Найти в Дзене
Сквозь время и расстояния

Мастер хитроумных операций, который не перехитрил Гитлера. Адмирал Канарис

Прямых доказательств его участия в подготовке покушения на Гитлера не было, как не находилось и подтвержденных фактов его осведомленности, чтобы можно было обвинить адмирала в том, что заговорщики действовали при его молчаливом попустительстве. Так, только косвенные улики, домыслы, сплетни, которые даже оперативной информацией не назовешь. Потому когда в дом к видному деятелю нацистской Германии Вильгельму Францу Канарису приехал Вальтер Шелленберг - начальник внешней разведки ведомства Гиммлера - с указанием задержать адмирала и доставить для проведения следственных действий, адмирал Канарис нисколько не опасался за свою безопасность. У вас есть час, в течение которого вы вольны делать всё, что сочтете нужным, - сообщил ему Шелленберг. Канарис только ухмыльнулся в ответ, хотя ситуация была очень серьезная. Он понимал, что лучшим решением для фюрера станет его побег. Или, если он застрелится, фактически признавая свою вину. Но играть по чужим правилам глава абвера не спешил. Он был сли

Прямых доказательств его участия в подготовке покушения на Гитлера не было, как не находилось и подтвержденных фактов его осведомленности, чтобы можно было обвинить адмирала в том, что заговорщики действовали при его молчаливом попустительстве. Так, только косвенные улики, домыслы, сплетни, которые даже оперативной информацией не назовешь.

Потому когда в дом к видному деятелю нацистской Германии Вильгельму Францу Канарису приехал Вальтер Шелленберг - начальник внешней разведки ведомства Гиммлера - с указанием задержать адмирала и доставить для проведения следственных действий, адмирал Канарис нисколько не опасался за свою безопасность.

У вас есть час, в течение которого вы вольны делать всё, что сочтете нужным, - сообщил ему Шелленберг.

Канарис только ухмыльнулся в ответ, хотя ситуация была очень серьезная. Он понимал, что лучшим решением для фюрера станет его побег. Или, если он застрелится, фактически признавая свою вину. Но играть по чужим правилам глава абвера не спешил. Он был слишком хитер и предусмотрителен, чтобы сдаться без боя.

Самоубийством кончать я не собираюсь. Я уверен в своей невиновности, - вызывающе заявил он прибывшему гостю.

И это стало его роковой ошибкой, расплатиться за которую пришлось мучительной смертью.

Он стал одной из самых загадочных фигур Третьего рейха: противник Гитлера и глава военной разведки и контрразведки, сделавший для нацистской Германии едва ли не больше, чем любой другой государственный деятель. Канарис никогда не был убежденным нацистом, не поддерживал массовые убийства, не разделял идей превосходства арийской расы над другими, а играл свою собственную игру, оставаясь в белых перчатках. Он поддерживал существующий в Германии режим, до поры оставаясь одним из самых влиятельных людей в Рейхе, надеясь, возможно, стать новым фюрером, когда Гитлер сломает себе шею, воюя на несколько фронтов. И приложил немало усилий для подготовки фашистской агрессии. Ведь именно разведданные абвера во многом легли в основу планов Гитлера о мировом господстве.

В его судьбе, в его действиях столько противоречий, что расплести запутанный клубок интриг мастера тайных операций до сих пор не могут маститые эксперты. Не претендуя на абсолютное знание, мы попробуем рассказать историю "Маленького адмирала", как за глаза называли Канариса современники.

Особо ретивым цензорам и профессиональным доносчикам поясняю: данная статья с иллюстрациями времён Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., согласно ФЗ №114 – не является пропагандой нацизма или связанной с ним символики, написана с научно-просветительскими целями. Призвана возвеличить ратный подвиг советского народа и доблестной Красной Армии, разгромивших германский нацизм пополам с европейским фашизмом. И не призывает к возбуждению ненависти либо вражды, а равно унижению человеческого достоинства.

-2

Вильгельм Франц Канарис появился на свет в Аплербеке (сегодня это район немецкого города Дортмунд) 1 января 1887 года, став младшим из трех детей. Его отец служил управляющим металлургическим заводом, а дед считается одним из пионеров промышленности Рурштадта. Но Вильгельм не собирался заниматься промышленностью, его с детства тянуло к морю, тем более что он считал себя родственником знаменитого греческого адмирала и участника освободительного движения Константина Канариса. Правда, позже Вильгельм Канарис утверждал, что в действительности его предки были выходцами из Северной Италии по фамилии Канариси, переселившимися в XVII веке в Германию. Хотя некоторые историки сегодня уверены, что глава абвера не ошибался насчёт своего родства с Константином Канарисом, а официальная семейная история была изменена в угоду конъюнктурным соображениям, так как Германия была союзником Италии, воевавшей против Греции.

