Найти в Дзене

За закрытыми дверями: тайная жизнь воспитанниц института благородных девиц.

Оглавление
Институт благородных девиц хранит свои тайны, не все из которых можно открыто показать.
Институт благородных девиц хранит свои тайны, не все из которых можно открыто показать.

Помню, как в детстве ходили истории о каком-то "институте для барышень". Тогда эти рассказы казались мне выдумкой — девочки, которые спят в огромных спальнях с десятками кроватей, ходят гуськом, не имеют права разговаривать с мальчиками и изучают какой-то "этикет"... Но годы спустя, я наткнулся на одну пожелтевшую фотографию: десяток девушек в одинаковых платьях с белыми передниками стояли, выпрямив спины, словно проглотили шомпол. На обороте выцветшими чернилами было написано: "Воспитанницы Смольного института, 1889 г."

Выпускницы института благородных девиц.
Выпускницы института благородных девиц.

С этого момента я заболел идеей узнать — а как же НА САМОМ ДЕЛЕ жили эти девочки за высокими стенами институтов благородных девиц? Что скрывалось за парадным фасадом этих заведений? И действительно ли их жизнь была такой чопорной и правильной, какой её изображают в фильмах? Вот добрался до статьи на тему, что же такое тот самый из поговорки "институт благородных девиц".

То, что я обнаружил, перевернуло все мои представления...

"В 6 утра — и ни минутой позже!"

Для современной женщины, которая может позволить себе поваляться в постели до 9 утра в выходной, режим институток покажется настоящей пыткой. День в институте благородных девиц начинался в 6 утра — по звонку колокола, который в Смольном институте прозвали "Громобоем". И не дай бог проспать!

"Нас поднимали в шесть утра зимой и летом, — вспоминала в своих мемуарах Елизавета Водовозова, учившаяся в Смольном в середине XIX века. — Классные дамы ходили между рядами кроватей и безжалостно срывали одеяла с тех, кто пытался еще немного поспать. А однажды мою соседку облили холодной водой за то, что она не встала после третьего звонка".

Представляете? А ведь в институтских спальнях зимой было так холодно, что вода в графинах иногда замерзала! Об этом писала в своих воспоминаниях Александра Бельгард, учившаяся в Екатерининском институте: "Мы спали на жестких волосяных матрасах, укрывались тонкими одеялами, а по утрам находили на подушках иней от нашего дыхания".

Так выглядела спалья в институте благородных девиц.
Так выглядела спалья в институте благородных девиц.

После подъема институткам давалось ровно 15 минут на умывание и одевание. Причем умывались они ХОЛОДНОЙ водой — даже зимой! Считалось, что это закаляет характер и укрепляет здоровье. Ха! Интересно, многие ли из нас сегодня согласились бы на такую "закалку"?

"Спина прямая, как струна!"

После умывания девочки выстраивались для утренней молитвы. И вот тут начиналось самое "веселье" — проверка осанки. Классные дамы проходили вдоль строя и безжалостно критиковали каждую, кто стоял недостаточно прямо.

"Барышня Ливен! Вы столб или институтка? Выпрямитесь немедленно!" — такие окрики были обычным делом.

А знаете, как проверяли правильность осанки? Воспитанницу ставили к стене, и она должна была касаться её только тремя точками: затылком, лопатками и... пятками! Попробуйте-ка сами — это чертовски сложно!

Для исправления осанки применялись весьма специфические методы. Например, специальные корсеты с металлическими пластинами, которые не давали сутулиться. А еще — деревянные кресты, которые пришивались между лопаток к корсету. Екатерина Хвостова, учившаяся в институте в начале XIX века, писала: "Нам пришивали к платьям деревянные кресты, чтобы мы держали спину прямо. Если наклонишься вперед — крест больно давит в шею".

Но и это еще не все! Чтобы девочки не сутулились за столом во время занятий, им... привязывали косы к спинке стула! Представляете этот кошмар? Дернешься вперед — и адская боль! А ведь уроки длились по 45-50 минут...

"Что на завтрак? Опять эта бурда..."

После утренней молитвы институтки отправлялись на завтрак. И тут их ждало еще одно "удовольствие" — институтская еда. Она была настолько ужасной, что стала притчей во языцех.

Прием пищи в институте благородных девиц.
Прием пищи в институте благородных девиц.

"На завтрак нам обычно давали жидкую кашу и кусок черного хлеба, — вспоминала Анна Энгельгардт, выпускница Павловского института. — Каша часто была пригоревшей, с комками. Мы называли ее "клейстер" и старались проглотить, не жуя".

А вот что писала о еде в Смольном институте Елизавета Водовозова: "Обед состоял из трех блюд: супа, мясного блюда и какого-нибудь сладкого. Но суп был настолько жидким, что мы называли его "водой, в которой повар вымыл руки". Мясо же было таким жестким, что его невозможно было прожевать".

Интересно, что при этом в уставе института прописывалось, что воспитанницам полагается "питание здоровое и в достаточном количестве"! Видимо, понятие о "здоровом питании" тогда сильно отличалось от современного...

Но самое поразительное — это контраст между тем, что ели воспитанницы, и тем, что подавалось на стол начальнице института и классным дамам. Софья Хвощинская в своих мемуарах описывает случай, когда девочки тайком пробрались в столовую для персонала и увидели там "настоящие деликатесы: жареных цыплят, пирожные, свежие фрукты"!

"Учиться, учиться и еще раз учиться!"

После завтрака начинались уроки. Учебная программа в институтах благородных девиц была довольно обширной, но имела четкую цель — подготовить из девушки идеальную жену и мать.

Обязательными предметами были:

  • Закон Божий (ежедневно!)
  • Русский язык и литература
  • Французский и немецкий языки
  • Арифметика (в очень ограниченном объеме)
  • История и география
  • Рисование и музыка
  • Танцы
  • Рукоделие
Учебный процесс
Учебный процесс

Особое внимание уделялось иностранным языкам. В некоторые дни воспитанницам ЗАПРЕЩАЛОСЬ говорить по-русски! Такие дни назывались "французскими" или "немецкими". За использование русского слова полагалось наказание — девочке на шею вешали деревянный язык, который она должна была носить до тех пор, пока не услышит, как кто-то другой говорит по-русски.

"Я ненавидела "французские дни", — писала Мария Николева, учившаяся в институте в 1870-х годах. — Однажды я так проголодалась, но не могла попросить хлеба, потому что не знала, как это будет по-французски. Я пыталась объяснить жестами, но классная дама сделала вид, что не понимает меня. В итоге я осталась голодной до ужина".

А вот математику девочкам преподавали очень поверхностно. Считалось, что дамам не пристало забивать голову цифрами! В программе были только четыре арифметических действия и простейшие дроби. Как писала одна из выпускниц: "Нас учили считать ровно настолько, чтобы мы могли проверить счета от поставщиков и не быть обманутыми слугами".

"Держите спину и... язык за зубами!"

Особое место в образовании институток занимали уроки светского этикета. Девушек учили, как правильно входить в комнату, делать реверанс, садиться на стул (причем занимать нужно было только треть сиденья!), держать вилку и нож, пользоваться веером и т.д.

Были даже специальные уроки по... молчанию! Да-да, институток учили "благородно молчать" — то есть сидеть с прямой спиной, сложив руки на коленях, с легкой полуулыбкой на лице. Такое "благородное молчание" считалось одним из главных достоинств девушки.

"Нас учили, что настоящая дама говорит только тогда, когда к ней обращаются, — вспоминала Софья Ковалевская, будущий математик, учившаяся в институте в 1860-х годах. — Инициировать разговор считалось верхом неприличия".

А еще институток учили... краснеть по команде! Это не шутка. Считалось, что благовоспитанная девушка должна краснеть при любом намеке на что-то неприличное. Поэтому на специальных уроках девочек учили задерживать дыхание и напрягать шейные мышцы, чтобы вызвать прилив крови к лицу.

"Наша классная дама, мадам Труба, постоянно повторяла: "Барышни! Умение вовремя покраснеть — это искусство, которым должна владеть каждая благородная девица!" — писала в своих воспоминаниях Варвара Духовская.

"А как же любовь?"

