1973 год, Канзас. Капитан зелёных беретов возвращается с Вьетнамской войны, и забредает в небольшой городок Дрери. Здесь он находит старую заброшенную карусель, которую решает починить. Кто-то из горожан поддерживает его, в то время как другие смеются над мечтой солдата и всячески мешают..
Этому фильму отчаянно не повезло столкнуться с определёнными трудностями в производстве, отчего он в итоге увидел свет спустя десять лет после начала съёмок. Жаль по той причине, что сложись обстоятельства иначе, возможно, что и карьера Дэвида Кэрредина сложилась бы совсем иначе, поскольку он имел бы все шансы войти в когорту тех певцов духовной свободы, которые получили шанс творить на экране неприукрашенную реальность после успеха «Беспечного ездока».
Ныне «Американа» отчаянно сравнивается с вышедшей незадолго до неё «Первой кровью» о Джоне Рэмбо – и воспринимается критиками как исключительно гуманистическая версия похождений вчерашних героев, более не нужных своей стране. Но сие сравнение малость некорректно уже по той причине, что воспринимать «Американу» следовало бы больше именно в оглядке на «Беспечного ездока» или «Избавление». В крайнем случае – ориентируясь на вышедшие во второй половине 70-ых фильмы с Робертом де Ниро – «Таксист» и «Охотник на оленей».
Подобно тому, как американцы традиционно говорят, что всё будет хорошо, так и главный герой «Американы» живёт слепой надеждой на нормальную жизнь. Выпавший из этой мелкосуетливой реальности, теперь он забыл о всех мелочах, что так пугают местных – внешний вид, манеры и пр. Лишь внутреннее стремление прийти к этому самому «all right», демонстрируемое через стоический ремонт карусели.
Кстати говоря, трудно вспомнить другой фильм (в том числе о ветеранах Вьетнама), где настолько сильно переживаешь за главного героя, который с буддистским спокойствием выдерживает издевательства диковатых провинциалов, лишь изредка позволяя себе проявить остроту ума. Вот это самое преодоление ощущается зрителем чуть ли не физически, подобно тяготам, что выносил герой в «Весна, лето, зима… и снова весна».
А финал и вовсе навеет ассоциации с классической лентой «Лучшие годы нашей жизни» - где всё в одночасье не становилось суперздорово – но где-то в душе герой наконец-то преодолевал рубеж по спасению своей души. И если герой Кэрредина даже и не обретает покой, а двинется в соседнюю деревню чинить тамошнюю карусель, он как минимум нашёл для себя смысл в том, чтобы собирать эти камни. И между прочим - монтаж из грядущих эпизодов на вступительных титрах недвусмысленно намекает, что это не первый круг, и жизнь не укатит радостно в закат, закрыв какой-нибудь гештальт.
К просмотру категорически рекомендуется если всегда интересовали фильмы о «вьетнамском синдроме», и если есть желание открыть для себя Кэрредина не только как легенду эксплотейшнов – здесь он выступает и как выдающийся актёр, демонстрирующий довольно приземлённую и тонкую игру, и как режиссёр, который без типичных приёмов берёт за живое, и как славный бард - одна только его баллада «Let me take you a ride» - вроде бы такая простецкая, а в то же время душевная.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.