В Библии женщины всегда играли большую роль. В Ветхом Завете женщина была особым созданием. После грехопадения в Эдемском саду женщине было сказано, что она должна подчиняться своему мужу. И все же по Божьему замыслу женщины должны были пользоваться уважением. Мужчина — не Бог — унизил женщину, введя полигамию, развод по любой причине и тому подобное.
Обратившись к Новому Завету, мы видим, что почетное место, отведенное Богом для женщин, было восстановлено Иисусом. (В отношении уважения, оказываемого женщинам, особо обратите внимание на Евангелие от Луки). Иисус умер на кресте за всех. Его смерть завершила процесс возвращения женщинам достойного места. Земля у основания креста ровная (Гал. 3:26-28).
Вот несколько примеров работы женщин в ранней церкви: женщины помогали распространять благую весть наряду с мужчинами, и в равной степени они испытывали на себе гонения (Деян. 8:3). Прискилла помогла Аполлосу получить более полное знание истины (Деян. 18). Четыре дочери Филиппа обладали даром пророчества (Деян. 21:9). В Рим. 16 упоминается ряд женщин, которые трудились на благо церкви, среди них Фива, служительница церкви и соратница Павла (Рим. 16:1, 2). Женщины-христианки получали чудодейственные дары, как и мужчины (см. 1 Кор. 12—14; ср. 1 Кор. 11:5). Еводия и Синтихия благовествовали плечо к плечу с Павлом (Фил. 4:2, 3).
Но это, однако, не изменяло основного Божьего закона, приведенного в Быт. 3: руководить должны мужчины. В отношениях муж/жена мужчина должен быть главой (Еф. 5:22-24, 33; 1 Пет. 3:1, 5). Мужчины должны быть руководителями в церкви; квалификационные требования к мужчинам, данные Святым Духом, отстраняют женщин от руководящего положения старейшины (“муж одной жены”). Мужчины должны руководить и богослужением (1 Кор. 14; 1 Тим. 2).
Сегодня некоторые женщины зашли дальше, чем предназначил им Бог (2 Ин. 9). Во многих деноминационных церквях женщины проповедуют. Если мы не будем бдительны, то эта ошибка может отрицательно сказаться на церкви.
НА КАКИЕ МЕСТА ИЗ БИБЛИИ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
Те, кто думает, что женщины должны принимать на себя ведущую роль в церкви, в качестве главного довода приводят Гал. 3:26-28, где сказано, что в Иисусе все равны. Это высказывание Павла, однако, не отменяет других основных библейских положений в отношении определенных Богом ролей, в частности, во взаимоотношениях мужа/жены и родителей/детей. Например, ваши дети повиновались Евангелию в раннем возрасте. Означает ли это, что они больше не должны повиноваться вам, так как теперь вы стали равны в Иисусе?
Особое внимание следует уделить словам из 1 Кор. 14:34, 35: “Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить”. Эти слова были вызваны беспорядком во время богослужений в Коринфе, спровоцированным неправильным использованием чудесных даров. Общим решением этой проблемы было: “Только все должно быть благопристойно и чинно” (ст. 40). Для выполнения этого Павел дал несколько наставлений. Шестое из них заключалось в том, что женщины должны молчать.
Контекст стиха 40 — община; церковь собиралась вместе для богослужения (см. стихи 19, 23, 26, 28; слово “церковь” [экклесия] в данном случае означает “собрание” — это основное значение слова экклесия). “Молчат” — перевод греческого слова сиаго, которое означает “абсолютная тишина .
Второй важный отрывок — 1 Тим. 2:11-14. Здесь можно провести много параллелей с 1 Кор. 14. Общая тема — богослужение, в частности, молитва (ст. 1, 8). В стихе 12 также упоминается научение. Павел подчеркивает, что именно мужчины могут молиться всюду, подразумевая, что женщины этого делать не могут. (В 1 Кор. 1:2 слова “во всяком месте” относятся к христианским “местам”). Обратите внимание, что слово “мужи” в стихе 8 — это перевод греческого слова анер, которым обозначался мужчина в противоположность женщине, а не антропос, употребленное в стихах 1, 4, 5, которое есть общее обозначение человека вообще. Действие и тут происходит перед общиной: слова “воздевая чистые руки” вызывают мысленный образ ведущего собрание в молитве, который воздевает руки к Господу, а затем провозглашает благословение общине. И снова подчеркивается, что женщины должны молчать (ст. 12). Повеление не учить не противоречит тому, чему Павел наставляет в других местах: при определенных условиях женщины должны учить (Тит. 2:3, 4 и др.)