В 1905 году Канарис поступил в кадетскую школу императорского флота в Киле. Спустя 2 года обучения получил назначение на крейсер "Бремен", где через год стал лейтенантом и адъютантом командира корабля, совершив поход в Южную Америку и побывав в США.

Начало Первой мировой войны застало его во время службы на крейсере "Дрезден" у берегов Латинской Америки. В ходе морского сражения у чилийского острова Мас-а-Тьерра крейсер был потоплен кораблями британской эскадры, Вильгельм Канарис попал в плен. Спустя несколько месяцев ему удалось бежать из расположенного в Чили лагеря интернированных лиц, и он смог вернуться в Германию.

В ноябре того же года в звании капитан-лейтенанта Канарис получил задание организовать снабжение германских подводных лодок с территории Испании и Португалии. И это стало началом его службы в военной разведке.

После поражения кайзеровской Германии в Первой мировой войне Канарис служил офицером Веймарской республики, и для него, как и многих других немцев, Версальский мир стал не просто проигрышем, а несмываемым позором.

-3

Подписанный в Версале 28 июня 1919 года мирный договор не просто положил конец войне между Германией и антигерманской коалицией, но и растоптал германскую идентичность, унизив немцев как нацию. Ставшие главными победителями и выгодоприобретателями от победы над кайзеровской Германией Великобритания и Франция лишили всех немцев права на светлое будущее. Проигравшей стороне надлежало потерять всякую возможность вновь стать когда-либо конкурентом странам-победителям на мировой арене.

После войны страна погрузилась в глубокий экономический кризис. Немецкая марка свалилась в крутое пике, обесцениваясь не в десятки, а в сотни и тысячи раз. Население стремительно нищало, цены на продукты бесстыдно росли каждый день.

Краеугольным камнем при подготовке мирного оглашения стал вопрос о численности немецкой армии. Она фактически потеряла право на существование, должна была перестать нести угрозу европейским странам. Победители приняли решение, что большая часть имеющихся у Германии запасов оружия и все укрепления к западу от Рейна — а также вдоль его восточного берега — подлежали уничтожению. Нескольким германским заводам разрешалось производить оружие и боеприпасы ограниченных характеристик, а любой импорт военного снаряжения попал под запрет. Категорически запрещалось проводить военную подготовку, а в средних школах и университетах Германии студенты больше не являлись курсантами.

-4

Но падать духом Вильгельм Канарис не собирался. Однажды связав себя с разведкой, он хорошо видел процессы, протекающие в стороне от чужих глаз. Регулярно общался с людьми, которых не устраивала сложившаяся ситуация. И знал, что Германия должна вновь возродиться из пепла, вернув себе былое величие.

Продолжая службу в командовании флота Веймарской республики (рейхсмарине), а затем старшим помощником на учебном крейсере «Берлин», он активно участвовал в создании германского военно-морского и подводного флота, запрещенного по условиям Версальского мира. В мае 1924 года направился с секретной миссией в Японию, чтобы договориться о производстве подводных лодок. С помощью созданной ещё во время войны агентурной сети наладил тайное размещение заказов для ВМС в Испании. При его непосредственном участии удалось организовать обучение немецких лётчиков в Испанском Марокко.

Всё, что касалось тайного вооружения военного флота, проходило при самом деятельном участии Вильгельма Канариса. Он продолжал поддерживать контакты с представителями спецслужб стран, некогда дружественных кайзеровской Германии, потому неудивительно, что когда Гитлер пришел к власти, на Канариса обратили внимание. Его карьера стремительно пошла в гору.

Но поначалу к нему долго присматривались. В характеристике от ноября 1933 года, которая легла на стол Гитлеру, рекомендовалось "использовать Канариса на командных должностях, где требуется острая наблюдательность и искусство дипломатического лавирования, а также на должностях, где мог бы быть полезен его широкий кругозор". И когда, получив звание контр-адмирала и назначение на должность главы абвера, Вильгельм Канарис 5 января 1935 года впервые перешагнул порог штаб-квартиры военной разведки, расположенной на улице Тирпицуфер, в его голове уже сформировался план решительных действий.

