Посмотреть сериал мне посоветовали подписчики. Прочитала первый же отзыв и обнаружила, что это экранизация романа Дэна Симмонса. Поэтому получилось так, что сначала я прочитала роман, потом посмотрела сериал, а потом снова перечитала роман, причем купила бумажную книгу с кадром из сериала на переплете. Роман, кстати, толстенький, добротный - 760 страниц!
Приветствую вас на своем канале. Я счастливая неунывающая пенсионерка с безлимитным интернетом. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой. Обожаю читать комментарии, даже язвительные)
Предупреждаю: возможны спойлеры, так что если не смотрели и не читали, лучше закройте статью.
Спросите, зачем столько раз погружаться в один и тот же сюжет. А дело в том, что если меня что-то художественное зацепило, то люблю “прожить” это по максимуму. Погрузиться с головой и со всеми нервами.
В данном случае - бесплотным, но чувствующим духом сопроводить экспедицию Джона Франклина по лабиринту островов полярной Канады.
Больше всего бьет по нервам то, что эта экспедиция была на самом деле. Великобритания мечтала открыть Северо-Западный проход по водам Северного Ледовитого океана, чтобы в несколько раз сократить путь до Аляски и Китая. Это североамериканский аналог нашего Северного морского пути. И кстати, мистер Трамп неслучайно говорит о своем желании прибрать к рукам Гренландию и Канаду. Так Северо-Западный проход достается штатам.
И второе, что бьет по нервам - никто не вернулся.
Это пока не спойлер. Во-первых, о судьбе экспедиции Франклина говорится уже на первой минуте сериала, а во-вторых, информация о ней общедоступна и даже известна любому, кто интересовался историей освоения Арктики.
Я интересовалась.
Но одно дело - читать сухие статьи или даже публицистику и совсем другое - увидеть глазами писателя, умеющего рисовать словами и хорошо представляющего предмет описания.
А если при этом видишь изумляющую разницу в подаче событий в романе и в сериале, то еще и проанализировать хочется.
Реализм в сериале
В чем-то его нет, а в чем-то - даже слишком много.
Во-первых, о судьбе экспедиции достоверно известно только то, что никто не выжил. Как они проводили свои дни, о чем разговаривали, устраивали или нет карнавал, столь ярко описанный в обоих произведениях — мы можем только предполагать. И Дэн Симмонс позволил свой фантазии разгуляться, впрочем, в рамках реалий 19-го века.
Спустя примерно 15 лет после исчезновения экспедиции были найдены улики, подтверждающие два весьма неприятных факта. Некачественная пайка свинцом консервных банок и каннибализм тех участников экспедиции, которые продержались дольше всех. И то, и другое вызвало волну гнева в британском обществе тех лет. И то, и другое объемно показано и в книге, и в сериале.
Кстати, в обоих произведениях много не только каннибализма. Еще в наличии усекновения пальцев и целых конечностей с обезболиванием стаканом огненной воды, погребение единственной ноги, таинственно поблескивающий мозг, лишенный своей естественной костной защиты, свежие кишочки по снегу… Перед просмотром к этому надо подготовиться. Это Арктика, место, где природа быстро превращает человека в лед, а сами люди превращаются в дикарей, как только заканчивается еда.
Во-вторых, и в романе, и в сериале присутствует изрядная доля мистики. Место действия — остров Кинг-Уильям севернее материковой Канады и воды/льды вокруг него. Там живут инуиты, которых мы чаще называем эскимосами. У инуитов, естественно, есть мифология, божества, шаманы, которые, надо отдать должное Симмонсу, детально им изучены и затем описаны в романе.
Но книга только в самом конце объясняет, что, собственно, происходит. Авторы сериала зашли с другого конца. Они выстроили линейный сюжет, причем более логичный (на мой взгляд). И если в книге наличие мистики меня раздражало — без нее вполне можно было обойтись, то в сериале она совершенно естественно вплелась в нить повествования.
Авторам сериала, к сожалению, пришлось отказаться от изображения тяжести труда на вмерзших в лед кораблях и за их пределами. Симмонз описывает людей, волокущих по льду лодки так, что у читателя спина намокает.
Зимнее море у него — не ровная пустыня, оно живое и продолжает двигаться, сминая лед и превращая его в нагромождение скал, сераков и торосов. И все это, кстати, красиво показано на заставке сериала. Тащить лодки по этому льду — значит прорубать дорогу, без конца разгружать и нагружать их снова, затаскивать наверх и спускать вниз, проходя пару десятков метров в час.
