Он обожал рисовать лошадей, но котики у него тоже выходили отличные
На этом автопортрете художник Александр Осипович Орловский (1777–1832) изобразил себя в снаряжении воина-черкеса. Рассказывают, что в подобных нарядах, в папахе и с кинжалом, он любил и из дома выйти, прогуляться по Петербургу. Костюм отражает увлечение художника темой Кавказа, но не его национальность: Орловский — поляк, родился в Варшаве, а прославился своими рисунками и гравюрами в России.
Его главные темы — динамичные сцены сражений, с атаками и погонями (и с животными!), полководцы и солдаты в минуты роковые и в мирное время, бытовые зарисовки (часто юмористические).
Орловский выпустил несколько литографических серий со своими работами — в начале 19 века это был кратчайший путь к известности. Растиражированные в графике произведения Орловского собирали дворяне — листы с его произведениями можно было встретить и в столичных домах, и в провинциальных усадьбах. Работы Орловского перерисовывали в домашние альбомы и даже воспроизводили в виде вышивки бисером!
Крылов заказывал ему иллюстрации к своим басням, а Пушкин, например, упоминает Орловского в поэме «Руслан и Людмила» без всяких пояснений — просвещенному человеку в то время не нужно было дополнительно рассказывать, о ком речь:
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вон распутывать несут,
Оставя у Людмилы шапку.
Но что-то добрый витязь наш?
Вы помните ль нежданну встречу?
Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу!
В вот еще стихи об Орловском — теперь Петра Вяземского, друга Пушкина:
Русь былую, удалую
Ты потомству передашь:
Ты схватил её живую
Под народный карандаш.
П.А. Вяземский. из стихотворения «Памяти живописца Орловского»
Если же нужны пояснения, за ними можно обратиться к историку искусства Николаю Врангелю. Вот как он описывал Орловского:
Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. Первый художник быта, насмешник-карикатурист, портретист, живописец животных, пейзажист, может быть скульптор. Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России. Художник, солдат, странствующий актер, любимец Великого князя Константина. Атлет, обманутый муж, «ленивый, преленивый» автор тысяч рисунков. Странная смесь способностей и недостатков, характерная фигура тревожной и мирной жизни Александровского времени. Его рисунки — целый дневник эпохи романтической и увлекательной.
Николай Врангель в журнале «Старые годы»,1908 год
Писатель и краевед 19 века Михаил Пыляев в книге «Замечательные чудаки и оригиналы» костюмированные выходы Орловского описывает так:
Орловский был мужчина высокого роста, смуглый, черноглазый и силы большой, наряд черкеса очень шел к нему, нередко ему сопутствовали два его камердинера, из которых один желтолицый, узкоглазый калмык в своем родном одеянии, и другой — черный как смоль араб в широких шальварах, куртке и чалме.
А художник и историк искусства Александр Бенуа в книге «Русская живопись в XIX веке. Первые портретисты» рассказывает, что помогло чудаку стать знаменитостью и как именно он чудачествовал:
... почему-то бросил Польшу и переселился (в 1802 году) в Петербург. Здесь он некоторое время боролся с нуждой, пока его не заметил великий князь Константин Павлович, большой охотник до всяких чудаков, и не взял его к себе во дворец, после чего он, разумеется, стал пользоваться таким успехом, что не поспевал справляться с заказами. Особенно способствовали этому его карикатуры. Было принято возить его на балы, на ужины, на обеды, в интимные кружки и на парадные фестивали, и всюду он должен был показывать свои штуки, до бесконечности разнообразные. В час времени создавал он громадные композиции, разливал по столам чернильные кляксы в виде всяких кикимор и животных, с престидижитаторской ловкостью рисовал карандашом, мазал пальцами, спичками, носом всякую всячину; то принимался делать шаржи на присутствующих, аллегории на злобы дня, то рисовал костюмы для маскарадов или народные сценки в юмористическом духе. Тут же принимал он участие в крупной карточной игре, как ни в чем не бывало проигрывал пол своего состояния или вдруг выигрывал невероятные суммы, которые на следующий же день растрачивал до последней копейки на покупку всякого исторического старья (как характерно для времени!) на толкучке: лат, пик, шлемов, панцирей, старинных костюмов. Дом его мало-помалу от всего этого принял вид какого-то средневекового мрачного арсенала, куда, впрочем, с охотой приходили похохотать и поспорить русские бары и польские паны.
В карикатурах Орловский не только над другими посмеивался, но и над собой. Доказательство тому — этот автопортрет:
А теперь котики! Эти наброски свидетельствуют, что чудаковатый Орловский все же находил время, чтобы понаблюдать за кошками и максимально точно передать не только их облик, но и характер.
Подписывайтесь на мой канал «Арт с котом» в Телеграме: там еще больше кошек :)