-5

В то время абвер был крайне слабой структурой, предшественник Канариса, капитан 1-го ранга Патциг был снят с должности после грандиозного скандала. Незадолго до этого внедрившемуся в военное руководство агенту иностранных спецслужб удалось выкрасть из генерального штаба вермахта множество секретных документов.

От Канариса требовалось сделать всё от него зависящее, чтобы подобное больше никогда не повторилось. С его приходом абвер за короткое время разросся от нескольких десятков до нескольких тысяч сотрудников. Вместо двух секторов - "Восток" и "Запад" - появились 4 оперативных отдела, а также штаб (начальник - генерал-майор Г.Остер), шифровальная служба, диверсионное подразделение и даже собственные боевые части, трансформировавшиеся в 1942 году в дивизию "Бранденбург".

Всё это служило только одной цели - сделать Германию снова великой, построить новый тысячелетний Рейх, который будет править миром, а для этого требовалось поддерживать и направлять агрессивные устремления вермахта не только в Европе, но и далеко за её пределами.

-6

Отличавшийся особой проницательностью, хорошими аналитическими способностями и обладавший богатым опытом службы в разведке, Канарис уже после начала польской кампании видел, что ослепленный своим фанатизмом фюрер рано или поздно приведет Германию к краху. И когда план Барбаросса увяз в грязи Смоленщины и в ленинградских болотах, а мечты о блицкриге оказались скованны лютыми российскими морозами под Москвой, глава абвера после поездки на Восточный фронт и оценки боеспособности вермахта пришел к неутешительному выводу.

Если русская армия дезорганизована и истощена, то и мы также... Если положение России тяжелое, то оно все же едва ли может быть хуже, чем наше собственное, - записал он в своём дневнике.

Абвер многое сделал для покорения Европы, с помощью разветвленной агентурной сети собирал разведывательную информацию на территории СССР, но когда вермахт стал терпеть неудачи, столкнувшись с неумолимой стойкостью Красной Армии и удивительным единением советского народа, готового не покладая рук работать "ради фронта, ради победы", именно Канариса обвинили во многих провалах. К тому же "доброжелатели", которых вокруг Гитлера было в избытке, донесли до него, что Маленький адмирал тесно общается с представителями иностранных разведок. И отчасти это соответствовало действительности.

Канариса обвинили в попытках вести сепаратные переговоры с западными странами-членами антигитлеровской коалиции, что само по себе соответствовало государственной измене. Кстати, обвинителями выступали те же самые люди, которые позже сами захотят договориться с Великобританией и США за спиной у фюрера.

Но Вильгельм Канарис был слишком весомой фигурой в Третьем рейхе, чтобы его можно было потопить лишь голословными обвинениями, он продержался на плаву до начала 1944 года, когда Гитлер все же внял советам приближенных и принял решение урезать возможности и полномочия абвера, в феврале передав функции военной разведки под управление Генриху Гиммлеру.

О слиянии абвера с СД Канарис узнал от начальника Верховного командования вооружённых сил нацистской Германии, генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля, после чего фактически был помещен под домашний арест в замок Лауэнштейн во Франконском лесу, где располагался исследовательский центр абвера.

Генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель на подписании капитуляции Германии, 8 мая 1945 года
Генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель на подписании капитуляции Германии, 8 мая 1945 года

10 марта главнокомандующий ВМФ сообщил Канарису, что 30 июня 1944 года он будет освобождён от действительной военной службы, 1 июня абвер был полностью расформирован. Для адмирала Канариса такое развитие событий фактически означало конец. Но ситуация стремительно менялась.

10 июня 1944 года Гитлер действительно подписал приказ об увольнении Канариса, но вскоре вернул его на военную службу в звании адмирала для особых поручений. Уже 1 июля Канарис был назначен начальником штаба при Верховном командовании вермахта по вопросам торговой и экономической войны, расположенном в Эйхе под Потсдамом.

До покушения на Адольфа Гитлера, организованного старшими и высшими офицерами вермахта, неудачная реализация которого поставит крест на жизнях многих представителей военного командования Третьего рейха, оставалось менее 2-х недель.

