Конструкции этих роликовых кораблей были амбициозны, но в итоге так и не смогли оправдать надежд и мечтаний своих создателей.
Конец 1800-х годов был периодом интенсивных исследований и разработок во многих отраслях, включая морскую инженерию (проектирование и строительство судов). Было предложено множество новых и амбициозных конструкций с переменным успехом, и одним из выдающихся примеров тому, является роликовый корабль.
Впервые задуманный французским изобретателем Эрнестом Базеном, этот экспериментальный тип судна был нацелен на революцию в морских путешествиях путём скольжения над волнами на массивных вращающихся колёсах, а не рассекая их, как традиционный корпус (основная часть судна, его «тело»).
Несмотря на смелое решение и годы кропотливых усилий, роликовый корабль оказался технологическим тупиком. Однако он остаётся увлекательным разделом в истории военно-морского проектирования.
Так что же это были за уникальные корабли? Давайте выясним.
Читайте: Супертанки Второй мировой – С ними война выглядела бы иначе
Изобретая колесо заново
Выражение «изобретать велосипед» часто используется для насмешки над кем-то, кто, кажется, тратит время на то, что уже было сделано и успешно работает.
Однако первоначальная предпосылка в то время казалась имеющей под собой основания. Базен справедливо полагал, что для достижения наилучших характеристик судна необходимо устранить или уменьшить один существенный элемент конструкции — сопротивление воде или лобовое сопротивление корпуса.
С этой целью он придумал способ уменьшить площадь соприкосновения корабля, фактически полностью подняв корпус из воды.
Подобно концепции современных судов на подводных крыльях (крыловидные конструкции под корпусом, поднимающие его над водой на скорости для уменьшения сопротивления), Базен считал, что этого можно достичь с помощью серии огромных плавучих линзовидных дисков или колёс.
Его первоначальная конструкция состояла из корабля с тремя парами таких колёс, установленных по бокам основного корпуса. Эти массивные полые колёса диаметром 10 м и толщиной 3,6 м обеспечивали плавучесть и, что более интригующе, служили частью движущей установки корабля.
Не плыть, а катиться по воде
С помощью этих колёс основной корпус роликового корабля должен был удерживаться примерно в четырёх метрах над уровнем моря, вмещая двигатели общей мощностью 750 л.с и жилые помещения для экипажа.
В неподвижном состоянии диски вели себя во многом как традиционные корпуса с осадкой около 3 м. Считалось, что при вращении они обеспечивают движущую силу двойного действия, отталкивая воду одновременно вниз и назад.
Ожидалось, что это создаст значительно большую тягу вперёд при уменьшенном трении. Модельные испытания в мастерской Базена показали, что роликовый корабль может достигать впечатляющих скоростей, потенциально 32 узла (единица скорости, равная одной морской миле в час, примерно 1,852 км/ч).
Если бы это было достижимо, то значительно превысило бы среднюю скорость современных океанских лайнеров в 20 узлов. Сам Базен смело заявлял, что увеличенная версия его корабля сможет развивать скорость до 47 узлов, сжигая при этом гораздо меньше топлива, чем обычные пароходы.
В то время как стандартный лайнер в то время мог потреблять от 3000 до 4000 тонн угля для трансатлантического перехода со скоростью 22 узла, Базен подсчитал, что его судну потребуется всего 800 тонн при скорости 30 узлов. По крайней мере, на бумаге роликовый корабль выглядел как революционное решение.
Звучит впечатляюще, но как он показал себя в реальном мире?
Реальность — суровая штука
Теория, лежащая в основе конструкции Базена, оглядываясь назад, была обоснованной на бумаге, но поскольку сегодня мы не видим катящихся по океану судов, что-то, вероятно, пошло не так.
Мы вернёмся к этому чуть позже, но до Базена были и более ранние подобные попытки, которые также не увенчались успехом.
В начале 1880-х годов британский изобретатель Роберт Фрайер построил более ранний аналогичный прототип роликового корабля под названием «Элис». Судно Фрайера использовало 3 гребных колеса, расположенных треугольником под плоской палубой.
Несмотря на 12 лет работы и затраты в 14 000 фунтов стерлингов, «Элис» так и не смогла двигаться своим ходом. Проект застопорился, вероятно, из-за отсутствия эффективного двигателя помимо самих колёс.
