На кисть художника я променял бы лиру,
Чтоб Вас запечатлеть хотя б единый раз
И передать, как дар векам, потомству, миру
— Цвет Вашего лица, блеск темно-синих глаз.
Избороздив моря, изгибы рек и сушу,
Вобрав в зрачки свои, как влагу, тень и свет,
Простому полотну я отдал бы всю душу
И, о себе забыв, писал бы Ваш портрет.
Пред ним склонились бы — и кипарис и ели,
Им любовались бы созвездья до утра,
И на его черты завистливо глядели
Непревзойденные в искусстве мастера. (Р. Ивнев)
Эти стихи Рюрика Ивнева, сравнивающие вдохновение поэта с вдохновением художника, могут послужить прекрасной поэтической иллюстрацией к великолепным женским портретам испанских художников Хосе, Федерико и Раймундо де Мадрасо. Отец, сын и внук: все они представители самой большой испанской художественной династии.
Хосе де Мадрасо её родоначальник. Он родился в 1781 году.
После окончания Мадридской Королевской Академии изящных искусств уехал во Францию, где продолжил обучение у известного художника Жака Луи Давида. Основным направлением в его творчестве станет историческая и религиозная живопись, а также он достигнет высокого мастерства в портретном жанре. Получив государственную премию на обучение в Италии, в 1806 году Хосе уезжает в Рим. Здесь будет немало написано его лучших картин на историческую тему.
В Италии Хосе Мадрасо познакомился с бывшим королём Испании Карлом I\/, которого вынудили отречься от престола, и его женой Марией-Луизой Пармской. Конечно же он написал их портреты.
На парадном портрете Карла I\/ художник отразил все королевские регалии, но в его взгляде нет ничего королевского. На нас печально смотрит уставший, пожилой человек, поседевший и много переживший.
На портрете Марии-Луизы взгляд также уставший и тяжёлый, я бы даже сказала: отталкивающий. По характеру она была властной, амбициозной женщиной. При пассивном характере мужа, почти не проявляющем активности в правлении государством, она доминировала над ним во всех делах. На портрете Марии-Луизе немногим за 40, но выглядит она довольно старше, и трудно поверить, что когда-то в юном возрасте она была хороша собой.
По свидетельствам современников уже к тридцати годам Мария-Луиза преждевременно состарилась. Российский посол Степан Зиновьев так описывал жену Карла I\/: «Многочисленные роды, недомогания и, возможно, некоторые наследственные заболевания привели к тому, что она полностью увяла; жёлтый оттенок кожи и потеря зубов стали последним смертельным ударом по её красоте».
В Риме Хосе де Мадрасо найдёт своё личное счастье, его избранницей стала Изабель Кунтце, дочь польского художника Тадеуша Кунтце, жившего в это время в Италии. Бракосочетание состоялось в 1809 году, а в 1815 у них родится первенец Федерико. Ещё через три года семья переедет в Испанию.
В Мадриде Хосе возглавит Королевскую академию изящных искусств и станет одним из сооснователей мадридского музея Прадо. Естественно, что первым учителем и наставником сына, очень рано проявившим тягу к рисованию, станет он сам. А всего в семье Хосе и Изабель родилось четверо сыновей, трое из них Федерико, Педро и Луис станут художниками, а четвёртый, Хуан - архитектором.
Федерико также, как и отец, после окончания Королевской Академии изящных искусств отправился для дальнейшего обучения во Францию. Здесь ему посчастливилось стать учеником замечательного портретиста Франца Винтерхальтера, создавшего великолепную галерею портретов дам высшего света из разных стран, каждую из которых он представлял в романтичном стиле блестящей красавицей.
И если сравнить женские портреты этих двух художников, то школа Винтерхальтера, его влияние на творчество Федерико заметно невооружённым взглядом.
В 1837 году Федерико Мадрасо было поручено выполнить картину для галереи в Версале. Он написал большое историческое полотно "Провозглашение Готфрида Бульонского королём Иерусалима", которое и ныне хранится в Версальском Дворце.
После Франции Федерико на два года едет в Италию продолжать своё обучение и совершенствовать мастерство. В 1842 году, вернувшись в Мадрид, занимается преподавательской деятельностью. Вместе с братом Педро, тоже художником и искусствоведом, а кроме того ещё и поэтом, который был младше его на год, ведут работу в журнале «El Artista»" Художник", созданный ими ещё в 1835 году.
В 1844 году Федерико Мадрасо был приглашён ко двору для написания портрета юной королевы Изабеллы II. Она была дочерью короля Испании Фердинанда \/II, который в трёх браках не имел детей, а уступать трон своему младшему брату категорически не хотел.
В четвёртом браке с Марией Кристиной де Бурбон у него наконец-то родилось две дочери. Как только на свет появилась первая дочь Изабелла в 1830 году, он объявил её наследницей, а через три года умер.
И фактически все годы её детства шла борьба за власть, гражданская война, политические интриги. В 13 лет девочку объявили совершеннолетней королевой и она принесла присягу конституции.
