Об этой истории говорят и пишут, делают выводы, порой противоречивые. Заинтересовалась личностью княжны давно после просмотра фильма «Царская охота», сейчас хочется поделиться мнением, навеянным книгами, фильмом, впечатлениями.
Чтобы написать эту статью, отправилась в Петропавловскую крепость, где стены помнят узников, и если они могли говорить, то поведали бы многое.
Представила, как холодной майской ночью 1795 года тихо пристал к Алексеевскому равелину небольшой галеон, и из него вышли под конвоем люди, о чем-то разговаривавшие вполголоса по-итальянски.
Впервые о княжне Таракановой появились сведения во время Турецкой войны и восстания Емельяна Пугачева (1768-1774).
Сложные времена для империи, казалось бы не время для появления новых наследников на Российский престол, да и не место. Появилась княжна, громко заявив о себе, как о дочери Елизаветы Петровны, в Италии. Картин современников не сохранилось, нашла бюст, выполненный в Италии неизвестным скульптором. Красивые правильные черты, волнистые волосы, чувственные губы, длинная шея. Мало для полной характеристики женщины, вскружившей умы и сердца высокопоставленной европейской аристократии. Значит, в ней было что-то неподвластное пониманию взглядом. Нежная, тонкая, элегантная, образованная: пожалуй, такими чертами женщины покоряют мужчин и те попадают в долгую власть и подчинение.
Тот факт, что она явилась инструментом в циничных руках врагов и противников России отрицать тоже не имеет смысла. Турки грезили взять реванш над проигранной войной. Польские шляхтичи играли одну из главных партий, о закулисье интриг можно долго рассуждать. Меняя поклонников, страны, титулы и фамилию княжна ворвалась в жестокий мир политики.
Ее называют авантюристкой. Производимое впечатление это подтверждает.
Княжна и Алексей Орлов. Обман и вероломство.
Алексей Орлов, спокойно почивающий на лаврах после победы в Чесменском сражении получил письмо из Петербурга от Екатерины Второй, в котором она даёт ему особо секретное задание - любыми средствами, и всеми возможными способами доставить в Петербург претендентку на российский престол. Екатерина Вторая, ещё не отошедшая от бури восстания, поднятого Пугачевым, ставит условия Орлову, которые бессмысленно игнорировать.
Случай подвернулся достаточно быстро: княжну бросил князь Радзивилл в Рагузах.
Княжна, называющая себя Элизабет(Елизавета Вторая), приезжает в Рим, где ей приходится из-за отсутствия денег влезть в долги к кредиторам, отказаться от прислуги, и оказаться на краю нужды.
Наступает время Орлова. Человек достаточно умный и опытный в сердечных делах, Алексей Орлов приступает к завоеванию сердца княжны- деньги сыграли немаловажную роль. Через неделю Элизабет, уверовавшая в слова и предложения Орлова, едет в Болонью, а затем в Ливорно, где стоит на рейде русский флот. Элизабет доверилась Орлову, а тот всего лишь инсценировал сцену венчания на корабле, разумеется, российский престол в придачу обещал дать.
Плен и отправка в Петербург.
Сначала организовали праздник с маневрами эскадры, пригласив на флагманский борт «Три Иерарха» французского посла Дика с супругой и жену адмирала Грейга. Роскошно накрыли стол, организовали музыку и танцы. То, что произошло дальше не могло присниться княжне даже в страшном сне. После тайного венчания в каюте командира эскадры, едва поднявшись на верхнюю палубу, ее подвергли аресту со словами «Измена!» и посадили в камеру за решетку. Арест проводился на глазах публики, находящейся в шлюпках вблизи корабля и набережной Ливорно. Возмущённые итальянцы, видя с каким вероломством княжну взяли под стражу, организовали протесты, из-за которых Орлов выехал в Пизу и перестал выходить на улицу. Обстановка дошла до того, что находясь в своём палаццо, Орлов боялся отравления и питался лишь хлебом и молоком. Ставил ли Орлов во главу угла долг перед империей или хотел восстановить своё прежнее положение при дворе, об этом сейчас трудно судить. К тому времени Григория Орлова - основную поддержку Алексея при дворе, сменил очередной фаворит императрицы Григорий Потемкин.
Когда читаю рассуждения о том, что княжна Тараканова была наглой авантюристкой и брачной аферисткой, становится странным, почему Екатерина Вторая отнеслась к простой меркантильной искательнице приключений столь серьезно, что приказала Орлову разбомбить цитадель в Рагузы, если не удастся выманить хитростью эту «побродяжку», как она ее называла. Да мало ли таких? Вот тут и кроется основная загадка. Историки подтверждают, что Екатерина Вторая обращалась за помощью к Миллеру. Этот московский ученый имел доступ в имперские архивы и легко мог дать ответ на самые каверзные вопросы. Екатерина попросила дать сведения об Иоанне 4, о браке Елизаветы Петровны и Разумовского. Конечно, ее интересовал вопрос- были ли у них дети. Да, были и несколько, судя по всему. Узнаём ли мы правду о том, что он ей сказал, однако выводы кое-какие напрашиваются. По крайней мере, об одной дочери Разумовского и Елизаветы Петровны известно достоверно. Остаток её дней прошёл в Москве в Иоановском монастыре под именем монахини Досифеи. Привезли её из-за границы. Какими путями неведомо.
Что же с принцессой Азовской и Владимирской, как называла себя Элизабет? Судите сами: поразительное сходство с Елизаветой Петровной - овал лица, сияющие выразительные большие глаза, белая кожа, светло-русые волосы. Не зря же об этом писали современники, которые невольно обращали внимание на общность облика русской императрицы и так называемой «самозванки». Почему то изложенное в Википедии предлагают принять за правду, где пишут, что ее внешность соответствовала итальянскому типажу и многое другое, мало имеющее отношение к истине. По крайней мере, мне так показалось.
Теперь хочется сказать ещё об одном наблюдении.. Едва ли авантюристка, дочка булочника из Праги, проявила бы то завидное упорство в отстаивании своего положения под допросами, а она была ещё к тому же беременна от Орлова. Простая девушка призналась бы - кто она и откуда, чтобы спасти себе и ребёнку жизнь. Можно ли назвать авантюристкой обманутую женщина высокого положения, хорошо образованную и обладающую умом, попавшую в безвыходное положение?
Для меня не является большой загадкой ее происхождение.
Но некоторые исторические вещи невозможно подтвердить или опровергнуть.
Все, что осталось от княжны- воспоминание и надпись алмазом по стеклу камеры Алексеевского равелина ”O, dio mio”, (О, Бог мой), на которую обратила внимание Мария Фёдоровна, супруга Павла Первого. Впоследствие вместе с мужем путешествовавшая по Европе под именем князей Северных. Узнали они о судьбе снаряженного графом Орловым корабля с ценностями из Италии, потерпевшего крушение возле Тенерифе. Так мало помалу история прояснилась.
Третьяковская галерея. Художник Флавицкий. КняжнаТараканова в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Художник изобразил предполагаемый момент наводнения - сюжет историки считают вымышленным. Наводнение произошло двумя годами позже.
В статье использованы материалы из произведений историка середины 19 века Г. Данилевского.
PS. Едва ли стало бы что-нибудь известно о княжне Таракановой, не окажись в руках Павла Первого дневник морского офицера-свидетеля тех событий в Италии.
Каково ваше мнение, поделитесь в комментариях. Благодарю за прочтение, ваши лайки приветствуются и способствуют продвижению канала.