В сериале люди грузят на каждую лодку по двести кг консервов и снаряжения, но везут их, словно легкие саночки. Совершенно не напрягаясь и создавая у зрителя ложное ощущение, будто арктическая экспедиция сродни походу по зимнему Подмосковью.
Холод
В сериале его нет.
И хотя добрый доктор Стенли периодически отщипывает морякам по пальчику, в кадре никто не мерзнет. Нет пара изо рта, ветер дует только в десятой серии, и то несильно. Люди одеты в шинельки, фуражки, под клешами тонкие полотняные штанишки. Перчатки без пальцев. На внутренних палубах кораблей вообще в рубашках ходят. А корабли при этом вмерзли в полярный лед, и котел на отопление запускали на час в день. И только на жилой палубе.
Это все понятно: если актеров укутать в меховые коконы, мы перестанем понимать, кто есть кто, не увидим мимику. Полагаю, именно для этой цели создатели сериала пожертвовали реализмом Арктики.
При этом в романе Симмонз постоянно делает акцент на холоде. Три года люди прожили при минусовых температурах. Минус двадцать считали оттепелью. А в основном минус сорок — минус шестьдесят. Где-то в тех краях в Канаде расположен второй полюс холода, к пару к нашему Оймякону.
И пять-восемь свитеров под шинелью в плюс к нательной фуфайке, и по две пары шерстяных варежек, и по три головных убора, один поверх другого. И все это пропитывается потом при физической работе, масштаб которой в романе, опять же, в сотню раз объемнее. И долго сохнет, если вообще сохнет.
Если хотите прочувствовать, что такое настоящий холод, созданный кинематографами, посмотрите «Антарктическую повесть». Тоже экранизация, кстати. Пока смотришь, хочется в шубу завернуться.
Логичность повествования
С этим местами проблемы. В целом сериал построен логичнее романа. Гораздо лучше обосновано две из центральных линий сюжета: появление мистического монстра и поведение мистера Хикки. Тем не менее, в сериале есть серьезные логические несостыковки. Я понимаю — этого требует производственный процесс, но уж слишком заметно.
Пример. Капитан Крозье принимает решение оставить корабли и идти пешком на юг. По логике идти нужно всем. Но киношный Крозье оставляет на «Терроре» половину людей (а кто лодки тащить будет?) и дает совет: если к первому сентября мы не дадим о себе знать (а как он собирается это делать?), то плывите на запад и будете первыми, кто откроет проход.
Полтора года он говорил Джону Франклину: как вы хотите плыть на запад осенью?
А у оставленных типа должно получиться. Без угля, без ледового лоцмана, на корабле, который полтора года сжимали и крушили льды. И в книге четко сказано: как только лед вокруг растает, корабль мгновенно затонет.
Некоторые сюжетные отрезки от меня вообще ускользнули. Например, чтобы понять поступок доктора Стенли в шестой серии, пришлось почитать отзывы на Кинопоиске.
Капитаны
Вот это лучшее, что есть в сериале. Их трое. Капитан корабля «Террор» Френсис Крозье, капитан корабля «Эребус» (ударение на первый слог, кому интересно) Джеймс Фицджеймс и руководитель экспедиции Джон Франклин.
Если роман в основном повествует о нечеловеческих трудностях и непереносимых страданиях героев, то в сериале все это ушло на второй план. Акцент — на взаимоотношениях капитанов, а также на противостоянии капитана Крозье и матроса Хикки.
Джон Франлин в исполнении Киарана Хайндса — поистине украшение сериала. Харизматичный, самодовольный, истово верующий, Франклин заводит экспедицию в тупик, оставляет корабли зимовать в наименее подходящем месте. Но как же хорош Хайндс на экране! Воплощение твердолобости коммодора с непередаваемой мимикой!
Фицджеймс (Тобайас Мензис) в книге назван «дрессированный пуделем» Франклина. Собственно, в романе его линия особо и не развивается. На экране это персонаж с наиболее выраженной «аркой». Высокомерный хвастун, в начале экспедиции сравнивающий себя с Цезарем и Нельсоном, действительно находящийся под влиянием личности Франклина, постепенно теряет павлиньи перья и начинает видеть реальность.
