Найти в Дзене
Фильманьяк

Американа (1981) - есть тёмная лошадка в американской мечте

Съёмки фильма начались в 1973 году, а закончились 1981. Премьера состоялась только в 1983.
Съёмки фильма начались в 1973 году, а закончились 1981. Премьера состоялась только в 1983.
1973 год, Канзас. Капитан зелёных беретов возвращается с Вьетнамской войны, и забредает в небольшой городок Дрери. Здесь он находит старую заброшенную карусель, которую решает починить. Кто-то из горожан поддерживает его, в то время как другие смеются над мечтой солдата и всячески мешают..
Съёмочная команда составила всего 26 человек, преимущественно из числа друзей и коллег Кэрредина. В массовке снимались местные жители.
Съёмочная команда составила всего 26 человек, преимущественно из числа друзей и коллег Кэрредина. В массовке снимались местные жители.

Этому фильму отчаянно не повезло столкнуться с определёнными трудностями в производстве, отчего он в итоге увидел свет спустя десять лет после начала съёмок. Жаль по той причине, что сложись обстоятельства иначе, возможно, что и карьера Дэвида Кэрредина сложилась бы совсем иначе, поскольку он имел бы все шансы войти в когорту тех певцов духовной свободы, которые получили шанс творить на экране неприукрашенную реальность после успеха «Беспечного ездока».

Сценарий частично основан на рассказе Генри Мортона Робинсона, действие которого происходит после Второй мировой войны.
Сценарий частично основан на рассказе Генри Мортона Робинсона, действие которого происходит после Второй мировой войны.

Ныне «Американа» отчаянно сравнивается с вышедшей незадолго до неё «Первой кровью» о Джоне Рэмбо – и воспринимается критиками как исключительно гуманистическая версия похождений вчерашних героев, более не нужных своей стране. Но сие сравнение малость некорректно уже по той причине, что воспринимать «Американу» следовало бы больше именно в оглядке на «Беспечного ездока» или «Избавление». В крайнем случае – ориентируясь на вышедшие во второй половине 70-ых фильмы с Робертом де Ниро – «Таксист» и «Охотник на оленей».

Название фильма появилось благодаря случайности. Согласно первоначальному замыслу, фильм назывался «Around». Когда Кэрредин выбирал оформление титров, ему на глаза попался шрифт под названием «Americana». Дэвид мгновенно понял, что нашёл идеальное название.
Название фильма появилось благодаря случайности. Согласно первоначальному замыслу, фильм назывался «Around». Когда Кэрредин выбирал оформление титров, ему на глаза попался шрифт под названием «Americana». Дэвид мгновенно понял, что нашёл идеальное название.

Подобно тому, как американцы традиционно говорят, что всё будет хорошо, так и главный герой «Американы» живёт слепой надеждой на нормальную жизнь. Выпавший из этой мелкосуетливой реальности, теперь он забыл о всех мелочах, что так пугают местных – внешний вид, манеры и пр. Лишь внутреннее стремление прийти к этому самому «all right», демонстрируемое через стоический ремонт карусели.

«Why?» - «Because it's broken». Символизм фильма великолепно отражает ту пропасть непонимания, что лежит между обывателями и вернувшимся с бойни американским солдатом. Кстати говоря, именно так в титрах и обозначен главный герой.
«Why?» - «Because it's broken». Символизм фильма великолепно отражает ту пропасть непонимания, что лежит между обывателями и вернувшимся с бойни американским солдатом. Кстати говоря, именно так в титрах и обозначен главный герой.

Кстати говоря, трудно вспомнить другой фильм (в том числе о ветеранах Вьетнама), где настолько сильно переживаешь за главного героя, который с буддистским спокойствием выдерживает издевательства диковатых провинциалов, лишь изредка позволяя себе проявить остроту ума. Вот это самое преодоление ощущается зрителем чуть ли не физически, подобно тяготам, что выносил герой в «Весна, лето, зима… и снова весна».

В ходе монтажа Кэрредин опирался на советы, которые получил от Мартина Скорсезе и Ингмара Бергмана. И действительно - его фильм напрочь лишён каких-либо вычурных кадров, но при внешней простоте обладает очень мощным воздействием.
В ходе монтажа Кэрредин опирался на советы, которые получил от Мартина Скорсезе и Ингмара Бергмана. И действительно - его фильм напрочь лишён каких-либо вычурных кадров, но при внешней простоте обладает очень мощным воздействием.

А финал и вовсе навеет ассоциации с классической лентой «Лучшие годы нашей жизни» - где всё в одночасье не становилось суперздорово – но где-то в душе герой наконец-то преодолевал рубеж по спасению своей души. И если герой Кэрредина даже и не обретает покой, а двинется в соседнюю деревню чинить тамошнюю карусель, он как минимум нашёл для себя смысл в том, чтобы собирать эти камни. И между прочим - монтаж из грядущих эпизодов на вступительных титрах недвусмысленно намекает, что это не первый круг, и жизнь не укатит радостно в закат, закрыв какой-нибудь гештальт.

Кэрредин влез в долги и снимался в B-movie ради обеспечения финансирования. Он очень болезненно воспринял негативную реакцию критиков, после чего оставил мечты снимать своё кино без контроля со стороны крупных студий.
Кэрредин влез в долги и снимался в B-movie ради обеспечения финансирования. Он очень болезненно воспринял негативную реакцию критиков, после чего оставил мечты снимать своё кино без контроля со стороны крупных студий.

К просмотру категорически рекомендуется если всегда интересовали фильмы о «вьетнамском синдроме», и если есть желание открыть для себя Кэрредина не только как легенду эксплотейшнов – здесь он выступает и как выдающийся актёр, демонстрирующий довольно приземлённую и тонкую игру, и как режиссёр, который без типичных приёмов берёт за живое, и как славный бард - одна только его баллада «Let me take you a ride» - вроде бы такая простецкая, а в то же время душевная.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.