Найти в Дзене
Культурный код

«Апогей фашистского танкостроения в годы ВОВ»: танк «Тигр II»

Оглавление

Вторая Мировая Война подстегнула абсолютно все направления промышленности. И, как бы это двояко не звучало, вывела развитие техники абсолютно на новый уровень. Но всё-таки отдельным столпом стоит танкостроение, ибо именно этот период времени на железных монстров делалась основная ставка на обычном поле боя. А потому каждая из сторон конфликта, несмотря на все сложности с ресурсами и ограничения по времени, как можно скорее стремилась создать идеальную боевую машину.

Тигр II в Бовингтонском танковом музее.
Тигр II в Бовингтонском танковом музее.

В этот период одним из самых грозных представителей бронетехники стал немецкий тяжелый танк «Pz.Kpfw. VI Ausf. B» более известный как «Королевский Тигр» и «Тигр II». Этот стальной гигант по праву считается последней попыткой нацистской Германии создать непобедимый образец вооружения на поле брани, способный переломить ход большинства сражений в свою пользу.

«Тигр II» в танковом музее в Мунстере
«Тигр II» в танковом музее в Мунстере

И ведь попытка реально замечательная (в том плане, что у немецких инженеров действительно получилось создать машину, соответствующую самым высоким требованиям). Просто год выхода из ангара — 1644 год и количество машин — 492 штуки, лучше всего говорит о том, что «что-то там переломить» уже не получилось бы со всей точностью.

История создания и эволюция конструкции

Разработка нового тяжёлого танка началась в 1942 году, когда стало очевидно, что существующие модели уже не справляются с современными угрозами (основная — «Т-34» на тот момент времени). На этом фоне немецкое командование поручило две конкурирующие разработки фирмам «Порше» и «Хеншель».

Башня Krupp Turm Nr.1-50
Башня Krupp Turm Nr.1-50

Интересно, что проект «Порше» был отклонен, но уже изготовленные для него башни использовались на первых серийных машинах. Это привело к появлению двух версий танка – с характерной обтекаемой башней Порше и более угловатой башней «Хеншеля».

Серийная башня Krupp Serienturm
Серийная башня Krupp Serienturm

Производство «Королевских Тигров» началось в январе 1944 года и продолжалось до марта 1945 года. Процесс сборки был крайне сложным и требовал много времени — даже при пиковых темпах на изготовление одного танка уходило около 15 дней. В условиях постоянных бомбардировок союзников производство часто прерывалось, что значительно снижало возможный объем выпуска.

Боевые характеристики и вооружение

Вооружение «Королевского Тигра» заслуживает особого внимания. Основным орудием стала мощная 88-мм пушка «KwK 43 L/71» – настоящий кошмар для любой бронетехники того времени. Впрочем, это как посмотреть, ибо выход «ИС-2» со 122-мм орудием полностью перетасовал карты в пользу СССР. Дистанция эффективного поражения «ИС-2» с 88-мм пушки — 500-700 метров. Дистанция эффективного поражения «Тигра II» со 122-мм пушки — до полутора километров. Так что: «Математика проста-с».

Разрезанный для демонстрационных целей «Тигр II» в музее Паттона
Разрезанный для демонстрационных целей «Тигр II» в музее Паттона

Впрочем, как пишут источники, снаряды «KwK 43 L/71» могли пробивать лобовую броню любого лёгкого и среднего советского и американского танка на дистанции до 2,5 километров. При этом точность стрельбы была потрясающей – опытные наводчики могли поражать легкобронированные цели даже на расстоянии 4 километров. Так что, как говорят: «Смеяться явно не стоит». Просто выше сравнивались действительно лучшие тяжёлые модели своего времени.

Германские и венгерские солдаты на «Тигре II». Будапешт, октябрь 1944 года
Германские и венгерские солдаты на «Тигре II». Будапешт, октябрь 1944 года

Бронирование танка также впечатляет своими характеристиками. Лобовая часть корпуса имела толщину 150 миллиметров под рациональным углом наклона, что создавало эквивалентную защиту в 233 миллиметра. Башня «Хеншеля» получила еще более внушительную лобовую броню – 185 миллиметров. Однако качество немецкой броневой стали к концу Войны заметно ухудшилось из-за нехватки легирующих элементов, что делало броню более хрупкой.

Особенности конструкции и эксплуатации

Ходовая часть «Королевского Тигра» представляла собой инженерное чудо своего времени. Девять пар опорных катков с торсионной подвеской обеспечивали относительно плавный ход даже такой массивной машины. Широкие гусеницы шириной 818 мм эффективно распределяли вес танка, снижая удельное давление на грунт. Тем не менее, масса в 68 тонн накладывала серьезные ограничения на проходимость.

