Найти в Дзене

Профессиональный имидж – один из компонентов личной эффективности

Оглавление

В современном мире для эффективной коммуникации применяются определенные правила человеческого взаимодействия. Впечатление, которое человеку удается произвести на других, влияет на его признание и желание вступать с ним в деловые и личные отношения. В статье мы рассмотрим роль профессионального имиджа в жизни современного человека.

Имидж играет ключевую роль в личной эффективности, так как он формирует первое впечатление и влияет на восприятие окружающими. Правильно выстроенный имидж может повысить доверие, улучшить коммуникацию и способствовать успешному взаимодействию в профессиональной среде.

Можно смело говорить о том, что сколько на свете людей, столько и имиджей. И с точки зрения профессионального имиджа нас будет интересовать то, насколько имидж специалиста соответствует характеру той работы, которую мы выполняем или хотели бы выполнять.

История термина

Начальный этап зарождения термина «имидж» проявляется еще во времена античных философов и мыслителей и связан с именами Сократа, Платона и Аристотеля. При рассмотрении истории распространения понятия имиджа часто упоминают имена философов и моралистов - Ф. Д. Честерфилд, М. Монтень и Н. Макиавелли. Они обращали внимание не только на то, что представляет собой человек, какова его ценность, каким он был в прошлом и должен быть в будущем, но и на то, какое впечатление он производит на других людей и какую роль играет это впечатление в общественной жизни.

Многие исследователи приписывают популяризацию понятия «имидж» в деловой среде известному экономисту Стенли Болдуингу. Именно он в 60-х годах прошлого века ввел это понятие в активный деловой оборот.

В нашей стране термин «имидж» активно начал использоваться в политологии с середины 1990-х годов, а на сегодняшний день существует наука, изучающая имидж и все аспекты, с ним связанные — имиджелогия.

Что же такое имидж?

Имидж (с англ. «image» - образ, изображение) — это преднамеренно или бессознательно создаваемое впечатление о личности, социальной или экономической структуре. Имидж может служить неким увеличительным стеклом, позволяющим проявиться лучшим личностным и деловым качествам человека.

Имидж формируется из совокупности черт внешнего облика, речи и манеры поведения, а также включает в себя процессуальную сторону — эмоции, темп речи и восприятие. Это явление всегда представляет собой единство внутреннего и внешнего. Полли Берд подчеркивает «Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он, прежде всего, должен быть отражением вашей внутренней сути». Знаменитый социолог Эрвинг Гоффманн утверждал, что имидж — это искусство «управлять впечатлением».

Давайте посмотрим, из каких деталей складывается представление других людей о нас:

-2
  • Вербальный имидж: манера говорить и писать, культура устной и письменной речи. Важно то, как человек говорит, поэтому на имидж влияет не только грамотность речи и словарный запас, но и тембр, высота голоса и интонации.
  • Кинетический имидж: впечатление, которое человек производит через позы, жесты, движения, мимику, осанку, походку.
  • Габитарный имидж: создаётся за счёт внешнего облика - одежда, прическа, аксессуары, макияж и парфюмерия.
  • Ментальный имидж: его составляют моральные принципы, личное мировоззрение, этические установки, социальные стереотипы, религиозные убеждения.
  • Фоновый имидж: информация о человеке из различных источников - СМИ, интернета, социальных сетей, от других людей, то есть то, что говорят и пишут о данном человеке другие люди.
  • Имидж среды: это впечатление о пространстве, в котором вы чаще всего находитесь - оформление кабинета, интерьер квартиры, порядок на рабочем столе.
  • Овеществленный имидж: предметы, которые человек создал и которыми он пользуется, такие как письма и визитные карточки. Также сюда относят предметы, которые человек носит с собой и использует на работе (портфели, папки для бумаг, авторучки, записные книжки и т. п.).
-3

Личная эффективность и имидж: в чем связь?

Личная эффективность и имидж очень тесно связаны, так как имидж влияет на то, как оценивается работа человека. Давайте рассмотрим некоторые аспекты, которые подчеркивают связь между имиджем и личной эффективностью:

  • Первое впечатление: имидж формирует первое впечатление о человеке, что может существенно повлиять на его успех в различных сферах, включая карьеру и личные отношения.
  • Доверие и авторитет: хорошо сформированный имидж способствует их созданию. Люди с положительным имиджем воспринимаются как более компетентные и надежные.
  • Коммуникация: люди, которые уверены в своем имидже, чаще выражают свои мысли и идеи, что способствует более продуктивному взаимодействию.
  • Мотивация и уверенность: позитивный имидж может повысить самооценку и уверенность в себе, а это способствует личной эффективности. Кроме того, люди, которые чувствуют себя комфортно в своем образе, более мотивированы достигать своих целей.
  • Адаптация к окружению: умение адаптировать свой имидж в зависимости от ситуации помогает лучше взаимодействовать с различными группами людей и в разных социальных контекстах.
  • Управление восприятием: персональный имидж позволяет управлять тем, как нас воспринимают другие. Это может быть использовано для достижения конкретных целей, а также может помочь избежать недопонимания и конфликтов.

Зачем формировать профессиональный имидж?

Как бы ни хотелось этого избежать, мы не в силах воспрепятствовать тому, что передаваемые нашим имиджем сигналы будут восприниматься другими людьми. Любой человек, впервые встретившись с нами, будет так или иначе их «считывать». Роль этих сигналов не ограничивается ситуациями, когда важны первые впечатления. Внешность и поведение постоянно влияют на других, и даже хорошо знающие нас люди будут воспринимать и «переводить» эти сигналы, чтобы правильно истолковывать настроение.