Френсис Крозье (Джаред Харрис) — ирландец, выскочка по меркам тогдашнего военно-морского общества. Неудачник. Денег нет, невеста трижды отказалась от предложения руки и сердца. Но это моряк. Чувство ответственности за людей толкает его на противостояние с Франклином, а потом и на все те поступки, которые мы видим на экране.
Хикки и Гудсир
Здесь создатели сериала пошли ва-банк. Всю первую половину романа Хикки лишь изредка упоминается. Причем Симмонз сравнивается его то с крысой, то с хорьком, акцентирует внимание читателя на его «неправильной речи» и «полном отсутствии образования».
В сериале Хикки преображен до неузнаваемости. Он великолепно излагает мысли («исходя из того, что я знаю об этом мире»), мгновенно просекает истинный смысл событий, легко держит в подчинении десяток людей, заставляя их делать немыслимые вещи, чтобы утолить голод. Он похож на старшекурсника-нигилиста, а не крысу. Будучи простым матросом, он осмеливается перечить капитану - неслыханная дерзость!
При этом являясь самой настоящей крысой.
Гудсир в романе - «сутулый молодой хлыщ». На экране — внешне почти Пушкин, поскольку носит бакенбарды. Обращаются с ним, почти как с Хикки, хотя он один из четырех врачей экспедиции. Постоянно акцентируют, что он не совсем доктор, а фельдшер, и только зритель видит в нем ученого. Это ведь он выявил причину заболеваний, он поставил опыт на обезьянке Франклина, он выучил инуитский язык.
Гудсир — самый милый, располагающий к себе персонаж сериала. И он словно Эовин во «Властелине колец» или Невилл Долгопупс в поттериане — вроде бы с краю, в тени, вторым планом, а потом как выстрелит! Только вот судьбу ему авторы уготовили...
Женские образы
И снова браво сериалу. Женщин всего три. Одинаково и в книге, и в фильме показана только супруга Франклина — леди Джейн. Что может сделать женщина 19-го века, находясь на заседании Арктического Морского комитета? Рассказать о том, как она стояла босиком на снегу и выдержала две минуты. Она хотела донести до мужчин боль сотни их соотечественников, оказавшихся во льдах без помощи. Ее не услышали. Но леди Джейн не сдалась. «Неистовая» леди Джейн.
Два других образа, что называется, приятно удивили. Инуитка (насколько я поняла, эскимосы предпочитают называть себя инуитами, так как в этом слове заложена древняя сакральная сущность их народа) и София — любимая девушка Крозье. В романе обе они показаны не с лучшей стороны. И если инуитка как бы и должна быть дикаркой (наверное), то София — девушка из высшего общества, а ведет себя, словно… ну, вы поняли.
В сериале обе они — леди, и умом достойные, и телом целомудренные. И я рада, что авторы сериала творили женские образы с уважением к женщине.
Туунбак
Не буду сильно спойлерить, что это такое и какова его роль в судьбе экспедиции, тем более что Симмонз эту роль придумал: холод и голод прекрасно бы справились с экспедицией и без Туунбака.
Полагаю, что можно упомянуть природу Туунбака. Кому еще можно поклоняться на Севере? Конечно, белому медведю. Кому можно поручить прогнать чужаков? Ему же.
Но боже мой, в двадцатых годах двадцать первого века такие примитивные спецэффекты? Почему не сделать божество скрывающим мощь под своеобразной элегантностью, как это это делает живой медведь? Почему надо было перемещать это существо в сериал прямо из компьютерной игры? Мышцы и тупость. Горный тролль во «Властелине колец» лучше выглядит.
Озвучка
В целом она великолепна. Голоса именно такие, какими должны быть. Но присутствуют ошибки. Фицджеймса в одном месте назвали Френсисом (и ладно бы это было просто имя, нет - это имя другого персонажа). Один раз прозвучало: «Северо-Восточный проход».
«Обплывем» остров, «уборная», «повар» — вы слышали такие слова от моряков?
Саундтрек
Он прекрасен. Особенно перед первой серией. Такие щемящие нотки, будто видишь на экране уже мертвый корабль, и вдруг он оживает и повествует о том, что было до.
Резюме. Да, фильм зрелищнее, но предпочту роман. Все-таки это не обычная приключенческая повесть, где важен именно сюжет. В случае с арктической экспедицией важно прочувствовать окружающий моряков мир, а представить себе все те трудности, с которыми они столкнулись, могу только если прочитаю слова.