Найти в Дзене

Абхазы открыли у себя новое кафе на заброшенной станции «Псырцха», тем самым лишив приезжих туристов интересного исторического объекта

Всем туристам, приезжающим в Абхазию, известно это место в Новом Афоне, унаследованное абхазами от великой и могучей страны СССР, в состав которой они некогда входили. Станция «Псырцха» открылась в советский период в 1944 году и благополучно выполняла свои функции вплоть до начала грузино-абхазской войны в 1992 году уже после распада Советского Союза. НОСТАЛЬГИЯ ПО ПРОШЛОМУ Когда-то через эту станцию проходили поезда в Грузию, и порталы тоннелей в стиле сталинской эпохи стали тогда последним участком в ходе строительства Закавказской железной дороги, и были введены в эксплуатацию сразу после официального запуска абхазской ветки ЗЖД. На этом довольно крупном перегоне между Сухумом и Псоу расположены два тоннеля, в верхней части которых ещё при СССР была построена разветвлённая вентиляционная система, до сих пор помогающая освежать воздух под землей, а внизу проходили железнодорожные рельсы, которые до сих пор содержатся в рабочем состоянии. В период своего расцвета станция «Псырцха» та

Всем туристам, приезжающим в Абхазию, известно это место в Новом Афоне, унаследованное абхазами от великой и могучей страны СССР, в состав которой они некогда входили. Станция «Псырцха» открылась в советский период в 1944 году и благополучно выполняла свои функции вплоть до начала грузино-абхазской войны в 1992 году уже после распада Советского Союза.

Станция «Псырцха» , 2024 год, фото автора
Станция «Псырцха» , 2024 год, фото автора
Станция «Псырцха» , 2024 год, фото автора
Станция «Псырцха» , 2024 год, фото автора

НОСТАЛЬГИЯ ПО ПРОШЛОМУ

Когда-то через эту станцию проходили поезда в Грузию, и порталы тоннелей в стиле сталинской эпохи стали тогда последним участком в ходе строительства Закавказской железной дороги, и были введены в эксплуатацию сразу после официального запуска абхазской ветки ЗЖД.

На этом довольно крупном перегоне между Сухумом и Псоу расположены два тоннеля, в верхней части которых ещё при СССР была построена разветвлённая вентиляционная система, до сих пор помогающая освежать воздух под землей, а внизу проходили железнодорожные рельсы, которые до сих пор содержатся в рабочем состоянии. В период своего расцвета станция «Псырцха» также была оборудована караульными постами, на которых попеременно дежурили солдаты внутренней охраны.

Высокий, круглый павильон, в котором много лет назад располагались билетные кассы, считался в советские времена эталоном изящества и восхищавший своей красотой. Это здание как бы нависает над водами водохранилища, образованного рекой Псцырха и создаёт немного таинственную и загадочную атмосферу.

История строительства станции «Псырцха» связана, прежде всего, с
человеком, которого в благодатном крае озёр, гор и водопадов знают все –
это архитектор Георгий Лежава. Его можно назвать флагманом грузинской
архитектуры – умелым рукам и креативному уму бесподобного мастера своим появлением обязан Тбилисский Дом правительства, кроме прочего, он
приложил творческие усилия и к созданию сооружений необычного вокзала в
Новом Афоне. (скопировано ВКонтакте у Bloom)
Фото из интернета. Станция «Псырцха»
Фото из интернета. Станция «Псырцха»

До 1951 года название станции было другим, она называлась "Дача", в 1958 году в её названию добавили немного грузинского акцента, и она стала станцией "Агараки", а в 1967 году ей решили дать то же название, что и у реки, протекающей здесь же, и так советская станция в Новом Афоне получила своё нынешнее название "Псырцха", что в переводе на русский означает «пихтовый родник».

А ЧТО ЖЕ БЫЛО ДАЛЬШЕ?

В 1993 году движение на абхазской железной дороге восстановили, и поезда по-прежнему проходили мимо этой станции, но уже не в Грузию, а просто курсировали между Псоу и Сухумом. Этот процесс происходил вплоть до 2002 года, остановки поезда здесь то продлевали, то сокращали, а в 2009 году станцию и вовсе упразднили, ликвидировали, и она превратилась в прекрасную, атмосферную заброшку, пользующуюся небывалым успехом у туристов.

До 2009 года на платформе останавливались электрички, ещё в 2024 году здесь раз в сутки ходили поезда из Москвы в Сухум, которые не останавливались на этой платформе, а с 2025 года, насколько это известно из новостных лент различных СМИ, абхазские власти планируют сделать там остановку "Ласточки", следующей в Абхазию из России.

"ЛОЖКА ДЁГТЯ"

Такие новшества, происходящие в Стране Души, нас всех радуют, если бы не одно "но", ибо свободный проход в круглый павильон будет, скорее закрыт для посещений, потому что там на днях открылось новое кафе.

Станция «Псырцха» в 2025 году. Фото из комментария на моём канале
Станция «Псырцха» в 2025 году. Фото из комментария на моём канале

Будем, надеяться, что цены в очередной абхазской едальне установят демократичные, а канализацию кафе оборудуют очистными сооружениями, чтобы сточные воды не стекали прямо в Псырцху, которая несёт свои чистые и прозрачные воды прямиком в море, где мы купаемся.

К слегка нелепому зданию недавно построенного там зеркального туалета почти в центре заповедной зоны добавился ещё один объект, который скрыл от глаза туристов, например, удивительный пол с шестиконечной звездой, разместив на нём столики и стулья. С появлением кафе на станции посетители этой достопримечательности утратили возможность фотографироваться внутри павильона и изучать его удивительную архитектуру.

Фото из интернета. Станция «Псырцха»
Фото из интернета. Станция «Псырцха»
Фото из интернета. Станция «Псырцха»
Фото из интернета. Станция «Псырцха»
Фото из интернета. Станция «Псырцха»
Фото из интернета. Станция «Псырцха»

Конечно, это прекрасно, что в Абхазии восстанавливаются исторические объекты, пришедшие в упадок, но весьма печально, что их заменяют местами общественного питания, вместо того, чтобы делать доступными для свободного обзора туристов, приезжающих в Страну Души за впечатлениями и духовным релаксом.

*******

Друзья, пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу и выкладывайте свои фотографии, которые, по всей вероятности, теперь обретают статус исторических снимков. Спасибо, что вы со мной!

Рекомендуем прочитать: