Найти в Дзене

Фильм о Ленине, который запретили к показу: что не понравилось соратникам Ильича

В СССР снимали множество картин о вождях. Но некоторым лентам так и не суждено было выйти на широкий экран в первоначальном замысле... Сегодня расскажу о картине Михаила Ромма, которая была значительно перекроена цензурой перед выходом на экраны страны. Середина 1960-х. На "Мосфильме" царит особое оживление. Страна готовится к очередной годовщине Октябрьской революции. Киноархивы хранят воспоминания людей, которые были свидетелями этих событий. Коридоры студии кипели творческой энергией. Режиссёр Михаил Ромм затеял нечто невиданное: показать Ленина не как бронзовый памятник, а как живого человека! Картина получила название "Штрихи к портрету В. И. Ленина". Замысел был дерзким: через несколько новелл раскрыть характер вождя, показать его в минуты напряжённых размышлений, решительных действий и даже сомнений. Роль Ленина доверили талантливому актёру Борису Смирнову. — Нам не нужен лакированный портрет, — говорил Ромм на собраниях творческой группы, — Время требует правды, а правда делае
Оглавление

В СССР снимали множество картин о вождях. Но некоторым лентам так и не суждено было выйти на широкий экран в первоначальном замысле... Сегодня расскажу о картине Михаила Ромма, которая была значительно перекроена цензурой перед выходом на экраны страны.

Фильм для великой даты: как появилась идея

Середина 1960-х. На "Мосфильме" царит особое оживление. Страна готовится к очередной годовщине Октябрьской революции.

Штрихи к портрету В. И. Ленина - кадр из фильма
Штрихи к портрету В. И. Ленина - кадр из фильма

Киноархивы хранят воспоминания людей, которые были свидетелями этих событий. Коридоры студии кипели творческой энергией. Режиссёр Михаил Ромм затеял нечто невиданное: показать Ленина не как бронзовый памятник, а как живого человека!

Картина получила название "Штрихи к портрету В. И. Ленина". Замысел был дерзким: через несколько новелл раскрыть характер вождя, показать его в минуты напряжённых размышлений, решительных действий и даже сомнений. Роль Ленина доверили талантливому актёру Борису Смирнову.

— Нам не нужен лакированный портрет, — говорил Ромм на собраниях творческой группы, — Время требует правды, а правда делает человека только сильнее!

Люди, работавшие с Роммом, верили в эту картину. Верили, что новое поколение заслуживает увидеть не икону, а человека, который, несмотря на все трудности, смог изменить ход истории.

В чём был конфликт: почему фильм вызвал недовольство

Первые просмотры материала в узком кругу вызвали настоящую бурю. Ленин Ромма не был похож на привычный образ. Он размышлял, анализировал ситуацию, спорил с оппонентами... Особенно запомнилась современникам сцена, где Ильич в напряжённой беседе с соратниками обсуждал сложнейшие вопросы революции — обычный человек, несущий огромную ответственность.

съёмки фильма
съёмки фильма

Некоторые чиновники от культуры после закрытого показа выражали обеспокоенность:

— Образ получился слишком приземлённым... Где та монументальность, которая должна вдохновлять массы?

Работа над фильмом продолжалась, но атмосфера сгущалась. Высокопоставленные партийные деятели после просмотра чернового материала высказали серьёзные замечания. Официально это формулировалось как "необходимость усиления идейной составляющей образа вождя". А неофициально... существовало опасение, что слишком человечный образ может не соответствовать устоявшемуся представлению о Ленине.

— Ленин должен быть прежде всего символом революции, а не просто человеком, — объясняли причину многочисленных правок сотрудники Госкино, чьи воспоминания сохранились в архивах.

Что случилось после: судьба фильма и создателей

Фильм не был запрещён полностью, но подвергся серьёзной цензуре. Михаил Ромм, уже немолодой человек, тяжело переживал необходимость вносить многочисленные изменения. Ему пришлось пересмотреть некоторые сцены, усилить "революционный пафос" за счёт живой человечности образа. Как вспоминали коллеги, однажды в своём кабинете он сказал:

— Искусство должно показывать правду, даже если эта правда не совпадает с представлениями отдельных товарищей.

-3

Его слова оказались пророческими. В итоге фильм "Штрихи к портрету В. И. Ленина" вышел на экраны в 1967 году, но в отредактированном виде. Некоторые наиболее смелые сцены были вырезаны или существенно изменены. Оригинальные материалы легли на полку в архивах "Мосфильма". Доступ к ним был ограничен.

Для творческой группы это стало серьёзным ударом. Что чувствовали эти люди, видя, как их труд, вложенная душа и смелые идеи перекраиваются под шаблон? Сам Ромм вскоре после этого начал работу над своим последним фильмом "И всё-таки я верю", который завершали уже его ученики после смерти мастера в 1971 году.

Как фильм восприняли те, кто его всё-таки увидел

Даже в отредактированном виде картина произвела сильное впечатление на зрителей. В кинотеатрах собирались полные залы. Люди после сеансов выходили задумчивые, обсуждая необычный, более глубокий подход к изображению вождя.

— Удивительно, но даже через цензурные барьеры пробивается настоящее искусство, — делились впечатлениями киноведы того времени, — Смирнов играет не икону, а человека, и это чувствуется.

Профессиональное сообщество оценило работу высоко. Сохранились рецензии. В них отмечался новаторский подход Ромма. Его попытка выйти за рамки канонического изображения вождя революции.

Тем немногим кинематографистам, которым удалось увидеть фрагменты первоначальной версии на закрытых показах в Доме кино, повезло больше. По их воспоминаниям, разница была существенной. Оригинальная версия была смелее, человечнее, глубже. Она заставляла задуматься не только о революции, но и о цене, которую платят люди, берущие на себя ответственность за судьбы миллионов.

Почему эта история важна сегодня

Сегодня, оглядываясь назад, понимаешь: стремление показать исторических личностей только в героическом свете, без сомнений и человеческих проявлений, было одной из серьёзных проблем того времени. Идеологические требования часто шли вразрез с художественной правдой.

М.И. Ромм
М.И. Ромм

А ведь честные истории о лидерах могли бы сделать их ближе и понятнее народу. Возможно, если бы зрители увидели в Ленине не только вождя, но и человека со всей сложностью характера и мыслей, это создало бы более глубокое понимание нашей истории...

Один из ветеранов партии, посмотревший картину, оставил такой отзыв: "Ромм пытался показать настоящего Ленина — думающего, ищущего, преодолевающего трудности. Это гораздо сильнее, чем просто памятник".

Что чувствуем мы сегодня, зная о такой цензуре? Печаль от потерянных возможностей? Интерес к тому, что могло бы быть? Или благодарность тем художникам, которые, несмотря на все преграды, пытались показать правду?

Сейчас, когда многие архивы открыты, остаётся надежда, что когда-нибудь исследователи смогут восстановить первоначальный замысел Ромма. Потому что правда о великих людях делает их только величественнее.

А вы бы хотели увидеть ту самую неотредактированную версию фильма?

👉 В следующем материале: Как весь двор собирался на "Весёлые старты": душевные конкурсы советского детства и почему они объединяли сильнее любой соцсети.