Сегодня я расскажу вам об очередном психологическом эксперименте, который сейчас был бы невозможен по этическим соображениям, но внёс большой вклад в развитие не только психологии, но и педагогики и даже в практику ухода за детьми.
Эксперимент проводился на детенышах обезьян в 50-х годах и был направлен на изучение привязанности. Экспериментатор Гарри Харлоу хотел понять, что является ключевым в формировании привязанности между малышем и мамой: еда или телесный контакт.
Сегодня ответ многим кажется очевидным (конечно же, телесный контакт важнее!), но очевидным он стал во многом благодаря этому эксперименту.
Суть эксперимента
Детёнышей сразу после рождения отлучали от матери и взамен предлагали два варианта «суррогатных» мам:
🔸 «Мать» из проволоки: Эта конструкция была сделана из металлической сетки и имела бутылочку с молоком, чтобы кормить детенышей.
🔸 «Мать» из мягкой ткани: Эта конструкция была покрыта мягкой тканью, но не предоставляла еды.
В ходе эксперимента учёные наблюдали следующую картину:
Детеныши проводили значительно больше времени с «матерью» из мягкой ткани, даже если она не давала еды. Они прижимались к ней, особенно в стрессовых ситуациях, например, когда в комнату вводили пугающий объект.
К «матери» из проволоки детеныши подходили только для того, чтобы поесть, но сразу после этого возвращались к мягкой «матери».
С учётом современных этических стандартов, такой эксперимент, скорее всего, сейчас не был бы одобрен, но тогда он показал важность эмоциональной близости, телесного контакта и заботы в раннем детстве, которая необходима для формирования здоровой личности.
До 1950 года считалось, что привязанность формируется исключительно через удовлетворение физиологических потребностей, таких как голод. И многие родители старой закалки, удивляясь претензиям детей, говорили фразы вроде: «Мы обеспечили вас всем! Было что кушать и что надеть! Устроили в хорошую школу, дали образование! Чем ты недоволен|на?». А ведь дети требовали удовлетворения действительно базовой потребности.
Вашему ребенку до определенного возраста плевать, во что вы его одеваете, на какой машине возите, в престижный ли садик отдали или покупаете ли вы ему еду, какую он захочет. Всеми этими вопросами он будет задаваться уже во взрослой жизни, а вот каким тоном он будет вас об этом спрашивать, зависит от того, как часто и с любовью вы его обнимали с самого рождения.
К вам, как к родителям, всегда будут претензии, это факт. Вы не можете повлиять на то, что именно нанесет ребенку травму, и за что вам прилетит от него спустя 20 лет. Но та база, которую вы закладываете телесным контактом и теплом никуда не исчезнет и будет способна любой скандал превратить в разговор по душам.
Для «взрослых» родителей, которые думают, что уже опоздали с объятиями, у меня хорошие новости: ваш ребенок внутри всегда маленький. Да-да, какая-то часть нас никогда не повзрослеет, она так и останется внутренним ребенком и в каком бы возрасте вы не подошли к сыну или к дочери с поцелуями и объятиями, - она всегда откликнется.
У кого-то настолько сложные отношения с ребенком, что вам долго придется доказывать ему свою искренность прежде чем, он откликнется и вновь начнет вам доверять, но уверяю вас, любого ребенка можно догладить, дообнимать, доцеловать и не важно сколько ему лет: пять, пятнадцать, тридцать, сорок или пятьдесят. И часто, чтобы суметь это сделать для другого, нужно сначала догладить себя.
Больше интересного в моем Телеграм