На портрете мы видим, выполненную в полный рост, совсем юную 14 летнюю девушку, практически ребёнка, облачённую в парадное королевское платье и дорогие украшения. Она стоит рядом с величественным королевским троном, который усиливает контраст между её возрастом и тем статусом, и ответственностью, которые возложила на неё судьба. С одной руки Изабелла сняла перчатку и положила руку на небольшой столик, покрытый пурпурной бархатной тканью, на котором лежат королевские атрибуты. Лицо её спокойно, но художнику под этой маской спокойствия и важности удалось передать ту гамму чувств, которые девушка старается скрыть от окружающих: волнение, страх, неуверенность.
Портрет был одобрен и Федерико назначили придворным художником. Он написал множество портретов Изабеллы II Этот парадный портрет в голубом платье художник копировал по заказу 17 раз в разных вариантах.
На портрете с маленькой дочкой на руках Изабелла выглядит более по домашнему, взгляд её менее напряжён и даже светится нежностью, кажется ещё чуть-чуть и королева улыбнётся, но статус и формат парадного портрета не позволяют.
А на этом портрете мы видим уже зрелую и уверенную в себе женщину. И хотя здесь нет королевских атрибутов и отличий, но гордый взгляд и прямая осанка, и что-то неуловимое, идущее из глубины, выдаёт в ней королеву. И в этом заслуга художника.
К сорока годам Федерико достиг высочайшего мастерства в живописи и получил признание и уважение не только в Испании. В 1846 году он был удостоен французского ордена Почётного легиона, который является высшим знаком отличия и официального признания особых заслуг. Современники считали его одним из лучших художников-портретистов. Федерико изучал психологию и применял свои знания при написании портретов, что позволяло ему тонко чувствовать своего героя и наряду с внешней, блестяще выполненной картиной, лучше передавать внутреннее состояние портретируемого, которое, как правило, в жизни мы не видим, но чувствуем.
В том и отличие высокого уровня мастерства, когда на холсте художник воссоздаёт не просто зеркальное сходство, но и как бы не видимой кистью наполняет образ живой энергией. Его работы на всемирной выставке в Париже в 1855 году получили особое признание публики и критики.
Одной из наиболее удачных работ художника считается портрет Амалии де Льяно-и-Дотрес, Графини Вильчес, одной из самых обаятельных и умных дам испанской аристократии.
Амалия была писательницей-любительницей, ей даже удалось напечатать два своих романа, увлекалась театром, устраивала домашние спектакли, сама играя в них главные роли, была дружна с Изабеллой II . На портрете молодая женщина уютно расположилась в кресле, одной рукой опершись на подлокотник и слегка касаясь пальчиками лица, а другой рукой изящно держит нарядный веер из перьев. Её весёлый взгляд наполнен лукавинкой, игривостью, на губах лёгкая улыбка, она в прекрасном настроении, и весь её образ располагает к непринуждённой лёгкой беседе. Художник великолепно и подробно передал фактуру ткани нарядного голубого платья, рюшек, украшений, фактуру обивки красивого кресла, вышивки на ней, блеск лака на деревянной отделке. Луч света мягко освещает покатые плечи и лицо молодой женщины, как бы фиксируя на нём главное внимание зрителя.
Смотрит на художника модель,
и во взгляде - торжество, нет грусти,
легкомысленности канитель
иль оттенок подлинного чувства.
Как она юна и хороша
в бальном декольте! И шелк струится,
голубые складки, а душа,
любит и смеется, и стремится.
Сколько можно взглядом передать!
Миллион оттенков и нюансов!
Кисть вздохнула: "Очень молода!
И достойна стансов и романсов!"
(Улексия Миссосупова)
Этот портрет, был завещан в дар музею Прадо сыном графини Вильчес. А Федерико де Мадрасо в 1860 году был назначен директором этого музея, заменив отца Хосе де Мадрасо на этом посту, умершего в 1859 году в возрасте 78 лет. А также был избран ректором Королевской Академии изящных искусств.
Федерико де Мадрасо прожил достойную и творческую жизнь, умерев на восьмидесятом году жизни. Его сыновья Раймундо и Рикардо продолжили династию художников Мадрасо.
А дочь Сесилия хоть и не стала сама художницей, но вышла замуж за художника Мариано Фортуни, вместе с которым собирала коллекцию предметов искусства и древностей, а также была известным коллекционером текстиля.
Наибольших успехов в живописи из сыновей Федерико достиг Раймундо де Мадрасо. Всё начиналось также, как и у его знаменитого отца. Он тоже родился в Риме в 1841 году, а через год семья переехала в Мадрид. С начала мальчк обучался живописи дома, где с кисточкой и красками дружили буквально все. Затем Раймундо закончил Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо. А дальше тоже Париж, куда он переезжает в 1860 году. Здесь он берёт уроки у Леона Конье, мастера исторической и портретной живописи и талантливого педагога.
