Обратимся к положениям ГПК Российской Федерации. В соответствии со статьей 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Но ситуации, когда присутствует клевета со стороны ответчика в суде, с целью формирования негативного мнения об истце (и наоборот), случаются в судебных процессах нередко.
Поэтому возникает ряд вопросов: Обязаны ли стороны давать правдивые пояснения по делу, говорить об обстоятельствах дела объективно, а не так как им выгодно? Закреплена ли в процессуальном законодательстве обязанность говорить суду только правду? Какие правовые последствия наступают для сторон, солгавших в процессе?
Существуют нормы, предполагающие уголовно-правовую и гражданско-правовую ответственность за клевету и за распространение порочащих сведений не соответствующих действительности. Например, объективная сторона клеветы, как следует из диспозиции ст. 128.1 УК, состоит в распространении заведомо ложных сведений (клевета совершается только с прямым умыслом), порочащих честь и достоинство лица или подрывающих его репутацию. Однако установления факта распространения сведений и их ложного и порочащего характера для привлечения лица к уголовной ответственности недостаточно: требуется обязательно установить признак заведомости. При этом констатации указанных критериев даже без признака заведомости для привлечения к гражданско-правовой ответственности достаточно.
Казалось бы, за клевету в суде можно привлечь лжеца к ответственности по нескольким статьям. Но на практике есть законное обоснование возможности ответчика, как и любого участника процесса, занимать позицию, которая с правдой может не соотноситься. Сведения, сообщаемые участниками судебного заседания или их представителями в ходе судебного заседания по гражданскому делу рассматриваются судами, как выражение субъективного мнения стороны в связи с возникшей конфликтной ситуацией при рассмотрении спора. Например, сведения, указанные в исковом заявлении не могут считаться клеветой, т.к. эта информация выражает позицию истца и обращение в суд с определенными требованиями не может преследоваться в отношении заявителя в соответствии с нормами.
Также и в ходе судебного заседания истец и ответчик обозначают "свою правду" . В рамках судебного заседания — это принято называть правовой позицией, сведения сообщаются в присутствии второй стороны и они подлежат проверке и оценке судом. Суд обязан не только выслушать объяснения сторон, но и в совокупности изучить иные доказательства по делу. Если лишить одну из сторон возможности отстаивать свою позицию(пусть и не соответствующую реальности), то процесс может потерять состязательность. Вы также можете изложить доводы и опровергнуть сказанное оппонентом в судебном заседании, когда суд предоставит вам возможность дать свои пояснения по существу дела.
В тоже время, если противоположная сторона зайдёт слишком далеко, сопровождая ложь подложными документами, то за заведомо подложные доказательства сторона будет нести ответственность перед законом. Фальсификация (подлог)— это процесс всегда сознательный. О ней можно говорить лишь тогда, когда сторона сознательно и намеренно искажает, изменяет факты перед тем, как передать их на рассмотрение суда. К тому же сторона, предъявляющая недостоверные данные, знает об этом и хочет, чтобы именно этот документ был учтен в ходе рассмотрения дела.
Оценив имеющиеся сведения и убедившись, что фальсификация имеет место, нужно подать в суд соответствующее заявление. ВС указывает, что суду следует рассматривать только те заявления, в которых указаны конкретные признаки подложности. Например, изменение существующего текста документа, подделка документа, представленного суду. Если в ходе судебного разбирательства выясняется, что информация в документах недостоверна, то о данном факте сообщается в соответствующие органы, а доказательство исключается.
Заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего либо заключение или показание эксперта, показание специалиста, а равно заведомо неправильный перевод в суде либо в ходе досудебного производства наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.
Те же деяния, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок. Свидетель, потерпевший, эксперт, специалист или переводчик освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольно в ходе досудебного производства или судебного разбирательства до вынесения приговора суда или решения суда заявили о ложности данных ими показаний, заключения или заведомо неправильном переводе.
Какие показания свидетеля считаются ложными?
Ложными показаниями являются сведения не соответствующие действительности. При этом ложные показания должны даваться заведомо, то есть свидетель должен осознавать, что предоставляемые им сведения, информация являются недостоверными. Если о несоответствии показаний действительности не подозревает сам свидетель, то привлечения к ответственности по указанной норме не будет.
При рассмотрении дел в гражданском судопроизводстве ответственность за лжесвидетельство возможна только при даче показаний об обстоятельствах, от которых может зависеть решение по иску. Если заведомо искажаются несущественные факты, от которых не зависит исход дела (например, сколько лет свидетель знает ответчика и т.п.), такие показания не образуют преступления, закрепленного статьей Уголовного кодекса.
Суд предупреждает свидетеля и других участников процесса, будь то эксперт, специалист, переводчик, об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. К сожалению, ситуации в которых свидетели дают ложные показания встречаются нередко.
Существует уголовная ответственность за клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава. Она предусмотрена ст. 298.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Под клеветой в данном случае понимается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство названных лиц, подрывающих репутацию и авторитет суда и правоохранительных органов, обеспечивающих отправление правосудия.
Для квалификации содеянного по ст. 298.1 УК РФ не имеет значения, оказало ли такое сообщение нужное для виновного воздействие на правоохранительные органы, осуществляющие цели и задачи правосудия.
Например, состав преступления будет в действиях лица, сообщившего ложную информацию об уклонении судьи от уплаты налогов или о совершении им иных противоправных действий в целях возбуждения процесса о прекращении полномочий этого судьи, отстранения его от участия в производстве по конкретному уголовному или гражданскому делу, понуждения к вынесению незаконного решения.
Аналогичные действия в отношении прокурора, следователя, дознавателя, судебного пристава влекут ответственность по ч. 2 ст. 298.1 УК РФ.