Самым строгим табу в институтах благородных девиц была тема любви и всего, что с ней связано. Воспитанницам категорически запрещалось даже ДУМАТЬ о молодых людях! Любые разговоры на эту тему пресекались самым жестоким образом.

При этом парадокс заключался в том, что главной целью образования в институте была подготовка девушки к замужеству! То есть, девушку готовили к роли жены и матери, но при этом полностью игнорировали вопросы взаимоотношений с противоположным полом.

"Нам никогда не объясняли, что такое брак, — писала Александра Бруштейн, учившаяся в институте в начале XX века. — Когда одна из воспитанниц осмелилась спросить классную даму, откуда берутся дети, та залилась краской и отправила девочку в карцер на три дня за "непристойные мысли"".

Но, как известно, запретный плод сладок! И чем строже были запреты, тем сильнее было желание их нарушить. В институтах процветала настоящая "подпольная романтика".

Девочки тайком читали любовные романы, которые проносили в спальни, спрятав под корсетами. Они писали письма воображаемым возлюбленным и хранили их под матрасами. А некоторые даже умудрялись заводить тайную переписку с кадетами из соседних военных училищ!

"У нас была целая система тайных знаков, — вспоминала Мария Николева. — Когда мы выходили на прогулку в парк, то могли общаться с кадетами, которые гуляли по соседней аллее, с помощью движений веера или расположения цветов в букете".

А вот что писала о своей первой влюбленности Елизавета Водовозова: "Я влюбилась в учителя музыки, господина К. Он был молод и красив, играл на скрипке так, что у меня замирало сердце. Я специально стала делать ошибки в упражнениях, чтобы он подошел ко мне и поправил мои руки на клавишах. Это были самые счастливые моменты моей институтской жизни".

"Тайная жизнь за закрытыми дверями"

Когда классные дамы уходили спать, в спальнях институток начиналась совсем другая жизнь — тайная, запретная, полная девичьих секретов и шалостей.

Девочки рассказывали друг другу страшные истории, делились мечтами о будущем, обсуждали учителей и, конечно же, говорили о любви. А еще — устраивали настоящие пиршества!

"После отбоя мы доставали из-под подушек припрятанные куски хлеба, сахар, иногда яблоки или конфеты, которые нам передавали родственники во время визитов, — вспоминала Софья Хвощинская. — Это было нашим маленьким бунтом против вечного голода".

Интересно, что в институтах существовала целая система тайных ритуалов и традиций, передававшихся от старших воспитанниц к младшим. Например, "обряд посвящения" для новеньких, который включал в себя разные испытания — от необходимости пройти ночью через всю спальню с закрытыми глазами до более экзотических вещей.

"Когда я только поступила в институт, старшие девочки заставили меня ночью пойти в институтскую церковь и принести оттуда свечу, — писала Анна Энгельгардт. — Я умирала от страха, но еще больше боялась показаться трусихой. Когда я вернулась со свечой, меня приняли в "тайное общество" и рассказали все институтские секреты".

А вот что рассказывала о ночной жизни института Александра Бруштейн: "По ночам старшие девочки часто устраивали спиритические сеансы. Они вызывали духов, задавали им вопросы о будущем — в основном о том, кто и когда выйдет замуж. Однажды во время такого сеанса одна из девочек упала в обморок, и после этого спиритизм был строго запрещен".

"Дружба или... нечто большее?"

Отдельная и довольно деликатная тема — это особые отношения между воспитанницами. В условиях полной изоляции от противоположного пола, девочки-подростки часто проявляли повышенную эмоциональную привязанность друг к другу.

В институтах это называлось "обожанием". Младшие воспитанницы выбирали себе "обожаемую" среди старших и буквально боготворили ее — писали ей письма, дарили самодельные подарки, добивались права заплести ей косу или поцеловать руку.

Софья Ковалевская писала об этом так: "В нашем классе не было ни одной девочки, у которой не было бы своей "обожаемой". Мы соперничали за их внимание, плакали от ревности, если "обожаемая" проявляла благосклонность к кому-то другому".
Софья Ковалевская начинала обучение в институте благородных девиц, что не помешало ей стать первой в мире женщиной — профессором математики.
Софья Ковалевская начинала обучение в институте благородных девиц, что не помешало ей стать первой в мире женщиной — профессором математики.

