СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
49. Предполагаемое изменение территории населенного пункта путем включения в нее земель лесного фонда должно быть согласовано с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения городской Думы об утверждении Генерального плана городского округа города на 2021 - 2041 годы (далее - Генеральный план), устанавливающего правила и условия развития территории городского округа города, на которой заявитель зарегистрирован и постоянно проживает, со дня его принятия, полагая, что при его принятии были допущены нарушения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
При этом суды исходили из того, что Генеральный план утвержден оспариваемым решением с картой границ по несогласованным вопросам до момента их согласования, что предусмотрено пунктом 1 части 11 статьи 25 ГрК РФ и не может расцениваться как нарушение прав иных лиц. Отсутствие в текстовой части Генерального плана координатного описания границ населенного пункта не влечет никаких правовых последствий, поскольку установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что в оспариваемом нормативном акте указана территория, планируемая к включению в состав населенного пункта, а информация о границе населенного пункта, которая административным ответчиком не признана согласованной в установленном законом порядке, в настоящее время не используется.
Суды полагали, что в несогласованной части проект Генерального плана может быть представлен согласительной комиссией главе местной администрации, а затем в представительный орган местного самоуправления в виде отдельных материалов по несогласованным вопросам, подлежащим дальнейшему согласованию, указывая на возможность утверждения Генерального плана с территориями, отображенными на карте как проектируемые и планируемые к включению в состав населенного пункта.
В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) и П. просили отменить судебные акты, нормативный правовой акт признать недействующим с момента его принятия.
Отменяя судебные решения, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.
Одной из целей согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является проверка соответствия его содержания в части включения в границы населенного пункта земельных участков из состава земель лесного фонда законодательству в сфере лесных отношений. Данная процедура согласования соответствует особенностям правового режима лесного фонда, вытекающим из его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом.
Включение земель лесного фонда в границы населенных пунктов существенно меняет правовое положение соответствующих земель и лесных участков как в части охраны лесов, так и в части имущественных отношений, непосредственно затрагивая интересы Российской Федерации (часть 1 статьи 8 и статья 81 ЛК РФ, пункт 2 статьи 9 ЗК РФ).
Таким образом, предполагаемое изменение территории населенного пункта путем включения в нее земель лесного фонда должно быть согласовано с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, поскольку утверждение генерального плана влечет перевод земель из одной категории в другую. В связи с указанным орган местного самоуправления не вправе приступить к утверждению проекта генерального плана без положительного заключения на него. Этому корреспондирует обязанность уполномоченного федерального органа исполнительной власти отправить соответствующее заключение на представленный ему проект генерального плана в установленный законом срок.
Отсутствие положительного заключения Рослесхоза на проект Генерального плана, а также наличие в указанном документе территориального планирования проектируемой границы населенного пункта противоречит части 5.1 статьи 23 ГрК РФ, может привести к нарушению прав Российской Федерации как собственника земель лесного фонда и законных интересов граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду.
Лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом на основании части 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты были отменены, решение городской Думы признано не действующим со дня его принятия.
Определение 14-КАД24-3-К1
50. Владелец транспортного средства вправе получить государственную услугу по регистрации транспортного средства через представителя на любом этапе ее предоставления, в том числе в случае самостоятельной подачи заявления об оказании такой услуги посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Ф. приобрела в собственность автомобиль. В этот же день через Единый портал государственных и муниципальных услуг она подала заявление в отдел Госавтоинспекции МВД России (далее также - уполномоченный орган, Госавтоинспекция) о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи с изменением собственника (владельца), которое было зарегистрировано и принято к рассмотрению.
В назначенный день ее представители Л. и К., действовавшие на основании нотариально удостоверенной доверенности, прибыли в уполномоченный орган для прохождения административной процедуры. Однако сотрудник отдела Госавтоинспекции отказал в проведении регистрационных действий и оказании государственной услуги на основании пункта 4 части 5 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о государственной регистрации транспортных средств), мотивируя отказ тем, что неявка заявителя Ф. повлекла невозможность установления ее личности, а прибывшие вместо Ф. представители с заявлением о предоставлении данной государственной услуги не обращались.