Чем увереннее мы управляем своим имиджем, тем меньше робости будем испытывать и тем легче нам будет реализовывать свои цели. Именно поэтому профессиональный имидж является важным элементом личной эффективности и оказывает значительное влияние на успех в карьере и в жизни в целом.

Профессиональный имидж - это представление о человеке как о специалисте, профессионале своего дела.

Правильно создать профессиональный имидж - значит оправдать те ожидания, которые создает общество к образу специалиста в конкретной сфере, другими словами - выполнить социальный заказ. Очень важно, чтобы образ человека на рабочем месте демонстрировал те качества, которые общество хочет видеть от представителей данной специальности.

Основные элементы профессионального имиджа

Давайте рассмотрим, что принято относить к элементам профессионального имиджа.

-4

💠Внешний вид – это то самое «первое впечатление», которое человек производит на окружающих до того момента, как они узнают, какой он великолепный профессионал и широкой души человек. Часто говорят, что нельзя делать вывод о человеке по первому впечатлению. Однако по подсчетам психологов люди в 85 случаях из 100 свое отношение к другому человеку строят на основе первого внешнего впечатления. Поэтому важно поддерживать аккуратный и опрятный внешний вид и соответствовать корпоративному дресс-коду.

💠Профессиональные навыки, компетенции и достижения: много говорится о том, как важны высокий уровень знаний и умений в своей профессиональной области и непрерывное обучение и развитие. Профессиональная компетентность, умение решать сложные задачи в своей профессиональной области и достигать желаемых результатов – важные составляющие имиджа, которые важно развивать и поддерживать.

Чтобы донести до окружающих свой профессионализм и ценность как эксперта, нужны не только заслуги, которые говорят сами за себя, но и умение говорить самим, а значит на первый план выступают коммуникативные навыки и навыки самопрезентации.

К этой же составляющей профессионального имиджа относят и мягкие навыки такие как эффективное деловое общение, навык ведения переговоров и письменной коммуникации, эмоциональный интеллект, умение работать в команде, управление своим временем, а также гибкость и адаптивность – поработать над этими навыками можно на тренингах Корпоративного университета.

💠Профессиональная репутация: предполагает ответственность, этичное поведение и соблюдение профессиональных норм. Профессиональная этика и этикет в профессиональной деятельности – это обязательные составляющие в имидже. Здесь подразумеваются как нормы делового этикета, так и общечеловеческие качества личности, такие как порядочность, готовность прийти на помощь, разумное сочетание принципиальности и готовности к компромиссам.

Помимо этого, репутацию формируют достижения в профессиональной сфере. Положительные отзывы и рекомендации, успешные проекты и значимые достижения работают на создание репутации профессионала.

Инструменты формирования профессионального имиджа

Работа над своим имиджем требует времени и усилий, но с постоянной практикой и стремлением к саморазвитию возможно создать положительный и запоминающийся образ себя-профессионала.

Вот несколько инструментов, которые помогут сформировать и укрепить профессиональный имидж:

1. Самоанализ. Запишите свои сильные и слабые стороны, а также цели и ценности. Периодически пересматривайте и корректируйте этот список, чтобы отслеживать свой прогресс и намечать пути развития.

2. Создание визуального имиджа. Составьте коллаж или «доску настроения», отражающие ваш желаемый стиль и имидж. Используйте изображения одежды, аксессуаров и других элементов, которые вам нравятся.

3. Ведение дневника успехов. Ведите дневник, в котором будете записывать свои достижения и положительные отзывы о себе. Это поможет вам отслеживать прогресс и укреплять уверенность в себе.

4. Ролевые игры. Попросите друга или коллегу сыграть роль собеседника в различных профессиональных ситуациях (например, собеседование, деловая встреча). Это поможет вам отработать навыки общения и поведения.

5. Обратная связь. Попросите коллег или друзей дать вам обратную связь о вашем имидже, манере общения и поведении. Запишите их мнения и подумайте, как вы можете улучшить свои слабые стороны.

6. Запись видео. Запишите себя, представляя свои идеи или выступая на тему, которая вам интересна. Просмотрите запись, чтобы оценить свою манеру говорить, жесты и мимику.

7. Чтение и изучение. Выберите книги или статьи о личном развитии, имидже и профессиональных навыках. Записывайте важные идеи и применяйте их в своей жизни.

8. Нетворкинг. Участвуйте в профессиональных мероприятиях, конференциях или семинарах. Практикуйте навыки общения и расширяйте свою сеть контактов.

9. Тренинги и вебинары. Этот инструмент связан с самоанализом. Запишитесь на тренинги и вебинары, которые проводит Корпоративный университет, для того чтобы закрывать свои слабые стороны и ещё более развивать сильные.

Регулярно используя предложенные инструменты, можно развивать и укреплять свой профессиональный имидж, а также повысить уверенность в себе.

-5

Таким образом, профессиональный имидж становится неотъемлемой частью личной эффективности, помогая установить доброжелательные отношения с окружающими, выделиться среди коллег и достигать поставленных целей. Правильное понимание и создание своего имиджа может открыть множество дверей и обеспечить успех в профессиональной деятельности, так как он определяет не только то, как нас воспринимают другие, но и играет ключевую роль в нашем внутреннем самовосприятии и уверенности. Из всего вышесказанного следует, что развиваясь и управляя своим имиджем, можно не только улучшать социальные взаимодействия, но и повышать профессиональную значимость.