решил (а вернее, решился) узнать, чем отличается тот Город-Впечатление, который воздвигла за пятьдесят лет моя память, от всамделишной, сегодняшней Старой Руссы…

Первая прогулка

Остановились мы с женой в пятиэтажной, вполне современной гостинице. Из окна номера был виден сад, сквозь него проглядывали купола и стены церкви, церковь была молочно-белая, восстановленная, по-видимому, совсем недавно; я не помнил её очертаний.

Оставив жену устраиваться в номере, я торопливо вышел на улицу – мне хотелось встретиться со своим прошлым наедине. Но пока что прошлого не было: я шагал по асфальту среди стандартных четырех – и пятиэтажных каменных зданий – таких сколько угодно в Ленинграде, в новых его районах. Вскоре я вышел на площадь, среди которой возвышалась красная башня – её я сразу узнал, она осталась такой, как была. Свернув с площади на улицу, где стоит здание пожарной части с невысокой каланчой, я увидел высокое кирпичное строение и узнал в нём Народный дом, – сюда однажды привели нас из детдома осматривать картинную галерею.

У молодой женщины, катившей коляску с младенцем, я спросил, где мне найти собор, который стоит (или стоял?) на самом берегу и у стены которого была врыта в землю пушка времён Иоанна Грозного. Женщина ответила, что если я поверну обратно и дойду до Соборного моста, то увижу на другом берегу большую церковь; но никакой пушки около этой церкви нет. Потом она добавила, что и службы в этой церкви нет, – может быть, приняла меня за верующего.

Соборы не могут перемещаться

Я повернул обратно и дошёл до моста; по другую сторону реки, в сумерках, возвышался собор – я сразу узнал его: именно туда водила меня мать молиться, когда отца освободили из-под ареста. Собор тот же самый, только поменьше, чем в моей памяти. А точно ли это он? Ведь тот стоял вроде бы на другом месте. Соборы не могут перемещаться, но почему же память мне изменила?

Я перешёл по мосту к колокольне, и впечатление, что храм каким-то странным образом передвинут, усилилось. Пройдя вдоль церковного фасада, я никакой старинной пушки не обнаружил. Зато из текста на прибитой к фасаду доске узнал, что собор возведен в XIII веке и что называется он Воскресенским, – так через пятьдесят лет я открыл его наименование.

Я пошёл по мосту обратно. Всех прохожих, попадавшихся мне навстречу, я расспрашивал об этом месте. Надо отдать должное добродушию и добротерпению их: ни один рушанин и ни одна рушанка, слушая мои вопросы, которые, быть может, казались им просто дурацкими, не послали меня подальше. Наоборот, благодаря их ответам мне всё удалось выяснить: собор именно тот и стоит на своем месте, а вот мост – переменил место. Прежний, деревянный мост находился метрах в двухстах ниже по течению, и въезд на него был как раз против паперти. Прежний мост хранился в моей памяти как главная ось ориентировки; новый металлический мост, построенный на новом месте и под иным углом по отношению к главному входу в собор, сместил эту ось, только и всего.

Человек помнит, чтобы мыслить

Теперь, когда все вокруг стало на свои места, я испытывал странное чувство довольства (кажется, даже самодовольства) от сознания, что топографическая память моя оказалась незапятнанной и временное моё умственное затмение насчёт месторасположения собора было явно вызвано обстоятельствами, от меня лично не зависящими.

Подобное же чувство удовлетворения возникает у меня, когда я забуду какое-нибудь слово (чаще всего – имя) и долго мучаюсь, пытаясь его припомнить, – и вдруг наконец вспомню. Память хранит тысячи слов, но почему-то именно это потерянное и вновь обретённое слово кажется счастливой находкой и вызывает прилив тайной радости. Почему? Быть может, потому, что возможность вспоминать забытое подтверждает нам силу и глубинные возможности нашей памяти.

Вспоминая забытое, мы как бы воскрешаем его, творим чудо. Но память – это вообще чудо бытия. Древние считали, что мир стоит на трёх китах, а если поразмыслить, он стоит на одном ките, и имя сему киту – Память. Птица помнит, куда она должна лететь; зерно помнит, что оно должно стать колосом; человек помнит, чтобы мыслить. Именно память объединяет людей в Человечество, и именно память создает каждому человеку его внутренний мир, не схожий с другими.