Ф., полагая, что оспариваемый отказ является незаконным, обратилась в суд с административным иском.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
Судом апелляционной инстанции названный судебный акт отменен, принято новое решение об удовлетворении административного иска.
Судом кассационной инстанции апелляционное определение отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе. Суд кассационной инстанции посчитал, что неявка Ф. в назначенное время в регистрационное подразделение и необращение с самостоятельным заявлением о совершении регистрационных действий ее представителей свидетельствуют о несоблюдении административным истцом порядка регистрации транспортных средств.
Соглашаясь с доводами кассационной жалобы Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала следующее.
В силу части 3 статьи 10 Закона о государственной регистрации транспортных средств регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя, а в установленных законом случаях - по инициативе регистрационного подразделения.
Пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определяет, что заявителем может быть физическое лицо либо его уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, с запросом о предоставлении государственной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя в регистрационное подразделение с заявлением и документами, предусмотренными пунктом 27 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 г. N 950 (далее - Административный регламент), или получение заявления о предоставлении государственной услуги с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг с приложением документов в электронной форме (пункт 63 Административного регламента).
Должностное лицо устанавливает личность заявителя, а при обращении его представителя - личность и полномочия представителя заявителя (пункт 66 Административного регламента).
В статье 15 Закона о государственной регистрации транспортных средств определено, что должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от лица, обратившегося для совершения регистрационных действий, представления в том числе заявления владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий и документа, удостоверяющего личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документа, удостоверяющего личность представителя владельца транспортного средства, и документа, подтверждающего его полномочия. Документ, удостоверяющий личность владельца транспортного средства, не представляется, если полномочия представителя владельца транспортного средства основаны на нотариально удостоверенной доверенности (пункты 1 и 2 части 1).
Аналогичные положения в отношении представления документов, удостоверяющих личность, содержатся в пункте 27.2 Административного регламента.
С учетом этого Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что действующее правовое регулирование позволяет владельцам транспортных средств участвовать в отношениях по получению государственной услуги по регистрации транспортных средств через представителя на любом этапе ее предоставления. Правовые последствия предоставления государственной услуги возникают именно у владельца транспортного средства и не зависят от того, владелец или его представитель обратился в уполномоченный орган с заявлением и явился для прохождения последующих административных процедур.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила кассационное определение, оставив в силе определение суда апелляционной инстанции.
Определение N 45-КАД24-17-К7
51. Страховщику не может быть отказано в предоставлении копий документов из материалов дела об административном правонарушении, которые необходимы для проведения автотехнической экспертизы в целях исключения возможности незаконного получения страхового возмещения и определения размера страховой выплаты.
Страховая компания направила в Управление Госавтоинспекции по субъекту запрос о предоставлении копий материалов дела о дорожно-транспортном происшествии с участием трех автомобилей, а именно: схемы дорожно-транспортного происшествия, объяснений участников, цифровых фотографий с места дорожно-транспортного происшествия.
В обоснование запроса указано, что информация необходима в связи с обращением собственника одного из автомобилей с заявлением о выплате страхового возмещения для организации проведения автотехнической и автотрасологической экспертиз в целях исключения инсценировки заявленного события и возможности незаконного возмещения ущерба.
В предоставлении указанной информации было отказано со ссылкой на то, что страховщики не наделены правом на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении; страховая компания вправе запрашивать только те документы, которые необходимы для решения вопроса о страховом возмещении с учетом характера ущерба, причиненного конкретному потерпевшему; в компетенцию страховщиков не входит определение характера и степени вины лица в связи с дорожно-транспортным происшествием.
Не согласившись с отказом, страховая компания обратилась в суд с административным иском.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
Судом апелляционной инстанции названный судебный акт отменен, принято новое решение об удовлетворении административного иска.
Судом кассационной инстанции апелляционное определение отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Отменяя решение суда первой инстанции и кассационное определение и оставляя в силе определение суда апелляционной инстанции, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации исходила из следующего.
Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об обязательном страховании гражданской ответственности; здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о транспортных средствах, состоящих на государственном учете, и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях (абзац второй пункта 1 статьи 30).
Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П установлены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 1; в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений; далее - Правила).
