Ответ на вопрос в заголовке - банальными, но действенным способами: через мини-истории, диалоги, уже осточертевшие записки и, что самое интересное - игра повествует о своём мире в том числе через окружение. Да-да, всё по заветам Тодда Говарда и его немых сцен с скелетами из фоллаута, которые порой без единого слова повествуют о более захватывающей истории, чем сценарист в основном сюжете..
В общем имеем внушительный арсенал из уже зарекомендовавших себя в других играх приёмов, помогающих игре выглядеть более живой в глазах игрока. И эти способы повествования игра использует весьма разнообразно, не склоняясь исключительно лишь к тому, чтобы изредко оформлять интерьеры причудливым образом.
Условно эти способы построения нарратива можно разделить на следующие категории:
- Информация об местах интереса
- Случайные встречи
- Мини-квесты без обозначения в журнале
- Диалоги и кодекс.
- Книги
Теперь о каждом более подробно.
Маркеры мест интереса.
Да, речь о тех самых восклицательных знаках, которые указывают на то, что персонаж может поделиться интересные сведениями о том, что происходит в округе.
Сюда же я отношу и диалоги с рихтаржами да корчмарями, ибо они абсолютно так же наносят метку на карту и дают краткую информацию о месте, которое стоит посетить, если Вы заняты исследованием мира.
И на этих метках может быть что угодно, от простых могил солдат местного пана, которые можно разграбить, если имеете лопату и не чураетесь подобного промысла, заканчивая полноценной мини-историей о дремучих и жестоких нравах здешних крестьян.
Например, в самом начале я в диалоге с трактирщицей в Тросковицах выяснил, что где-то в здешних лесах поселилась некая "дивоженка", и словно кельтский друид живёт в гармонии с природой, никому особо не докучая. Но так же упоминает, что нам туда лучше не ходить, ибо про неё у суеверных крестьян сложилось устойчивое мнение, что она нечиста душой и занимается чёрной магией, в общем стандартное представление приземлённых кметов о том, кто не из их племени. А сейчас ещё и свадьба местного пана приближается, так что они вдвойне опасаются, что она может испортить жизнь молодоженам..
И я поначалу счёл эту информацию просто за историю, призванную придать здешнему миру фактуры.
- Да, метку на карте я не заметил, ибо в начале игры и так слишком много информации падает, и всё банально не успеваешь мониторить.
Но спустя часов 30 игры, исследуя карту я-таки наткнулся на эту метку, и то, что я увидел оказалось кровавым завершением той истории, которую вначале рассказывала трактирщица.
И одной лишь этой сценой уже задаётся сильное настроение, господствующее в этих диких землях.
- Да, самое начало игры тоже настраивает нас не на самый дружелюбный лад, но всё-таки мы вооруженные латники, и напали на нас разбойники, во военное время такое часто случается.
А в случае с тем, что крестьяне сотворили с этой женщиной степень кровожадности будто бы повышается в разы, немаловажную роль в чём в том числе играет то, что само действие остаётся за кадром и отдано на откуп фантазии игрока..
Случайные встречи.
Самый любимый мой пункт. Эта фича, как многие знают, была ещё и в первой части. Однако там, за счёт не такого уж большого бюджета и очевидных ограничений при разработке эта механика была не так сильно проработана. Вернее структурно она осталась такой же, но вот количество встречаемых персонажей повысилось в разы. Я не знаю сколько у них заготовлено таких встреч, но за 70 часов игры у меня ещё ни разу не повторились диалоги с случайными встречными.
Как правило такие персонажи сами привлекают твоё внимание, окрикивая издалека, так что пропустить их сложно.
Да, иногда встречается один и тот же персонаж, как тот же загадочник или неудачливый торговец, который перепутал нас с своим партнёром по бизнесу, который кинул его, и теперь он, думая что это мы, пытается изыскать с нас деньги на потерянный товар.
Но каждый раз с такими персонажами возникает новый диалог и они помнят, что мы уже виделись. Таким образом наше общение прогрессирует от встречи к встрече.
Нет, занятные попутчики встречались и там, однако количество их было много жиже, да и те встречи, которые запоминались можно было пересчитать по пальцам..
Мини-квесты без обозначения в журнале
Тут без лишних объяснений прикрепляю ссылку к другой статье, в которой как раз-таки разбирается такой мини квест.
Суть таких активностей в том, что тебе никто не говорит, что это задание. Ты просто исследуешь мир, и исходя из прочитанного или услышанного в диалоге сам идёшь исследовать какое-либо место. Никаких меток, никаких подсказок, в журнал ничего не наносится.
Если отнестись к такой информации невнимательно, то можно даже не понять, что тебе только что дали пространство для исследования мира, в конце которого велика возможность получить ценный лут.
Карты с сокровищами отношу к этой же категории. Ибо место, где ты находишь карту вполне себе может начать рассказывать свою историю, которую можно легко прозевать и просто отправиться за сокровищем, даже не понимая прикол того, что тут произошло.
Вообще не обязательно интерпретировать даже эту историю именно таким образом. В этом и самый цимес подобных мини-историй, что игроку даётся только несколько ключевых моментов какой-то истории, которая произошла без его участия, а то, как он её воспримет и насколько насыщенные события представит зависит только от воображения и заинтересованности игрока.
Диалоги и кодекс.
Постепенно переходим от интересных к более душным способам давать игроку информацию о мире. В игре есть кодекс, в котором постепенно собираются все сведения о исторической эпохе, социальных, политических и религиозных тенденциях того времени, значимых деятелях, ключевых событиях и пр.
Добывать эти сведения придётся по большей части из книг и диалогов. Могу предположить, что большинство игроков в этот раздел особо захаживать не будут, но так или иначе этот контент в игре есть и если так уж вышло, что чтением в играх Вы не брезгуете, то можно и таким образом расширить своё представление о исторической эпохе, через которую проходила Богемия начала 15-го века.
Чтобы пополнять свой архив новыми познаниями особо ничего экстравагантного делать не надо, просто с интересом общайтесь с учёными или влиятельными людьми, им как правило есть о чём рассказать. Иногда придётся проходить чеки, чтобы новое знание стало доступно.
Книги
Так же по заветам Тодда в эту игру завезли и кучу лорных книг, которые никаких навыков не дают и нужны исключительно для того, чтобы их читать. Глупость какая-то, книги, и читать?
Как правило эти книги являются либо чьими-то дневниками и могут послужить лучшему пониманию какого-то персонажа или квеста, либо просто дублируют функции кодекса и дают общую информацию о мире игры. В целом бывает интересно залипнуть в эти истории.
Но даже если чтение вы не особо чествуете, не стоит торопиться растапливать костёр в дорожном лагере очередной найденной книженцией, ведь писарь в Тросковице или в замке может щедро вознаградить вас за проданные "ценные бумаги".