Найти в Дзене
Светлана Дьяконова

Группа «Чайф»: смешение стилей. И всё же в основе – рок

Оглавление

С вами Михаил Акимов. Здравствуйте!

О происхождении названия есть несколько версий. Лично мне наиболее логичной и убедительной кажется такая: «Чайф» - производное от слов «чай» и «кайф». Автор версии – гитарист Вадим Кукушкин, который, однако, покинул группу ещё до того, как она начала свой путь к вершине.

Смешение стилей – это плюс группы или минус? Это для каждой группы по-разному. Для чего, например, менять стиль Пинкам или Пёрплам, если каждый их альбом и композиция тут же становятся новым открытием в музыке? Смешение логично, если группа считает, что свой стиль ещё не нашла. Или просто: сочинилась песня без всякой оглядки на то, а какой это, собственно, стиль?

Конечно, в таких случаях часто возникают споры с массой аргументов плана «Мы такого не пели». Которые, впрочем, сходу разбиваются о железный аргумент «Ну, и чо?»

Правда, не менее железный «А ничо!» снова отбрасывает спорящих на начальные позиции.

Чайф.
Чайф.

Песни Чайфа отлично подходят для исполнения хором, их хорошо слушать на стадионе и в клубе, им подпевают на рок-фестивалях. Этому способствуют интересные тексты и мелодии, в которые эти тексты легко укладываются.

Мне очень понравилось выражение «негероические герои рок-н-ролла», которым охарактеризовал группу один из блогеров. По его мнению, успех и популярность Чайфа как раз в том, что они не бунтовали, не эпатировали публику, а писали песни изнутри общества, как бы от лица тех людей, среди которых жили.

В отличие от большинства уральских групп, тяготеющих к жанровым экспериментам, «Чайф» во главе с Владимиром Шахриным играют понятный простому человеку рок с незамысловатой, но в то же время затрагивающей до глубины души лирикой, к которой примешиваются регги-мотивы и, иногда, бардовская песня. В репертуаре группе есть рок-н-ролловые и задорные хулиганские композиции («17 лет», «Шаляй-валяй», «Оранжевое настроение»), меланхоличные («Никто не услышит», «Аргентина – Ямайка») и философские («Не спеши», «Кончается век») песни.

Лично я сказал бы, что Чайф не входит в топ российских рок-групп. На мой взгляд, в их песнях нет того драйва, который ждёшь от рока; бешеного завода, мощных рифов. Опять же, тексты не причислишь к числу тех, в которых есть какие-то истины или, по крайней мере, очень яркие образы. Эта группа не для задорной молодёжи, желающей вместе с музыкантами всех свергать.

Зато для взрослых уже людей она подходит, как немногие другие. Песни Чайфа можно спеть под гитару дома в своей компании или подпеть на концерте, абсолютно не визжа и не вставая на спинки кресел. Серьёзная музыка для вдумчивых людей.

Аргентина – Ямайка 5:0

Наверное, самая популярная и известная песня группы. Но начинаю с неё не только потому.

Просто при подборе контента для статьи мне неожиданно повезло: нашёл в Сети караоке на эту песню. Случай редчайший: за всё время, что пишу статьи для канала, такое случилось всего лишь второй раз. Словом, и осталось-то мне всего лишь немного подправить обложку и перецифровать ролик, всё остальное сделано без моего участия.

Разумеется, у такой песни просто не может не быть своей истории создания.

В июне 1998 года Владимир Шахрин вместе с женой отправляется в романтическую поездку в Париж, прямо в разгар чемпионата мира по футболу, который проходил в том году во Франции. Прибыли они туда 21-го, а накануне как раз и состоялся тот матч, ставший легендарным после песни Чайфа.

Владимир Шахрин:

В этот день гуляли аргентинские болельщики. Сегодня Аргентина надругалась над маленькой безобидной Ямайкой, со счетом 5:0. Ужас! Из всех щелей вылезают машущие бело-голубыми флагами фанаты. Они орут дурными голосами и норовят со всеми поделиться своей радостью, даже с ямайскими болельщиками, которые скромно, в уголочке, поют под свои барабаны грустные ямайские напевы.

Шахрин не раз говорил, что эта песня не о футболе. И это, конечно же, так. Она – о людях, о переживаниях, которые даёт спорт. А ещё об этичности, непонимании и многом таком же.

Музыканты группы какого-то успеха от «Ямайки» не ждали. Решили, что песня прикольная, можно пару раз на концертах спеть. В альбом «Шекогали» её включать не собирались, но их продюсер Гройсман считал по-другому. (По другой версии, всё это закрутил основатель «Нашего радио» Михаил Козырев).