-8

Имел ли адмирал Канарис прямое отношение к заговору генералов против фюрера - об этом до сих пор спорят уважаемые историки. Сколько копий уже сломано и сколько диссертаций будет написано? Но в гестапо были уверены, что "да". Однако сам адмирал не сомневался, что и в этот раз справится с вызовами судьбы.

Когда 20 июля 1944 года сразу после взрыва, в котором должен был погибнуть Адольф Гитлер, с ним связался только что вернувшийся из ставки фюрера полковник Штауффенберг, уверенный в успехе диверсии, Канарис возмущенно бросил:

Да что вы такое говорите, Штауффенберг? В своем ли вы уме? Это все козни большевиков!..

Именно этот короткий разговор за неимением других улик люди Гиммлера постараются поставить ему в вину на допросах. Но категорически отрицавший своё участие в покушение, адмирал вывернет всё в свою пользу. Мастер хитроумных комбинаций, он наверняка догадывался, что его могут прослушивать:

Вот видите, я ведь правильно тогда сказал. А вы хотите обвинить меня в участии в заговоре!..
В ставке Гитлера. Клаус Шенк фон Штауффенберг крайний слева. 15июля 1944 г.
В ставке Гитлера. Клаус Шенк фон Штауффенберг крайний слева. 15июля 1944 г.

Вальтер Шелленберг доставил Канариса в концлагерь Фюрстенбюрг, где бывший глава абвера не терял надежды до последней минуты. Как вспоминал позже бывший начальник датской военной разведки обер-лейтенант Лундинг, сидевшего в соседней камере, адмирал не был ни безучастным, ни сломленным физически и не собирался давать признательные показания.

Однако люди, боровшиеся с Канарисом слишком хорошо его знали, и им было известно, что единственный, кому глава абвера доверял со всей искренностью, был его дневник. На поиски записей Канариса были брошены все силы, и в конце концов следствию удалось их обнаружить. Полученные записи со всей достоверностью показали, что адмирал знал о заговоре, в котором участвовали в том числе и его вчерашние подчиненные, и не предпринял никаких мер, чтобы предотвратить покушение.

После этого отношение к Канарису в концлагере изменилось. С ним перестали считаться. Во второй половине марта 1945 года в Фюрстенбюрг приехал начальник Главного управления имперской безопасности СС Эрнст Кальтенбруннер. О чем они говорили продолжительное время - неизвестно. Но после отъезда Кальтенбруннера положение Канариса значительно ухудшилось. Его начали избивать на допросах, чего раньше никогда не случалось. Теперь судьба его была предрешена.

8 апреля 1945 года Канариса вместе с другими заговорщиками, предавшими фюрера, прямо в лагере отдали под трибунал, который возглавлял штандартенфюрер СС Вальтер Хуппенкотен, командовавший совсем недавно СД на оккупированных польских территориях. Хуппенкотен признал всех виновными в организации покушения на Гитлера, приговорив к смертной казни через повешение.

Утром 9 апреля состоялась казнь, сопровождавшаяся весьма унизительными процедурами и издевками охраны (описать их невозможно, потому что Дзен заблокирует статью за "Шокирующий контент"). Приговоренных не просто повесили, а перед смертью изощренно пытали.

-10

Именно подозрения в участии в заговоре против Гитлера и мученическая смерть позволила некоторым историкам неоднократно настаивать на том, что адмирал Канарис стал жертвой нацистского режима. И есть в этом откровенное лукавство, если не сказать больше.

Находясь на службе нацистской Германии с момента прихода к власти Адольфа Гитлера и превратив абвер в мощнейшую структуру Третьего рейха, костью в горле вставшую у других соратников фюрера из-за разросшихся едва ли не безграничных полномочий, Канарис оказался лишь жертвой подковерных интриг. Схлестнувшись в схватке с шефом гестапо Мюллером и руководителем СД Шелленбергом, имевшими своих союзников, Маленький адмирал проиграл, расплатившись собственной жизнью. Но оттого его вина за развязанную войну, в горниле которой сгорели десятки миллионов жизней, за людобойную сущность гитлеровского режима, который он всячески поддерживал, исправно руководя разведкой и контрразведкой, ничуть не стала меньше.

Смерть Вильгельма Канариса на виселице предвосхитила самоубийство Гитлера и падение Третьего рейха. До Великой Победы оставался месяц...

Спасибо, что дочитали до конца.

__________________________________

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.

Понравилась статья - с вас лайк))