Найти в Дзене
ХХ век в войнах

Хайнц-Дитер Грамберг. Боевой путь летчика ПВО.

Германские авиационные механики направляются к совершившему посадку самолету "Фокке-Вульф" FW-190A-8/R2 обер-лейтенанта Хайнца-Дитера Грамберга из 8-го штаффеля истребительной эскадры JG 300. Германия, аэродром Лёбнитц, декабрь 1944 года.
Германские авиационные механики направляются к совершившему посадку самолету "Фокке-Вульф" FW-190A-8/R2 обер-лейтенанта Хайнца-Дитера Грамберга из 8-го штаффеля истребительной эскадры JG 300. Германия, аэродром Лёбнитц, декабрь 1944 года.

Хайнц-Дитер Грамберг, начинавший обучение в качестве пилота осенью 1941-го, попал в боевую часть спустя три года. К тому времени он уже имел звание
обер-лейтенанта и немалый опыт полетов на одномоторных истребителях.
Сперва молодого офицера направили в эскадру JG 77 "Червовый туз", но затем перераспределили в 8-й штаффель эскадры JG 300. Подразделение, как и вся 2-я группа эскадры, имело на вооружении самолеты "Фокке-Вульф" FW-190A-8/R2, предназначавшиеся в первую очередь для атак на плотные боевые построения американских четырехмоторных бомбардировщиков. Высокая живучесть давала этим истребителям больше шансов устоять под огнем неприятельских крупнокалиберных пулеметов, а наличие пары 30-мм пушек MK 108 позволяло наносить тяжелейшие повреждения "Летающим крепостям" и "Либерейторам", даже если в цель попадал всего один снаряд. С другой стороны, FW-190A-8/R2 было сложно вести бой против имевших более высокие характеристики "Мустангов", так что обычно пилоты "Фокке-Вульфов" из 2-й группы эскадры JG 300 шли в атаку под прикрытием более легких и маневренных "Мессершмиттов" Bf-109G-14, состоявших на вооружении 1-й и 3-й групп.

Боевой дебют обернулся для обер-лейтенанта Грамберга фиаско и едва не стоил
авиатору жизни. Это случилось 27 ноября 1944 года. Десять американских истребительных авиагрупп из состава 8-й воздушной армии общей численностью в 460 "Мустангов" и "Тандерболтов" совершили рейд в район
Мерзебурга, применив следующую хитрость: две сотни машин шли на небольшой скорости в плотном строю, имитирующем строй четырехмоторных
бомбардировщиков. Остальные же держались поодаль, рассчитывая вступить в сражение лишь после того, как немцы "клюнут" на приманку. Этот план сработал. Операторы германских радиолокационных станций определили
приближающееся соединение, как армаду бомбардировщиков, идущих в
сопровождении эскорта, не сильно заботящегося о том, чтобы выдерживать
дистанцию прикрытия. На перехват тут же устремились истребители эскадр
JG 1, JG 3, JG 300 и JG 301. Летчики первых двух в последний момент заподозрили неладное и вовремя успели отказаться от своего первоначального намерения, а вот 300-я и 301-я угодили в подготовленную противником воздушную западню. Американцы блестяще реализовали элемент внезапности, тактическое и численное превосходство, сбив 39 "Мессершмиттов" и "Фокке-Вульфов" без потерь со своей стороны. Погибло 27 немецких авиаторов, еще 8 получили ранения. Одним из четверых пилотов Люфтваффе, сбитых в том бою, но при этом оставшихся невредимыми, был Хайнц-Дитер Грамберг.