Интересно, что администрация институтов относилась к "обожанию" двояко. С одной стороны, такие отношения считались нормальной частью женского воспитания и даже поощрялись как проявление "нежности души". С другой — если привязанность становилась слишком сильной или проявлялась слишком открыто, её старались пресечь.

"Наша классная дама, мадемуазель Жанно, постоянно повторяла: "Обожание допустимо, но в меру! Всякая чрезмерность неприлична!" — вспоминала Елизавета Водовозова.

"И это всё ради замужества?"

Все годы обучения в институте благородных девиц были подчинены одной главной цели — подготовить девушку к успешному замужеству. Именно поэтому так много внимания уделялось внешнему виду, манерам, умению вести светскую беседу, музыке и танцам — всему тому, что могло помочь девушке "выгодно себя подать" на брачном рынке.

"Нам постоянно напоминали, что наша главная задача в жизни — стать хорошей женой для достойного человека, — писала Александра Бруштейн. — "Помните, барышни, — говорила начальница института, — ваше образование — это приданое, которое никто не сможет у вас отнять"".

Выпускной бал в институте был, по сути, первым официальным "смотром невест". На него приглашались потенциальные женихи — молодые офицеры, чиновники, представители дворянских семей. Для многих девушек именно на этом балу решалась их судьба.

"Перед выпускным балом нас специально инструктировали, как себя вести, — вспоминала Мария Николева. — "Улыбайтесь, но не слишком широко. Смотрите в глаза собеседнику, но не дольше трех секунд. Не говорите о себе, лучше задавайте вопросы о нем — мужчины любят, когда ими интересуются"".

Но вот парадокс — при всей этой подготовке к семейной жизни, выпускницы институтов часто оказывались совершенно не готовы к реальности брака. Их учили играть на фортепиано и вышивать, но не объясняли, как вести домашнее хозяйство. Их учили светской беседе, но не тому, как строить отношения с мужем. Их готовили быть украшением гостиной, но не партнером в жизни.

"После выпуска из института я вышла замуж и была в полной растерянности, — писала Варвара Духовская. — Я умела делать реверанс и говорить по-французски, но понятия не имела, как распоряжаться прислугой или вести счета. Первые годы брака были настоящим испытанием".

"А стоило ли оно того?"

Когда я начинал свое "расследование", то думал, что институты благородных девиц были этакими "фабриками совершенства", где из обычных девочек делали идеальных светских дам. Теперь я понимаю, что всё было гораздо сложнее и противоречивее.

С одной стороны, институты давали девушкам неплохое по тем временам образование, учили их манерам, прививали вкус к искусству и литературе. Многие выпускницы с теплотой вспоминали годы, проведенные за стенами этих заведений.

"Несмотря на все трудности, я благодарна институту за то, что он дал мне, — писала Софья Ковалевская. — Я научилась дисциплине, терпению, умению преодолевать трудности. Эти качества помогли мне потом в моей научной карьере".

С другой стороны, система воспитания в институтах была оторвана от реальной жизни и часто калечила психику девочек. Жесткая дисциплина, постоянные унижения, подавление индивидуальности — всё это оставляло глубокий след в душах воспитанниц.

"Я покинула институт с чувством, что наконец-то вырвалась из тюрьмы, — вспоминала Александра Бруштейн. — Потребовались годы, чтобы избавиться от привычки вздрагивать при громком звуке и бояться высказать собственное мнение".

А что думаете вы? Была ли система воспитания в институтах благородных девиц подготовкой к реальной жизни или красивой, но бесполезной декорацией? Хотели бы вы, чтобы ваша дочь получила такое образование? Или, может быть, вы считаете, что некоторые элементы той системы стоило бы вернуть в современные школы?

Делитесь своими мыслями в комментариях! А если вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал. Впереди еще много интересных исторических расследований!

P.S. А знаете, что самое удивительное? Многие выпускницы институтов благородных девиц стали выдающимися женщинами своего времени — писательницами, учеными, общественными деятелями. Видимо, даже самая строгая система не может полностью подавить стремление к свободе и самореализации. И это, пожалуй, самый важный урок, который мы можем извлечь из этой истории.