Почти 20 лет спустя Гройсман рассказал, как схитрил. Продюсер договорился на десять тысяч долларов с главой Real Records Аленой Михайловой, но при условии, что снимет клип на главную песню за свой счет. Причем на любую. Так Гройсман позвонил Шахрину и сказал: дают десять тысяч, но просят чтобы «Аргентина – Ямайка» попала в альбом. Тот согласился.

«Аргентина-Ямайка» стала не только общероссийским хитом, но даже получила международный резонанс: сотрудники посольства Ямайки в России прислали музыкантам видеокассету с записями спортивных побед своих соотечественников, с целью показать, что они не только проигрывать умеют.

Всему своё время

Причиной появления этой песни стал какой-то для меня непонятный розыгрыш. К Шахрину пришёл некто Кылосов, по кличке «Бертолуччо», показал сценарий по книге Гуэрра «Четыре стула», который он якобы с самим Гуэрра и писал. Кылосов объявил, что он сотрудник Пермской киностудии (через много лет Шахрин узнал, что такой студии не существует).

В общем, Пермская студия снимает этот фильм, который потянет, минимум, на Оскара, только музыка нужна.

Финала истории с Пермской студией и «Бертолуччо» я не знаю. Альтернативным финалом стало то, что Шахрин написал для фильма несколько песен, в их числе, и «Всему своё время».

Песня вошла в альбом «Теория струн», на альбомной записи Шахрин поёт песню вместе с Настей Полевой. На концертах выкручивается сам.

Никто не услышит (Ой-йо)

Одним из привлекательных качеств группы ЧАЙФ является умение затрагивать душевные струны не только меломанов-рокеров, но и самых обычных людей. Взять хотя бы знаменитый «плач», вошедший в альбом «Давай вернёмся» под названием «Никто не услышит», которое народ тут же изменил на более простое «Ой-йо».

История песни связана с поездкой Шахрина и его отца в Казахстан на озеро Балхаш с целью порыбачить.

Владимир Шахрин:

Конец 80-х годов - и меня накрыло вот это ощущение, что ты уже не мальчик, уже двое детей, друзья многие потерялись куда-то. И в музыке для Чайфа 1989 год - сложное время. Играть стали как-то вязко, пропала легкость, ирония, и задора не было. И в песне я как-то очень точно передал эти все переживания.

В песне - и картинки из окружающей жизни. Будь то вымышленная записка от жены «Не жди, останусь у Гали» или реально уехавший «армейский дружок» Шахрина. Есть в тексте и реалии загнивающей эпохи перестройки: последняя пачка чая (тогда наблюдались перебои с самыми невообразимыми видами продукции), рабочие стачки на заводах, общая народная усталость от бесконечных политических дебатов («По телеку рядятся: как дальше жить?.. Достали!»).

Песня, действительно, получилась очень близкой и понятной любому русскому человеку и тут же стала одной из самых востребованных на концертах. Многие и сегодня могут легко примерить «Ой-йо» на себя.

Не спеши

Однако настоящая волна всенародного признания накрыла Чайф только после выхода альбома «Дети гор». Самое удивительное, что хитом стала песня, которая поначалу даже не планировалась в альбом. Хотя, в принципе, такое бывает довольно часто.

Шахрин рассказывал, что и не планировал её куда-то включать, а написал чисто для себя: «Я её написал, потому что хотелось, чтобы была такая застольная песня, у родителей такие песни есть, а у нас нет. Чтобы можно было хоть под гармошку, хоть под гитару ее петь…»

Услышав песню, гитарист Владимир Бегунов тут же стал настаивать, что её обязательно надо записать, пускай она даже и фолковая по звучанию. Шахрин поломался, но добро дал.

А потом продюсер Дмитрий Гройсман стал убеждать в том, что именно на эту композицию надо снимать ударный клип альбома.

Песня имела оглушительный успех. Клип бесплатно (тогда такое ещё было возможно) крутили почти все каналы.

Бонус

В последних статьях я несколько поменял основную концепцию: наряду с караоками решил ставить одну-две песни в вокальном варианте.

В этой статье в таком качестве ставлю песню, с караоке которой начался музыкальный контент: про Аргентину и Ямайку.

Словом, мне кажется, что должен ведь в статье звучать и оригинальный материал. А как думаете вы? Напишите в комментариях. Всего вам самого доброго!