Свою первую победу Хайнц-Дитер одержал 17 декабря 1944 года. В тот день
четырехмоторные бомбардировщики американской 15-й воздушной армии
нанесли массированные удары по промышленным объектам, расположенным на территории входивших тогда в состав Рейха Австрии и Чехии. В рейде
участвовало 336 "Либерейторов" и 191 "Летающая крепость", прикрытие
которых обеспечивали 207 истребителей "Мустанг" и 93 "Лайтнинга". Немцы
могли противопоставить этой армаде чуть более сотни "Мессершмиттов" и
"Фокке-Вульфов" из эскадр JG 300 и JG 301.
На свою беду, американцы понадеялись на плохую погоду, установившуюся над районом базирования истребителей Люфтваффе. Между тем, почти все летчики, служившие в JG 300, имели очень хорошую подготовку к полетам ночью или в
неблагоприятных погодных условиях. Руководствуясь данными, получаемыми с
наземных радиолокационных станций, немцы без особого труда прошли через
густую облачность, сохранив строй, а затем обрушились на соединение "Либерейторов" из 49-го бомбардировочного авиакрыла, эскорт которого как раз в этот момент оказался на слишком большом удалении от подопечных. С
первого же захода пилоты "Фокке-Вульфов" сбили девять B-24, и один из этих бомбардировщиков пошел на счет обер-лейтенанта Грамберга. Вторая атака стоила американцам еще десятка "Либерейторов". И лишь затем к месту сражения подоспели "Лайтнинги" и "Мустанги", остановившие дальнейший разгром. Теперь немцы сами оказались в положении обороняющихся и спустя 15 минут бой завершился. Американцы лишились 25 "Либерейторов", 4 "Лайтнингов" и 2 "Мустангов", но и эскадра JG 300 понесла тяжелый урон, потеряв сбитыми и тяжело поврежденными 14 "Фокке-Вульфов" и 22 "Мессершмитта". При этом погибло 19 немецких летчиков, еще шестеро получили ранения.

Следующая воздушная баталия, состоявшаяся 24 декабря, стала для Грамберга и его товарищей тяжелым поражением. 2-я группа эскадры JG 300 и 3-я группа
эскадры JG 301 попытались перехватить соединения американских четырехмоторных бомбардировщиков, совершавшие налет на аэродромы в
районе Марбург - Дармштадт. Обе группы имели на вооружении истребители
FW-190 и действовали на сей раз без прикрытия "Мессершмиттов", что привело к весьма драматическим последствиям. Над Фульдой немцев встретили 76 "Мустангов" из 357-й истребительной авиагруппы и в итоге пилоты Люфтваффе не смогли приблизиться к "Летающим крепостям" даже на расстояние видимости. II./JG 300 потеряла в том бою 14 самолетов. Шесть летчиков, включая одного из лучших асов эскадры Клауса Бретшнайдера, погибли, еще семеро получили ранения. В числе раненых оказался и Хайнц-Дитер Грамберг. Американцам этот успех стоил всего трех "Мустангов".

Поскольку ранение было легким, уже спустя две недели Грамберг вернулся в строй. К тому времени эскадра восстановилась до штатного состава, однако
подготовка свежего пополнения оставляла желать много лучшего. В основном
то были молодые унтер-офицеры и ефрейторы, недавно завершившие курс
обучения и имевшие по 120 часов налета, причем общего, а не только на боевых машинах. Успешно атаковать тяжелые бомбардировщики они могли, но
вот в боях против американских истребителей были практически беспомощны. Дефицит хорошо подготовленных кадров способствовал продвижению тех, кто уже имел опыт сражений, и в начале января 1945 года Хайнц-Дитер получил должность командира 5-го штаффеля. Это притом, что его собственный боевой опыт составлял менее двух месяцев, а на счету числился всего один сбитый вражеский самолет.

14 января 370 американских "Летающих крепостей", сопровождаемых 331 "Мустангом", совершили налет на германские заводы по производству синтетического горючего, находившиеся в районе Магдебурга. Истребители эскадры JG 300 поднялись на перехват, и поначалу им сопутствовала удача: самолеты 390-й бомбардировочной авиагруппы отстали от общего строя на 16 километров и на какое-то время остались без прикрытия. Это произошло потому, что на B-17 командира 568-й эскадрильи уже на маршруте выявились проблемы с двигателями и машина оказалась не в состоянии поддерживать нужную скорость. "Фокке-Вульфы" обрушились именно на этих отставших, однако тут сказался низкий уровень подготовки большинства участвовавших в атаке немецких летчиков. Они нападали на противника несогласованно, отдельными парами, и в большинстве своем открывали огонь со слишком большой дистанции, не нанося бомбардировщикам фатальных повреждений. Будь оно иначе - 390-я группа могла потерпеть чудовищный разгром, но и без того немцам удалось сбить восемь B-17 и повредить еще четырнадцать, причем одну из поврежденных "Летающих крепостей" по возвращении на базу пришлось списать. Большую часть побед одержали пилоты 8-го штаффеля, а из 5-го успеха смог добиться лишь командир - обер-лейтенант Грамберг. А затем к
месту сражения подоспели "Мустанги".
То были "старые знакомые" из 357-й истребительной авиагруппы, и действовали они с сокрушительной эффективностью. В ходе 10-минутной схватки американцам удалось сбить 56 самолетов эскадры. При этом погибло 32 немецких летчика, а еще 7 были ранены. "Мессершмитты", обеспечивавшие прикрытие "Фокке-Вульфам", делали все, что могли, но сумели сбить всего один "Мустанг" - и здесь опять сказался низкий уровень подготовки большинства пилотов Люфтваффе, участвовавших в бою. Так JG 300 лишилась половины своей боевой мощи, а 357-я авиагруппа добилась самого крупного успеха за всю историю истребительных частей, входивших в состав 8-й воздушной армии.

