Найти в Дзене
ЕГЭ Compass | Русский язык

22 задание с объяснениями по сборнику Р.А. Дощинского

Сборник: Р.А. Дощинский, И.П. Цыбулько, Г.Р. Дякина, С.Л. Иванов (36 вариантов)

Вариант №25

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) «Сынок, посмотри на меня!» – ласково произнесла мама, в глазах которой виден был океан материнской любви!

Б) Буря на небе вечернем,

Моря сердитого шум –

Буря на море и думы,

Много мучительных дум.

(А.А. Фет)

В) Как долго ждали мы тебя, весна!

(Я. Омельченко)

Г) И каковы же причины сложившейся ситуации? Они заключаются в безалаберном, вызывающем, совершенно неподобающем отношении ответственных лиц к своим обязанностям.

Д) Не станет нас. А миру – хоть бы что!

Исчезнем мы. А миру – хоть бы что!

(О. Хайям)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1) риторический вопрос

2) эпифора

3) аллитерация

4) метонимия

5) градация

6) ассонанс

7) риторическое обращение

8) литота

9) метафора

*

*

*

*

*

*

*

А) «Сынок, посмотри на меня!» – ласково произнесла мама, в глазах которой виден был океан материнской любви!

«океан материнской любви» — это метафора, где безграничные материнские чувства сравниваются с бескрайним океаном.

Метафора (от греческого «перенос») – это скрытое сравнение, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другой по принципу сходства.

Б) Буря на небе вечернем,

Моря сердитого шум –

Буря на море и думы,

Много мучительных дум.

Ассонанс – повтор гласных звуков.

В стихотворении повторяется гласный звук [у] в словах: "буря", "шум", "думы", "мучительных". Такой повтор называется ассонансом. Он помогает передать завывание ветра и создать тревожное настроение.

В) Как долго ждали мы тебя, весна!

Риторическое обращение – обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или отсутствующему лицу.

В этой строке используется риторическое обращение к весне.

Г) И каковы же причины сложившейся ситуации? Они заключаются в безалаберном, вызывающем, совершенно неподобающем отношении ответственных лиц к своим обязанностям.

Градация – части высказывания, расположенные в порядке возрастания или убывания признака.

В этом предложении используется градация. Здесь автор последовательно нагнетает эмоциональную оценку, переходя от более мягкого определения к наиболее резкому:

  • Сначала указывается на простую небрежность ("безалаберном")
  • Затем добавляется элемент намеренного пренебрежения ("вызывающем")
  • В завершение дается категоричная оценка ("совершенно неподобающем")

Каждое следующее определение усиливает предыдущее, достигая максимальной эмоциональной силы в финале.

Д) Не станет нас. А миру – хоть бы что!

Исчезнем мы. А миру – хоть бы что!

Эпифора – повторение одинаковых слов или оборотов в конце стихотворных строк или предложений.

В этих строках эпифора проявляется в повторении фразы «А миру – хоть бы что!» в конце обоих стихов.

Ответ:

А – 9 (метафора),

Б – 6 (ассонанс),

В – 7 (риторическое обращение),

Г – 5 (градация),

Д – 2 (эпифора).

Не пропустите ☝️❗

Друзья! Если статья была полезной, ставьте 👍

И не забудьте подписаться ✍️