Более 100 учеников, прошедших его школу, стали известными художниками. Раймундо вместе с другом Альфредом Стивенсом, художником, приехавшим во Францию из Бельгии, и ещё несколькими художниками, приехавшими сюда, основали «Международную выставку живописи», чтобы продвигать работы иностранных художников, живущих в Париже. Раймундо увлёкся жанровой и портретной живописью. Но совершенно отошёл от академической манеры, в которой писали его отец и дед. Он пишет небольшие лёгкие жанровые сцены, портреты дам аристократического круга.
Но героини его портретов не сидят или стоят в застывшей позе, они всегда в движении, в действии. Дамы на его картинах полны элегантности, изящества, непринуждённости, лёгкого юмора, грациозных движений и поз.
Одной из его любимых моделей была Алина Массон, дочь швейцара работавшего во дворце Маркиза де Каса Риера. Она вдохновляла его своей красотой, живостью, весёлым нравом, искорками в глазах, так оживляющими его картины. Именно её образ чаще всего художник отражает на своих картинах и портретах.
Например на этой картине мы видим девушку-модель, которая во время позирования, в момент, когда художник сделал перерыв, подошла к картине поближе, чтобы посмотреть. И вдруг ей в голову пришла озорная мысль.
Она взяла кисть и бысро набросала на холсте рядом со своим изображением карикатурный портрет самого художника. Но поскольку он не отбирает у неё кисть, а позволяет продолжать рисовать, и наблюдает за ней, мы понимаем, что шутка ему понравилась.
А на этом портрете Алина сидит в мягком голубом кресле и рассматривает фотографии в альбоме. На её лице улыбка, а мечтательный взгляд больших красивых глаз как бы направлен внутрь себя. Она с удовольствием погрузилась в приятные воспоминания, которые ей навеяли фотографии.
Среди работ Раймундо часто встречается тема бала-маскарада, которая по всей вероятности пользовалась большим спросом у покупателей. С тонкой иронией изображает он молодых женщин примеряющих маскарадный костюм или собирающихся на бал.
Глядя на картину "Притворщик", мы словно слышим его сладкие лживые речи. Но девушка похоже всё понимает и поддерживает эту игру, ведь это маскарад, где под маской легко притвориться.
На картине "Вылазка на бал-маскарад" художник великолепно передаёт, царящую за этим, ярко освещённым входом, атмосферу, которая со светом газовых фонарей просачивается и на вечернюю улицу.
В освещённом дверном проёме хорошо видна выходящая парочка. Ждентельмен приглашает даму пройти в конный экипаж, стоящий рядом. И поза этой парочки, и равнодушно смотрящий на них швейцар у входа, и выходящие из маскарада люди, всё выполнено художником с лёгкой иронией, отражающей легкомысленную сторону этой сцены, Лицо ждентельмиена, очень похожее на самого Раймундо, только подчёркивает ироничное отношение автора. А как выглядел художник, многие современники знали по его портрету, выполненному отцом - Федерико де Мадрасо.
Раймундо на жанровых картинах изображал много дополнительных предметов, позволяющих лучше понять сюжет, великолепно передавал фактуру любой ткани, мебели, подробно и реалистично изображал каждую деталь, любую мелочь, что позволяет глубже погрузиться в атмосферу картины.
Популярность к Раймундо пришла довольно быстро, и картины пользовались большим спросом. Он часто ездил в Нью-Йорк, где хорошо продавались его работы. Среди покупателей богатые коллекционеры, например, постоянными клиентами была богатейшая семья Вандербильтов, занимавшаяся судоходством, железной дорогой и другими сферами крупной промышленности, а также Александр Терни Стюарт, один из 20 самых богатых людей в мире. Раймундо был частым посетителем салона Мадлен Лемер, французской художницы, которую называли "Императрицей роз", т.к. она кроме жанровой живописи была мастером цветочных натюрмортов.
В её салоне собирались представители высшего света, политики, и люди искусства. Здесь отдыхали, обменивались опытом, заводили интересные знакомства, заключали сделки.
Большая часть жизни Раймундо проходила во Франции. Конечно были периоды, когда он уезжал на несколько лет в Италию, либо возвращался на какое-то время в Испанию, но всё его творчество отражает стиль французской живописи, он практически не принимал участия в выставках, проходивших в Испании, но охотно выставлялся во Франции. Имел большой успех на Всемирной вставке в Париже в 1889 году. Был удостоен ордена Почётного Легиона. В 1894 году он подарил на родину музею Прадо свою коллекцию работ Франсиско Гойи, которую приобрёл ещё 1869 году и очень гордился ею.
Раймундо де Мадрасо прожил, как и его отец 79 лет, умерев в 1920 году. Испанские коллекционеры и музеи начали приобретать его работы лишь только после его смерти. Сын Раймундо, которого назвали в честь деда Федерико, Федерико де Мадрасо-и Очоа тоже стал художником и продолжил династию живописцев.
Благодарю всех, кто дочитал до конца!
Если вам было интересно, смотрите видеоверсию этого рассказа здесь