Согласно пункту 4.19 Правил страховщик вправе самостоятельно запрашивать органы и организации в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, о предоставлении документов, предусмотренных пунктами 4.1, 4.2, 4.4 - 4.7, 4.13 и 4.18 Правил. Страховщик вправе запрашивать предоставление только тех документов, которые необходимы для решения вопроса о страховом возмещении с учетом характера ущерба, причиненного конкретному потерпевшему.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 12.1 Закона об обязательном страховании гражданской ответственности в целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза по правилам и методике, которые утверждаются Банком России.
Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 433-П утверждены Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, согласно пункту 2 которых экспертиза проводится не только на основании документов о дорожно-транспортном происшествии, переданных потерпевшим страховщику, но и иных документов, оформленных по факту и обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия.
Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденная положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П (действовала на момент возникновения спорных правоотношений; далее - Методика), является обязательной для применения, в частности, страховщиками, экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Установление обстоятельств и причин образования повреждений транспортного средства основывается в том числе на анализе сведений, зафиксированных в документах о дорожно-транспортном происшествии: справке установленной формы о дорожно-транспортном происшествии, извещении о страховом случае, протоколах, объяснениях участников дорожно-транспортного происшествия и так далее, их сравнении с повреждениями, зафиксированными при осмотре транспортного средства (абзац четвертый пункта 2.2 Методики).
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что в целях реализации обязанностей страховщика по установлению факта страхового случая и определению размера убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования, страховая компания вправе запросить у административного ответчика имеющиеся в его распоряжении документы, а органы Госавтоинспекции обязаны направить копии таких документов при условии обоснования страховщиком их необходимости для решения вопроса о выплате потерпевшему страхового возмещения.
Из материалов дела усматривается, что запрашиваемая информация была необходима для проведения автотехнической экспертизы в целях исключения случая незаконного получения страхового возмещения, так как повреждения автомобиля имеют признаки, указывающие на невозможность их образования в совокупности вследствие одного дорожно-транспортного происшествия. С учетом этого Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа страховой компании в предоставлении ей соответствующей информации.
Определение N 67-КАД23-12-К8
52. При назначении осужденному лицу дополнительного наказания, за исключением ограничения свободы, срок административного надзора начинает исчисляться со дня постановки такого лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
По вступившему в законную силу приговору суда от 15 августа 2019 г. Х. осужден за тяжкое преступление по части 2 статьи 205.2 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с администрированием сайтов с использованием электронных или информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, на срок 3 года.
Решением суда от 21 февраля 2022 г. удовлетворен административный иск исправительной колонии, в отношении Х. установлен административный надзор на срок 8 лет. При этом суд посчитал, что срок административного надзора в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре) следует исчислять со дня постановки административного ответчика на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Считая выводы суда первой инстанции правильными, суд апелляционной инстанции применил положения пункта 2 части 1 статьи 5 названного федерального закона и дополнил резолютивную часть решения указанием о невключении в срок административного надзора периода, истекшего после отбытия наказания.
Кассационный суд общей юрисдикции, изменяя судебные акты нижестоящих судов в части исчисления срока административного надзора, исходил из того, что после освобождения 26 апреля 2022 г. из мест лишения свободы по отбытии основного вида наказания Х. должен отбывать дополнительное наказание в виде запрета в течение 3 лет заниматься определенной деятельностью, по исполнении которого начинает исчисляться восьмилетний срок, установленный законом для погашения судимости, в связи с чем судимость административного ответчика будет погашена 28 апреля 2033 г.
Рассмотрев кассационную жалобу Х., Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о необходимости ее частичного удовлетворения по следующим основаниям.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 данного федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 названного закона административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного статьями 205 - 205.5 УК РФ.
Частью 4 статьи 3 Закона об административном надзоре предусмотрено, что в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.
Кассационный суд общей юрисдикции не учел, что указанная выше норма является специальной и не может быть применена в отношении лиц, которым назначены иные виды дополнительного наказания, в том числе запрет заниматься определенным видом деятельности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 35 постановления от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" обратил внимание судов на то, что при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.