Базен, однако, посвятил годы масштабному моделированию и механическим усовершенствованиям, прежде чем построить полноразмерный прототип. Спущенный на воду 19 августа 1896 года в Сен-Дени под Парижем и названный «Эрнест-Базен».
Корабль имел водоизмещение 280 тонн и был разработан исключительно как испытательный стенд для роликовой концепции.
В случае успеха должен был последовать полномасштабный океанский лайнер, способный перевозить пассажиров из Гавра в Нью-Йорк всего за 60 часов. Пока что дела у Базена и его нового типа корабля шли отлично; оставалось лишь проверить в деле.
Испытания роликового корабля
Инженеры и наблюдатели предполагали, что такое судно может быть не только быстрым, но и устойчивым, экономичным и подходящим для дальних плаваний.
Но энтузиазм сменился разочарованием во время первых ходовых испытаний (проверка судна в реальных морских условиях). Когда массивные диски вращались в воде, они поднимали и переносили на своей поверхности большие объёмы воды, во многом подобно водяному колесу. Эта налипающая вода резко увеличивала сопротивление, действуя, как тормоз для колёс.
Вместо того чтобы свободно вращаться и эффективно продвигать корабль вперёд, колёса вращались медленно и требовали гораздо больше энергии, чем предполагалось. Расход топлива резко возрос, а обещанные высокие скорости оказались недостижимыми.
Ещё до запланированного перехода через Ла-Манш в начале 1897 года стало ясно, что концепция роликового корабля, по крайней мере, в таком виде, нежизнеспособна. С задействованными силами невозможно было справиться с помощью материалов и двигателей того времени.
Трагично, но Базен умер в январе 1898 года, всего через несколько недель после заявления о том, что нашёл решение проблемы налипания воды. Он даже успел объявить о планах по созданию усовершенствованного океанского лайнера с четырьмя парами дисков, но его смерть — и неудача «Эрнеста-Базена» — фактически похоронили проект.
Больше роликовых кораблей не строилось.
Попытка номер три
Хотя от конструкции Базена отказались, идея судна на роликах ненадолго возродилась десятилетия спустя.
В 1930-х годах научно-технические журналы, как Modern Mechanix и Popular Science, представляли футуристические концепции, включая роликовые лайнеры и корабли в виде трёхколёсных велосипедов.
В этих спекулятивных статьях описывались огромные суда, использующие вращающиеся колёса или цилиндры для плавучести и движения, обещая скорость и гламур реактивной эры на море. Ни одно из них так и не было построено.
Примерно в то же время, что и эксперименты Базена, в Северной Америке появился ещё один любопытный роликовый корабль. Фредерик Кнапп, юрист из Прескотта, Онтарио, построил «роликовую лодку» в 1897 году. В отличие от судна Базена на колёсах, судно Кнаппа представляло собой, по сути, один длинный вращающийся цилиндр.
Внутренний двигатель вращал всю внешнюю поверхность, которая теоретически должна была перемещать лодку по воде подобно горизонтальному гребному колесу. Результаты были предсказуемо неутешительными.
Судно с трудом превышало скорость в 5 узлов, было трудноуправляемым и не оправдало обещания «миля в минуту». После нескольких неудачных испытаний роликовая лодка Кнаппа была навсегда пришвартована и в итоге утилизирована.
Его попытка, как и попытка Базена, подчеркнула значительные трудности применения вращательного движения для передвижения по воде.
Наследие мечты
Эрнест-Базен, к сожалению, стал классическим примером того, что смелое мышление и практическая инженерия не всегда совпадают.
Было бы поистине невероятно путешествовать на таком судне. Однако судьба распорядилась иначе. Что обрекло на провал конструкции Базена (и других изобретателей), так это не сама концепция как таковая, а реалии трения, гидродинамики (раздел физики, изучающий движение жидкостей) и ограничения инженерии конца XIX века.
Поэтому такие суда пока остаются любопытной главой в военно-морской истории, пронзительным напоминанием о том, что даже самые смелые идеи в итоге должны уступать законам реального мира.
Хочу первым узнавать о ТЕХНОЛОГИЯХ – ПОДПИСАТЬСЯ на Telegram
Читать свежие обзоры гаджетов на нашем сайте – TehnObzor.RU