Но 1 Тим. 2 носит более общий характер по сравнению с 1 Кор. 14, расширяя смысл поставленных в нем проблем. Дополнительное ударение здесь делается на отношении. Для обозначения молчания в стихах 11 и 12, в отличие от 1 Кор. 14, употреблено иное слово, “безмолвие” (греч. эйсихиа), которое относится не столько к отсутствию говорения, сколько к отношению, духу, состоянию души. Его можно было бы перевести, как “тишина, спокойствие, безмятежность”. То же самое слово употреблено в 1 Тим. 2:2 для описания тихой и безмятежной жизни и во 2 Фес. 3:12, где Павел призывает христиан к мирному труду (см. Совр. пер.; в Синод. пер. оно и в этом случае переведено словом “безмолвие”). Добавлено слово “властвовать”. Исходя из употребленного здесь греческого слова аутентео, означающего “иметь власть над...” или “осуществлять власть”, имеется в виду власть над другими вообще, а не только лишь “незаконно захваченная” власть. (Женщина не может проповедовать, даже если старейшины пытаются “наделить ее полномочиями” для этого. Поскольку проповедник должен говорить “со всякою властью” [Тит. 2:15], то женщина просто не может занять его пост). В общем случае можно сказать, что даже когда Писание разрешает женщинам говорить в различных ситуациях в общине, они должны это делать со всяким почтением.
Обратите внимание, что Павел не просто выражает обычаи своего времени. Не к традициям своего времени он обращается, но к первым главам книги Бытия и Божьим установлениям для всех времен.
Давайте вкратце рассмотрим практический вопрос. Особо указывалось на то, что женщины не должны “властвовать” над мужчинами вообще (1 Кор. 11:2-16) и что, в частности, они не должны руководить богослужением. С другой стороны, женщины все-таки проявляли свои таланты, или дары в более неофициальной обстановке (Прискилла, Деян. 18:24-26; дочери Филиппа, Деян. 21:8, 9). Тогда возникает вопрос: “Как должны себя вести женщины во всех ситуациях, от коллективного богослужения до частной жизни?” Вот общий принцип: чем ближе ситуация к богослужению, тем больше они должны молчать. Чем ближе ситуация к частной жизни, тем больше они могут говорить. Этот принцип не решит всех проблем, но это точка отсчета.
Перед тем, как закончить наше обсуждение, давайте ответим на вопрос, который возникает у некоторых людей по поводу слова “диаконисса” (Рим. 16:1, 2). Доказательств того, что в ранней церкви существовала “должность диакониссы”, нет. Насколько мне известно, Рим. 16 — это единственный случай употребления в Новом Завете слова “диакон” в женском роде. Никаких требований, предъявляемых к диакониссам, не упоминается, как в случае старейшин и дьяконов.
Не забывайте о том, что многие слова в Новом Завете можно употребить как в общем, так и в специальном значении. К ним относятся “церковь”, “старейшина”, “Иисус” и т.д. Слово “дьякон” в общем значении просто означает “слуга” или “служитель”. В этом общем значении оно применимо к проповедникам и ко всем христианам вообще. Дословно “диаконисса” означает “служительница”. В общем смысле, в церкви есть множество “диаконисс”, как получающих, так и не получающих жалование: учительницы, ведущие занятия по Библии, церковные бухгалтеры, юристы, те, кто носит продукты питания больным, и т.д.
КАК ДОСТИЧЬ СОГЛАСИЯ С ПИСАНИЕМ
1. Давайте учить тому, что говорит по этому вопросу Библия.
2. Давайте учить наших мужчин руководить. Говорят, наша самая большая проблема не в том, что женщины хотят захватить власть, но в том, что мужчины не желают руководить должным образом.
3. Давайте никогда не будем пренебрегать обучением наших женщин. Они должны уметь молиться, наставлять и т.д. Они должны учиться правильно распоряжаться своими талантами. В фокусе такого обучения должна быть семья. Благочестивые женщины из церкви могут помочь с этой учебой (Тит. 2).
4. Давайте серьезно подумаем, как использовать все таланты женщин, не нарушая основных библейских принципов, которые мы отметили. Нам нужен вклад женщин в дела церкви. Нам нужны таланты женщин. Большинство общин, которые я знаю, не смогли бы существовать без работы, выполняемой женщинами!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Со временем возникнет множество проблем, которые будут оказывать давление на церковь, чтобы она сообразовалась с миром. Да поможет нам Бог оставаться верными Библии в нашем учении и практике. Да не покинет Господь Свою церковь!