Сборник: Р.А. Дощинский, И.П. Цыбулько, Г.Р. Дякина, С.Л. Иванов (36 вариантов)
Вариант №25
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) «Сынок, посмотри на меня!» – ласково произнесла мама, в глазах которой виден был океан материнской любви!
Б) Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум –
Буря на море и думы,
Много мучительных дум.
(А.А. Фет)
В) Как долго ждали мы тебя, весна!
(Я. Омельченко)
Г) И каковы же причины сложившейся ситуации? Они заключаются в безалаберном, вызывающем, совершенно неподобающем отношении ответственных лиц к своим обязанностям.
Д) Не станет нас. А миру – хоть бы что!
Исчезнем мы. А миру – хоть бы что!
(О. Хайям)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) риторический вопрос
2) эпифора
3) аллитерация
4) метонимия
5) градация
6) ассонанс
7) риторическое обращение
8) литота
9) метафора
*
*
*
*
*
*
*
А) «Сынок, посмотри на меня!» – ласково произнесла мама, в глазах которой виден был океан материнской любви!
«океан материнской любви» — это метафора, где безграничные материнские чувства сравниваются с бескрайним океаном.
Метафора (от греческого «перенос») – это скрытое сравнение, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другой по принципу сходства.
Б) Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум –
Буря на море и думы,
Много мучительных дум.
Ассонанс – повтор гласных звуков.
В стихотворении повторяется гласный звук [у] в словах: "буря", "шум", "думы", "мучительных". Такой повтор называется ассонансом. Он помогает передать завывание ветра и создать тревожное настроение.
В) Как долго ждали мы тебя, весна!
Риторическое обращение – обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или отсутствующему лицу.
В этой строке используется риторическое обращение к весне.
Г) И каковы же причины сложившейся ситуации? Они заключаются в безалаберном, вызывающем, совершенно неподобающем отношении ответственных лиц к своим обязанностям.
Градация – части высказывания, расположенные в порядке возрастания или убывания признака.
В этом предложении используется градация. Здесь автор последовательно нагнетает эмоциональную оценку, переходя от более мягкого определения к наиболее резкому:
- Сначала указывается на простую небрежность ("безалаберном")
- Затем добавляется элемент намеренного пренебрежения ("вызывающем")
- В завершение дается категоричная оценка ("совершенно неподобающем")
Каждое следующее определение усиливает предыдущее, достигая максимальной эмоциональной силы в финале.
Д) Не станет нас. А миру – хоть бы что!
Исчезнем мы. А миру – хоть бы что!
Эпифора – повторение одинаковых слов или оборотов в конце стихотворных строк или предложений.
В этих строках эпифора проявляется в повторении фразы «А миру – хоть бы что!» в конце обоих стихов.
Ответ:
А – 9 (метафора),
Б – 6 (ассонанс),
В – 7 (риторическое обращение),
Г – 5 (градация),
Д – 2 (эпифора).
Не пропустите ☝️❗
Друзья! Если статья была полезной, ставьте 👍
И не забудьте подписаться ✍️