На днях Александр Плеханов поделился со мной новой главой из своей книги с рабочим (пока) названием «Записки меломана эпохи VHS. Часть 2». С первой частью многие из вас, друзья, уже знакомы прочитав её либо в электронном виде, либо приобретя книгу в бумажной версии (я как раз таки выбрал классический вариант). И конечно познакомиться с продолжением, пусть даже в виде краткого анонса, было весьма любопытно. Ну а удовлетворив собственное любопытство, я спешу порадовать и вас, мои дорогие читатели, публикуя эту самую главу, с разрешения автора, у себя на канале.
В марте 1994 года сидел я в гостях у своего приятеля Егора Знайцева в студии кабельного телевидения нашего микрорайона Северное Чертаново и с интересом смотрел на зашедшего в студию, как тогда уже было принято говорить, рекламодателя. Стоит отметить, что «студия кабельного телевидения», несмотря на всю пафосность такого названия, была тесной, захламленной комнаткой в 15 квадратных метров, с простейшим компьютером и видавшим виды видеомагнитофоном Panasonic NV-G7. Компьютер и видеомагнитофон были подключены к некоему уродливому, собранному «на коленке» местными умельцами-электронщиками ящику, который в свою очередь транслировал сигнал в телесеть района.
В те годы кабельное телевидение считалось модной забугорной новинкой, на которой ушлые люди зарабатывали неплохие деньги, собирая с населения ежемесячный платеж и получая деньги от рекламодателей. Сетка вещания была проста и незатейлива как колесо от телеги: начиная с 18.00 работник кабельного телевидения (на тот момент им был мой приятель Егор Знайцев) втыкал в видеомагнитофон кассету с каким-нибудь голливудским фильмом второй свежести, по окончании которого запускал рекламный блок, состоящий из нескольких объявлений. Типа: на улице такой-то открылся магазин одежды секонд-хенд, коллектив ЖЭКа №… поздравляет директора Ивана Иваныча с юбилеем или рядом с домом 6, корпус 604, потерялся кот, нашедшим гарантируется вознаграждение.
Пришедший к нам рекламодатель отрекомендовался директором фирмы «Мола+». Имя его я пропустил мимо ушей и даже представить не мог, что очень скоро он будет известен в кругах меломанов и аудиофилов под позывным «Доктор Млечин». Заплатив Егору смехотворные $3, он разместил объявление гласящее, что в нашем микрорайоне по адресу дом 4, корпус 402 открылся салон торгующий аппаратурой Hi-Fi и High End. То есть салон открылся буквально в двух шагах от меня, а так как я в то время активно начал знакомиться с разнообразными журналами, многие из которых впоследствии получили презрительное прозвище аудио «мурзилки», и с одним из которых я через несколько лет даже сотрудничал, то меня этот салон сильно заинтересовал. Рекламное объявление гласило, что там продается аппаратура фирм TEAC, Marantz, Restek и Natural - как такое может не заинтересовать начинающего меломана?!
К своему стыду из всего перечисленного я что-то смутно слышал только о TEAC, да и то лишь потому, что у другого моего знакомого – Колпакова Святослава, имелся катушечник этой фирмы. Этот магнитофон привез в СССР отец Святослава прямиком из Японии, куда он нередко ездил в конце восьмидесятых в составе разнообразных делегаций. В рамках то ли культурного, то ли научного, то ли какого-то ещё советско-японского обмена. Япония так впечатлила отца Святослава, что в его семье царил буквально культ этой страны. Старший брат Святослава не только занялся боевыми искусствами, но впоследствии выучил японский язык, а затем совершил невероятное – отправился в Японию дабы получить там не просто черный пояс по карате, но даже какой-то дан.
Спустя примерно год после описываемых событий, паре местных гопников-качков сильно не повезло, когда они решили наехать на улице на ничем не примечательного мужичка, мирно идущего по своим делам. Обозвав его всякими нехорошими словами и попытавшись дать ему "леща", развлечения ради, они были свирепо и эффектно биты, сначала даже не успев понять, что с ними произошло. Брат Святослава, несмотря на молниеносно одержанную победу над превосходящими силами противника, остался собой очень недоволен, так как на вырубание первого гопника ему потребовалось целых два удара, а не один. Осознав, что его мастерство пока далеко от совершенства, он принялся тренироваться с ещё большим усердием и вскоре опять отбыл в Японию для получения следующего дана.
Но вернемся в весну 1994 года.
На тот момент я являлся обладателем полноразмерной системы Technics; как это произошло я уже описывал в своей книге «Записки меломана эпохи VHS» - там же имеется целая глава посвященная Егору Знайцеву, вернее, его неповторимо криворукому обращению с любой аппаратурой, отчего долго у него она не жила. Несмотря на то, что почти все мои знакомые и друзья мне дико завидовали, сам я нутром чувствовал, что система хоть и выглядит круто, но что-то с ней не так. Не хочу хвалиться, но на слух я никогда не жаловался, особенно в те годы, и совершенно точно не слышал я в звучании своей системы той самой «прозрачности» и «упругого баса» о которых взахлеб рассказывали «мурзилки».