Это было последнее воздушное сражение, в котором принимал участие
Хайнц-Дитер. Пока эскадра приходила в себя после понесенных потерь, на
Восточном фронте Красная армия развернула стремительное наступление в
междуречье Вислы и Одера. 24 января войска 1-го Украинского фронта вышли
в район Бреслау и попытались сходу захватить плацдармы на западном берегу Одера. Для противодействия этой угрозе командование Люфтваффе задействовало все находившиеся близ того участка свободные силы, включая
истребителей ПВО, которым теперь предстояло действовать в непривычной
для себя роли штурмовиков.
Одной из приоритетных целей для немецких летчиков стали подразделения 10-го гвардейского танкового корпуса, продвигавшиеся со стороны Трахенберга (ныне Жмигруд, Польша) к городу Штайнау (ныне Сьцинава, Польша), где находились мосты через Одер. Служивший в 1-й группе эскадры JG 300 лейтенант Фридрих-Вильгельм Шенк вспоминал об этих событиях так:

"Когда позволяла погода, мы совершали непрерывные вылеты, иногда до восьми в день. Поля и дороги между деревнями кишели тысячами людей, которые пытались спастись в сильный мороз от советского вторжения. Большинство колонн беженцев направлялись к Дрездену. С неба эти колонны гражданских, заполонившие все дороги, рисовали картину ужасных страданий. Русские наступали повсюду. Мы летали на штурмовки с переменным успехом -
стрельба с малой высоты по танкам, автомобилям и пехотинцам была непростой задачей."

Авиация сыграла немалую роль в сдерживании советского наступления. Одной из причин стало то обстоятельство, что истребители ВВС РККА не успевали
своевременно перебазироваться за быстро продвигавшимися сухопутными
войсками и на какое-то время последние остались без воздушного прикрытия. Так, в тексте боевого приказа № 5/оп, изданного штабом 10-го гвардейского танкового корпуса вечером 24 января 1945 года, сказано следующее:

"Противник почувствовал угрозу, выбросил большие отряды истребительной и противотанковой авиации, которая ввиду отсутствия нашей авиации и зенитных средств свободно и безнаказанно обстреливала и бомбила боевые порядки наших частей."

Согласно оперативной сводке штаба того же соединения, в течение суток немецкие летчики совершили около 1000 самолето-вылетов, уничтожив 13 танков и самоходных орудий а также 5 автомобилей. Потери личного состава корпуса убитыми и ранеными в результате атак с воздуха превысили 200 человек.
По официальным немецким данным, в тот день обер-лейтенант Грамберг
совершил свой последний боевой вылет. Во время одной из штурмовок его
"Фокке-Вульф" попал под обстрел зенитных орудий и был сбит, а пилоту не
удалось покинуть падающую машину. Свидетелем гибели Хайнца-Дитера стал
лейтенант Виктор Хайманн, летевший со своим командиром в качестве ведомого. FW-190 Хайманна тоже был подбит, но летчик сумел долететь до
западного берега реки и совершить вынужденную посадку. Стоит отметить,
что в советских документах, имеющих отношение к событиям, происходившим
24 января в районе Штайнау, нет ни одного упоминания о сбитых или
поврежденных немецких самолетах. Зато в отчете о действиях 396-го
зенитного полка, входившего в состав наступавшего чуть севернее 6-го
гвардейского механизированного корпуса, говорится о двух "Фокке-Вульфах", подбитых над переправой через Одер утром 25 января. Так что, возможно, в документах германской стороны имеется ошибка в дате.
Как бы то ни было, выживший в сражениях против армад американских тяжелых бомбардировщиков и истребителей командир 5-го штаффеля эскадры JG 300 погиб от огня советских зенитных орудий, совершая свой последний боевой вылет в роли штурмовика.

Michael Traurig