Курсовой пулемёт Mg-34 в шаровой установке «Kugelblende 150» «Тигра II». Видна циммеритовая обмазка.
Курсовой пулемёт Mg-34 в шаровой установке «Kugelblende 150» «Тигра II». Видна циммеритовая обмазка.

Из-за веса двигатель «Maybach HL 230 P30» с трудом справлялся с возложенной на него задачей. Рабочий объем в 23 литра позволял развивать мощность до 700 лошадиных сил, но этого было явно недостаточно для такой тяжелой машины. Кстати, проблемы с надёжностью силовой установки и трансмиссии преследовали «Королевских Тигров» на протяжении всей их службы. Особенно часто выходили из строя бортовые передачи и зубчатые венцы ведущих колес.

Боевое применение и тактика использования

На Восточном фронте «Королевские Тигры» впервые появились в августе 1944 года в районе Сандомирского плацдарма. Однако их дебют оказался неудачным — несколько машин были потеряны из-за технических проблем и действий советских танкистов. Поучителен случай, когда группа «Т-34-85» застала врасплох немецкие танки, застрявшие в грязи. Экипажи «Королевских Тигров» вынуждены были покинуть свои машины, не успев их подорвать, что позволило собрать сверхценную информацию о новом «супероружии Гитлера».

Генерал Эйзенхауэр проходит мимо перевернувшегося «Тигра II». Видна конструкция опорных катков со стальным ободом, август 1944
Генерал Эйзенхауэр проходит мимо перевернувшегося «Тигра II». Видна конструкция опорных катков со стальным ободом, август 1944

На Западном фронте эти танки показали себя более эффективно, особенно в оборонительных боях. 503-й тяжелый танковый батальон успешно применял «Королевских Тигров» под Каном, где они нанесли серьезный урон британским войскам. Однако массированные авиаудары союзников и проблемы с техническим обслуживанием постоянно снижали боеспособность подразделений.

Сильные и слабые стороны конструкции

Необходимо понимать, что «Королевский Тигр» был создан как специализированная машина для ведения дальнего противотанкового боя. В этом качестве он действительно демонстрировал выдающиеся характеристики. Мощное вооружение в сочетании с отличной оптикой позволяло поражать цели на больших дистанциях, как снайпер поражает пехоту, а качественная броня защищала от большинства противотанковых средств того времени.

«Ягдтигр» в музее Абердинского полигона
«Ягдтигр» в музее Абердинского полигона

Однако комплекс технических проблем серьезно ограничивал возможности машины. Низкая надежность, огромный расход топлива (запас хода по шоссе составлял всего 170 км) и сложность ремонта делали эксплуатацию «Королевских Тигров» крайне затруднительной. Кроме того, их значительные размеры и вес затрудняли маскировку и маневрирование на поле боя.

Наследие и сохранившиеся экземпляры

Несмотря на все недостатки, «Королевский Тигр» остается одним из самых известных танков Второй Мировой Войны. Сегодня сохранилось восемь экземпляров этих машин, один из которых находится в России – в Кубинке.

«Тигры II» 503-го тяжёлого танкового батальона
«Тигры II» 503-го тяжёлого танкового батальона

Французский музей в Сомюре даже смог сохранить один экземпляр в рабочем состоянии. Это позволяет лучше понять особенности эксплуатации этой уникальной боевой машины и оценить масштаб технических решений, воплощенных в ней немецкими инженерами.

«Тигры II» из состава 3-й роты 503-го тяжёлого танкового батальона на полном ходу на полигоне недалеко от Труа. Франция, август 1944
«Тигры II» из состава 3-й роты 503-го тяжёлого танкового батальона на полном ходу на полигоне недалеко от Труа. Франция, август 1944

Подводя итог, стоит отметить и даже подчеркнуть, что «Королевский Тигр» представляет собой парадоксальное сочетание технического совершенства и практической бесполезности в сложившихся условиях. Это был последний аккорд немецко-фашистского танкостроения, который, несмотря на все свои достоинства, не смог изменить ход истории.

Захваченный в исправном состоянии танк «Тигр-В» с бортовым номером 502 в 1944 году на НИБТ полигоне ГБТУ КА.
Захваченный в исправном состоянии танк «Тигр-В» с бортовым номером 502 в 1944 году на НИБТ полигоне ГБТУ КА.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.