Фирме Technics я посвятил отдельную главу в своей книге и не побоялся назвать этот бренд "народным". Действительно, в девяностые годы народ сверхактивно скупал аппаратуру Technics, однако стоит отметить, что нередко раздавались голоса недовольных меломанов. Про аудиофилов я молчу - они продукциенй Technics практически не интересовались, ну если только отдельными моделями виниловых вертушек. Во всяком случае именно благодаря одному аудиофилу я познакомился в девяностые годы с легендарным проигрывателем Technics SL-1200, но так как я тогда стремительно переходил с винила на CD, то "морально устаревший" вертак меня не сильно заинтересовал.
Моё же общение с аппаратурой Technics очень быстро привело к тому, что мне захотелось от неё избавиться и на это было две причины: как я уже говорил ранее, мне не очень нравилось её звучание, а второй причиной была жажда знаний. Вернее, известное каждому меломану желание объять необъятное. То есть желание послушать как можно больше новой аппаратуры разных фирм.
И как-то раз, сев пить пиво с приятелем и заведя разговор про аппаратуру я неожиданно для самого себя предложило ему сходить в салон "Мола+" и посмотреть на представленные там аппараты. За просмотр денег не берут, поэтому мы оперативно собрались и через десять минут пытались попасть в салон, но столкнулись с неожиданной преградой. Перед входом в салон сидела охрана - два жителя одной южной республики, которые играли в нарды и презрительно оглядев нас поинтересовались, чего нам надо?
От такой зашкаливающей наглости мы с приятелем растерялись. Во-первых, было очень непривычно, что с тобой в таком тоне разговаривают в собственном районе, а во-вторых - что так говорят не местные аборигены и даже не москвичи, а какие-то спустившиеся с гор персонажи.
К счастью ситуацию разрядил появившийся будущий "Доктор Млечин", который объяснил детям гор, что мы покупатели, пришедшие к нему в салон, что надо вести себя вежливее, после чего интерес к нам моментально потеряли.
Стоит подчеркнуть, что Млечин был очень корректным и радушным человеком, а его рассказ про аппаратуру, вернее, её презентация, была едва ли не эталонной. Этим он кардинально отличался от охранников, которые не столько охраняли, сколько отпугивали потенциальных покупателей своей наглостью и борзотой.
Система, которую демонстрировал Млечин и в которой источником выступал проигрыватель TEAC CD-P4500, всех без исключения аудиофилов привела бы не то что в изумление, а вызвала бы самую настоящую оторопь: акустика Natural, монофонические оконечники Restek с предусилителем той же конторы, какие-то невыносимо дорогие кабели и весело голосящий TEAC CD-P4500 ценой 400 долларов.
От такого чудовищного мезальянса любой аудиофил переполнился бы праведным гневом, но только не Млечин. Тоном гуру, не привыкшего к глупым и пустым возражениям, он пояснил, что данный сидюк вполне неплох, музыкален и способен переиграть многих оппонентов с совсем другим ценником.
Действительно, в составе той системы TEAC CD-P4500 играл великолепно. Во всяком случае, придраться к каким-либо огрехам было невозможно — и не потому, что их не было, а потому что ничего подобного слышать мне в жизни ещё не приходилось. Кстати, редко приходилось и впоследствии, когда аппаратура High End уже не выглядела как нечто фантастическое.
И именно в тот момент я решительно и бесповоротно "размежевался" с аппаратурой Technics. Я наконец-то услышал тот самый "прозрачный" звук и "упругий бас". И теперь оставалось дело за малым - собрать себе систему похожую на ту, что я услышал в салоне "Мола+". Правда, на это ушли бы годы, потому что усилители Restek стоили больше моей годовой зарплаты и дело кончилось малым - через неделю к Млечину перекочевали мои кровные $400, а я шел по весеннему Северному Чертаново абсолютно счастливый, держа под мышкой коробку с TEAC CD-P4500.
И с тех пор с аппаратурой Technics я больше не сталкивался, в прямом смысле не замечая её в упор. Ибо знал, что ловить там нечего, что эта фирма "закончилась" в начале девяностых, а по многим типам аппаратуры "закончилась" ещё раньше. Насколько стильно и эффектно не выглядели бы аппараты Technics, я обходил их стороной и ни разу об этом не пожалел впоследствии. Зато не раз наблюдал, как мои знакомые, купившие какой-нибудь аппарат этой фирмы, сидели в пришебленном состоянии, услышав характерный "дровяной" звук и не понимая, за что они отдали немалые, подчас, деньги.
Так что стоит сказать "Доктору Млечину" персональное спасибо за то, что он заглянул как-то весенним вечером 1994 года в "студию кабельного телевидения" микрорайона Северное Чертаново и разместил рекламу. Без этого, незначительного на первый взгляд, эпизода моё развитие как меломана могло пойти совсем другим путём.
Александр Плеханов, глава из книги "Записки меломана эпохи VHS. Часть 2"