Найти в Дзене

Чернобыльская авария, академик Легасов

Об аварии на Чернобыльской АЭС я узнала от мамы, кажется. Помню, что она беспокоилась, потому что ее сестра в это время отдыхала в санатории на Украине. Не помню, рядом ли где-то с Киевом, а может быть, подо Львовым в Трускавце. Мне было 16 лет, и я мало что понимала, к тому же оканчивала школу. Позже, когда поступила в университет, со мной учились ребята, которые называли себя ликвидаторами. Активные такие были, через год поехали в Армению помогать бороться с последствиями землетрясения в Спитаке. Подробности об аварии на ЧАЭС я узнала много позже, когда стала работать журналистом. Эту темы сложно было избежать. Я разговаривала с конструкторами ядерных реакторов, специалистами по безопасности ЧАЭС, биологами. В Пущино есть Институт теоретической и экспериментальной биофизики, специалисты которого анализируют кровь ликвидаторов, которая до сих пор хранится, хотя прошло почти 40 лет. В начале карьеры я знала Владимира Степановича Губарева, журналиста старой школы. Он один из немногих ре
Афиша пьесы про академика Легасова в Тульском драмтеатре. Пьеса идет в рамках проекта о знаменитых туляках
Афиша пьесы про академика Легасова в Тульском драмтеатре. Пьеса идет в рамках проекта о знаменитых туляках

Об аварии на Чернобыльской АЭС я узнала от мамы, кажется. Помню, что она беспокоилась, потому что ее сестра в это время отдыхала в санатории на Украине. Не помню, рядом ли где-то с Киевом, а может быть, подо Львовым в Трускавце. Мне было 16 лет, и я мало что понимала, к тому же оканчивала школу. Позже, когда поступила в университет, со мной учились ребята, которые называли себя ликвидаторами. Активные такие были, через год поехали в Армению помогать бороться с последствиями землетрясения в Спитаке.

Подробности об аварии на ЧАЭС я узнала много позже, когда стала работать журналистом. Эту темы сложно было избежать. Я разговаривала с конструкторами ядерных реакторов, специалистами по безопасности ЧАЭС, биологами. В Пущино есть Институт теоретической и экспериментальной биофизики, специалисты которого анализируют кровь ликвидаторов, которая до сих пор хранится, хотя прошло почти 40 лет.

Тульский драматический театр
Тульский драматический театр

В начале карьеры я знала Владимира Степановича Губарева, журналиста старой школы. Он один из немногих репортеров, кого допустили на ЧАЭС после аварии. У него есть книги об этом, пьесы «Саркофаг», «Невеста Чернобыля». Всю последующую долгую жизнь он вспоминал об аварии, людях, последствиях. Его не хотели брать в штат СМИ из-за льгот ликвидатора — так он говорил, может и в шутку. Помогли «секретные академики», пристроили в Росатом.

Секретные академики — это ученые, работавшие над гражданскими ядерными программами. И хотя они были действительными членами РАН, управляло этим направлением Министерство среднего машиностроения. Кстати, ИФВЭ в Протвино тоже ему подчинялся. Возможно, из-за этого многие думали, что у нас работает ядерный реактор. Это не так, у нас — ускоритель частиц, а реактор рядом был — в Обнинске.

Подземный тоннель УНК в Протвино, Фото ОУК ИФВЭ
Подземный тоннель УНК в Протвино, Фото ОУК ИФВЭ

Губарев всегда говорил, что мы слишком рано открыли ядерную энергию, мы не были к ней готовы. Возможно, поэтому и не смогли избежать первой ядерной техногенной катастрофы в истории человечества.

Почему катастрофа произошла в СССР — вопрос особый. Чтобы разобраться, смотрите спектакль «Легасов. Надо жить» в Тульском драматическом театре. Мы посмотрели вчера, в 39-ю годовщину аварии. Академик Легасов отправился на ЧАЭС через несколько часов после того, как стало известно о взрыве реактора. Его направили от правительства разобраться в причинах. Он должен был провести там несколько недель, а проработал четыре месяца. Побывал в разрушенном энергоблоке, получил 4-кратную дозу облучения. Затем скрупулезно собрал все данные, подготовил с коллегами доклад и привез его в Женеву на заседание МАГАТЭ. Там ждали Горбачева на доклад перед мировым сообществом, а приехал ученый. Легасова спрашивали: «Вы кто?» Он в течение пяти часов докладывал все обстоятельства аварии и последствий. Это произвело на экспертов большое впечатление. Узнав подробности, Европейские страны, которые пострадали от радиоактивного облака, не стали выставлять СССР многомиллионные иски.

Валерий Легасов родился в Туле и провел там первые годы жизни, затем с родителями уехал в Курск и потом в Москву, где окончил школу с золотой медалью. Я брала сотни интервью у академиков, и в большинстве случаев где-то там далеко в прошлом всегда была эта золотая медаль. Легасов окончил химический вуз, был комсомольским работником. Очень быстро поднимался по карьерной лестнице. Если почитать биографию — типичный административный работник. Но когда он оказался в Чернобыле, то проявил там совсем нетипичные качества.

Академик Легасов ушел из жизни добровольно через два года после аварии, будучи смертельно больным. Об этом ходит много слухов. Но не надо им верить, лучше съездите в Тулу и посмотрите пьесу. Она короткая, всего час, но драматургу Рагиму Мусаеву удалось сделать ее динамичной и захватывающей. Доказательства тому — полный зал, не издавший ни звука. Через личность Легасова рассказывается о трагедии с большим уважением к тем, кого она коснулась.

Ну а наш театральный сезон только начинается. Следите за новыми постами.

Спасибо, что дочитали до конца. Подпишитесь, пожалуйста, поставьте лайк. Ваша поддержка мотивирует меня развивать канал.

Все фото в статье принадлежат автору канала, если не указано иное. Их можно использовать, соблюдая лицензию CC BY-NC-SA 4.0. При републикации обязательно указывайте название канала и ставьте активную ссылку.