Приведенные законоположения и разъяснения Пленума Верховного Суда судом кассационной инстанции не приняты во внимание, что повлекло установление административного надзора на срок, превышающий срок погашения судимости лица, совершившего тяжкое преступление.
Согласно преамбуле к постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2022 г. N 14 "О практике применения судами при рассмотрении уголовных дел законодательства, регламентирующего исчисление срока погашения и порядок снятия судимости" содержащиеся в этом постановлении разъяснения даны судам в целях обеспечения единообразного применения законодательства, регламентирующего исчисление срока погашения и порядок снятия судимости, при рассмотрении уголовных дел.
Статья 47 УК РФ, примененная судом кассационной инстанции, также не содержит норм, регулирующих вопросы административного надзора. Следовательно, у кассационного суда общей юрисдикции отсутствовали правовые основания для применения по административному делу положений уголовного законодательства об исполнении наказания и о порядке погашения и снятия судимости.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда отменила определение суда кассационной инстанции в части установления в отношении Х. административного надзора до 28 апреля 2033 г., оставив в указанной части в силе определение суда апелляционной инстанции.
Определение N 42-КАД24-1-К4
Практика применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
53. При решении вопроса о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ, для определения срока предоставления кандидатом итогового финансового отчета необходимо руководствоваться правилами, закрепленными в законодательстве о выборах и референдумах.
Постановлением мирового судьи К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию.
Решением судьи районного суда постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции решение судьи районного суда отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в районный суд.
По результатам нового рассмотрения решением судьи районного суда постановление мирового судьи, вынесенное в отношении К., оставлено без изменения.
Частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ установлена административная ответственность в том числе за непредоставление кандидатом в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений.
Пунктом 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) предусмотрено, в частности, что кандидат не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязан представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.
В соответствии с пунктом 9 статьи 45 Закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации кандидат обязан представить в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет одновременно с представлением подписных листов и итоговый финансовый отчет не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда.
Согласно материалам дела основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации К. представил итоговый финансовый отчет в нарушение пункта 9 статьи 45 названного закона субъекта Российской Федерации по истечении установленного тридцатидневного срока со дня официального
опубликования результатов выборов (в день, следующий за днем, в который истекли 30 дней).
Отменяя решение судьи районного суда об отмене постановления мирового судьи о назначении К. административного наказания, судья кассационного суда общей юрисдикции не учел положения пункта 4 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, которым предусмотрено, что если какое-либо действие может (должно)
осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ количества дней; при этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней, и неверно рассчитал последний день представления финансового отчета.
Официальные результаты выборов опубликованы в печатном издании 15 сентября 2023 г. и размещены на официальном сайте избирательной комиссии.
Представление итогового финансового отчета должно осуществляться не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов. При этом первым днем выступал день, следующий за днем после официального опубликования результатов выборов, в данном случае - 16 сентября 2023 г., следовательно, тридцатидневный срок истекал 15 октября 2023 г.
Вопреки выводам судьи кассационной инстанции, последним днем для представления итогового финансового отчета кандидата являлся день, следующий за днем, в который истекало 30 дней, то есть 16 октября 2023 г. (пункт 4 статьи 11.1 и пункт 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Следовательно, К. 16 октября 2023 г. своевременно выполнил требование, установленное законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление N 73-АД24-4-К8
54. Истечение срока действия выданных компетентным органом иностранного государства транзитных знаков не образует в действиях водителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи районного суда и постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции, М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, М. просил отменить вынесенные в отношении его судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
В соответствии с частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками влечет лишение права управления транспортными средствами.
В силу пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при квалификации действий лица по части 4 статьи 12.2 КоАП РФ под подложными государственными регистрационными знаками следует понимать знаки:
не соответствующие требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, в части нарушений при их изготовлении требований национального стандарта Российской Федерации относительно технических условий и конструкторской документации;
изготовленные в соответствии с техническими требованиями государственные регистрационные знаки (в том числе один из них), в которые были внесены изменения, искажающие нанесенные на них символы, в частности один из них, и допускающие иное прочтение государственного регистрационного знака;
соответствующие техническим требованиям государственные регистрационные знаки (в том числе один из них), отличные от внесенных в регистрационные документы данного транспортного средства.
Вывод об управлении М. транспортным средством с подложными государственными регистрационными знаками и о совершении им административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ, мировой судья и судьи судов вышестоящих судебных инстанций сделали, исходя из того, что на автомобиле в момент, относящийся к событию административного правонарушения, были установлены транзитные знаки иностранного государства, срок действия которых истек; автомобиль на регистрационный учет в Российской Федерации не поставлен.
В ходе производства по делу М. отрицал факт совершения вмененного ему административного правонарушения, указывая на то, что транзитные знаки были выданы в установленном законом порядке в иностранном государстве предыдущему владельцу транспортного средства, которое он приобрел по договору купли-продажи после ввоза автомобиля на территорию Российской Федерации, в подтверждение чего представил соответствующие документы, включая электронный паспорт.
Приведенные выше сведения позволили сделать вывод о том, что установленный на транспортном средстве транзитный знак, выданный иностранным государством, не отвечает признакам подложного государственного регистрационного знака, поскольку не может быть признан таковым регистрационный знак транспортного средства другого государства, выданный компетентным органом и в установленном порядке.
Указания судебных инстанций на то, что на транспортное средство оформлен электронный паспорт с территорией обращения "Российская Федерация" и истечение срока действия транзитных знаков, которые были выданы на него ранее в иностранном государстве, основанием для признания их подложными не являются.
Данные, которые могли бы свидетельствовать об изготовлении транзитных знаков не на предприятии-изготовителе в установленном законом порядке, о наличии изменений, искажающих нанесенные на него (них) предприятием-изготовителем символы, о его (об их) выдаче при государственной регистрации другого транспортного средства, отсутствовали.
Таким образом, управление М. транспортным средством с транзитными знаками иностранного государства, срок действия которых истек, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах состоявшиеся постановления отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление N 5-АД24-56-К2
55. Стоянка (остановка) транспортного средства на тротуаре образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.19 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица административного органа, оставленным без изменения решением судьи районного суда, решением судьи городского суда и постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции, Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 12.16 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Л. выразила несогласие с указанными актами, считая их незаконными.
В соответствии с частью 4 статьи 12.16 КоАП РФ (цитируемые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Л. к административной ответственности) несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 названной статьи, влечет назначение административного наказания.
Часть 5 статьи 12.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение, предусмотренное частью 4 указанной статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.
Должностным лицом административного органа вынесено постановление, согласно которому водитель транспортного средства произвел остановку транспортного средства в нарушение требования, предписанного дорожным знаком 3.27 "Остановка запрещена" приложения N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила).
Факт совершения административного правонарушения зафиксирован с применением технического средства, работающего в автоматическом режиме, имеющего функции фото-, киносъемки, видеозаписи, в связи с чем в порядке части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 12.16 КоАП РФ, привлечен собственник (владелец) транспортного средства - Л.
Вместе с тем из постановления должностного лица (материалов фотофиксации) усматривается, что водитель транспортного средства осуществил стоянку (остановку) на участке дороги, предназначенном для движения пешеходов и примыкающем к проезжей части, - на тротуаре.
В силу части 3 статьи 12.19 КоАП РФ остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 названной статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 данной статьи, влечет назначение административного наказания.
Часть 6 статьи 12.19 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушения, предусмотренные частями 3 - 4 данной статьи, совершенные в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.
Следовательно, стоянка (остановка) принадлежащего Л. транспортного средства на тротуаре образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.19 КоАП РФ.
Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 5 статьи 12.16 и частью 6 статьи 12.19 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, санкции данных норм являются тождественными.
Переквалификация совершенного Л. деяния с части 5 статьи 12.16 на часть 6 статьи 12.19 КоАП РФ согласуется с позицией, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа, решение судьи районного суда, решение судьи городского суда и постановление судьи кассационного суда общей юрисдикции, вынесенные в отношении Л., изменены путем переквалификации совершенных действий с части 5 статьи 12.16 КоАП РФ на часть 6 статьи 12.19 данного кодекса. Также из указанных актов исключены выводы о нарушении требований дорожного знака 3.27 "Остановка запрещена" приложения 1 к Правилам.
В остальной части состоявшиеся по делу акты оставлены без изменения.
Постановление N 5-АД24-103-К2
56. Неисполнение контролируемым лицом обязанности по предоставлению необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения обязательных требований документов, перечисленных в решении о проведении проверки и требовании о предоставлении документов, является воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок и в случае невозможности проведения проверки подлежит квалификации по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи городского суда и постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор Общества Н. просил отменить судебные акты, вынесенные в отношении Общества, заявляя об их незаконности.
В ходе производства по делу установлено, что должностным лицом административного органа вынесено решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Общества по месту нахождения производственного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
В решении указано на необходимость в целях проведения проверки предоставить документы по производственному объекту. Решение о проведении проверки и требование о предоставлении документов направлены в адрес Общества.
В срок, установленный в названном требовании (в течение двух дней со дня его получения), истребуемые документы Обществом в административный орган не предоставлены; в удовлетворении ходатайства о продлении срока для предоставления документов отказано.
Указанное деяние квалифицировано должностным лицом административного органа по статье 19.7 КоАП РФ.
На основании обжалуемых судебных актов Общество привлечено к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ, которой установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных отдельными статьями Особенной части названного кодекса.
В то же время в силу пункта 5 части 8 статьи 73 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) в ходе выездной проверки в числе иных контрольных (надзорных) действий может совершаться истребование документов.
Согласно статье 80 Закона N 248-ФЗ под истребованием документов в целях этого закона понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации (часть 1).
В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Закона N 248-ФЗ (часть 10 статьи 65 этого закона).
Исходя из положений указанных правовых норм обязанность по представлению документов подлежала исполнению Обществом для обеспечения уполномоченным должностным лицом возможности оценки соблюдения им обязательных требований при осуществлении деятельности контрольных (надзорных) органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.
Документы истребованы у Общества для проведения проверки, их непредставление в установленный в требовании срок воспрепятствовало законной деятельности должностных лиц органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок и повлекло невозможность проведения проверки.
Данное деяние охватывается диспозицией части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных отдельными нормами названного кодекса, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
За совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, Общество уже привлечено к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах вывод о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, не являлся обоснованным.
С учетом этого состоявшиеся постановления отменены, производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекращено.
Постановление N 11-АД24-47-К6
57. Направление работодателем в ненадлежащий орган уведомления о заключении трудового договора с гражданином, уволившимся в течение двух лет с государственной службы, не свидетельствует об исполнении обязанности по сообщению о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы, в связи с чем влечет административную ответственность работодателя по статье 19.29 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи районного суда и постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции, генеральный директор Общества П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, П. просил отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности.
В соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа.
В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 названного закона, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Согласно материалам дела в ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой, установлено, что Обществом, генеральным директором которого является П., к трудовой деятельности на условиях трудового договора на должность охранника привлечен Ш., ранее замещавший должность инспектора охраны федерального казенного учреждения (исправительной колонии) территориального органа ФСИН России.
Данная должность включена в перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом ФСИН России.
Вместе с тем уведомление о привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора Ш., замещавшего ранее должность, включенную в названный выше перечень, П. не направлено в установленный десятидневный срок представителю нанимателя Ш. по последнему месту его службы.
Таким образом, вывод судебных инстанций о наличии в бездействии генерального директора Общества П. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, признан соответствующим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В жалобе заявитель обратил внимание на то, что уведомление о привлечении к трудовой деятельности лица, замещавшего ранее должность, включенную в названный выше перечень, направлено непосредственно в федеральное казенное учреждение.
Однако эти действия не свидетельствуют о выполнении предусмотренной указанными нормами обязанности, поскольку такое уведомление не может считаться надлежащим.
В силу типового положения о территориальном органе ФСИН России территориальный орган возглавляет руководитель (начальник) территориального органа, назначаемый на должность и освобождаемый от должности директором ФСИН России.
Начальник такого органа принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о приеме на службу (работу) работников в территориальный орган ФСИН России и в подведомственные ему учреждения, приостановлении службы, об увольнении со службы лиц рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава до подполковника внутренней службы включительно.
Следовательно, мировой судья, с выводами которого согласились судьи вышестоящих судебных инстанций, обоснованно признал, что генеральный директор Общества П. располагал информацией о представителе нанимателя (работодателе) Ш. по последнему месту его службы, однако требуемое уведомление о заключении трудового договора в соответствующий адрес не направил.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов не установлено.
Постановление N 5-АД24-51-К2
58. Административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не может быть назначено лицу, не имеющему права управления транспортными средствами, и в том случае, если санкция подлежащей применению статьи Особенной части КоАП РФ предусматривает только этот вид административного наказания.
Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции, Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник просил об отмене судебных актов, вынесенных в отношении Б. по делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками влечет назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами.
Основанием для привлечения Б. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 12.2 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах выводы о том, что Б. управлял принадлежащим Ц. транспортным средством, не состоящим на учете, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками.
Между тем мировым судьей при назначении Б. наказания в виде лишения права управления транспортными средствами не учтено, что исходя из разъяснений, изложенных в абзаце втором пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", к лицам, не имеющим права управления транспортными средствами, административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не применяется.
При совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами, административного правонарушения, не являющегося повторным в соответствии с диспозицией подлежащей применению статьи (части статьи) главы 12 КоАП РФ, устанавливающей в качестве единственного наказания лишение права управления транспортными средствами (например, часть 4 статьи 12.2, часть 6 статьи 12.5 КоАП РФ), его действия могут быть квалифицированы только как управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, - по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ (абзац второй пункта 10 указанного постановления Пленума).
Б. водительское удостоверение на право управления транспортными средствами не выдавалось, сведения об отсутствии у него водительского удостоверения содержатся в материалах дела.
Допущенное мировым судьей нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на выводы, сделанные по делу об административном правонарушении, повлекло назначение наказания, которое не могло быть Б. назначено.
В ходе рассмотрения дела судьей кассационного суда общей юрисдикции по жалобе на постановление мирового судьи указанные нарушения оставлены без внимания и соответствующей правовой оценки, в связи с чем состоявшиеся постановления отменены.
Постановление N 4-АД24-36-К1
59. Судья, которому поступило на рассмотрение дело об административном правонарушении, не вправе давать оценку законности определения об удовлетворении ходатайства о передаче материалов дела на рассмотрение по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
КоАП РФ не предусматривает возможности приостановления судьей течения срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи районного суда и постановлением судьи кассационного суда общей юрисдикции, В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник В. выразил несогласие с судебными актами, поставил вопрос об их отмене и о прекращении производства по делу.
В силу части 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что, разрешая ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, необходимо иметь в виду, что КоАП РФ не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин (подпункт "з" пункта 3).
Согласно материалам дела мировому судье в соответствии с требованиями статьи 24.4 КоАП РФ защитником В. было заявлено ходатайство о передаче материалов дела об административном правонарушении для рассмотрения по месту жительства В.
Определением мирового судьи ходатайство удовлетворено, дело передано на рассмотрение мировому судье судебного участка по месту жительства В.
Определением мирового судьи судебного участка по месту жительства В. дело возвращено мировому судье, которым было удовлетворено ходатайство В., со ссылкой на необоснованность направления данного дела по месту жительства лица, указанному в ходатайстве, поскольку документов, подтверждающих действительность проживания В. по приведенному в ходатайстве адресу, защитником представлено не было.
При этом данным определением судья приостановил течение срока давности привлечения лица к административной ответственности с момента вынесения этого определения и до поступления дела в соответствующий судебный участок.
Между тем мировой судья, которому поступило данное дело на рассмотрение, не вправе давать оценку законности определения мирового судьи, которым было удовлетворено ходатайство о передаче материалов дела на рассмотрение по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Более того, КоАП РФ не предусмотрено приостановление судьей течения срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1.1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения.
В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (часть 5 статьи 4.5 КоАП РФ).
При рассмотрении дела судьи районного суда и кассационного суда общей юрисдикции исходили из того, что срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливался и на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.
Такие выводы противоречат требованиям приведенных выше норм КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах обжалованные судебные акты отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Постановление N 29-АД24-12-К1