Давно заглядывался на модель Catalina. Долгие поиски нормального раскроя привели меня к журналу "GPM" №45. Качественная детализация, включая внутренности кабины. Масштаб 1/33. Откуда брал - ссылка в конце поста.
PBY-2 (Модель 28-2) — вторая производственная серия. Построено 50 шт.
Всё хорошо, но 99% моделей самолётов из бумаги идут в масштабе 1/33 или 1/32. А у меня коллекция пластика 1/35 и бумажной бронетехники 1/50. Ни туда ни сюда. Решил сделать перемасштаб до 1/35 и сразу отказался от этой мысли - уж больно большая модель получается. Не для моей квартиры. На счёт перемасштаба до 1/50 думал неделю и тоже отказался из-за размеров. Файлы лежали себе, а в это время было собрано три модели в 1/100 - торпедные катера "S-100", "Д-3" и подводная лодка "U-141 Typ IID". И посетила дурная мысль перемасштабить в 1/100, к ним в комплект. Сказано - сделано и распечатано на матовой бумаге 220г/м формата А4.
Как сделать перемасштаб по простому и быстрому можно прочитать у меня в статье:
Получилось два с небольшим листа выкроек вместо 20. Кому интересно как это выглядит - есть лист в статье выше.
Каркас клеил из двух слоёв бумаги клеящим карандашом в надежде, что не будет слишком толстым. В принципе получилась нормальная толщина. Вид сверху и снизу. Забегая вперёд посоветую на каркасе срезать линию по краю детали, меньше пилить придётся. Окна в каркасе не выреза́л, ибо кабину делать не буду - слишком мелко. Да ничего и не видно внутри будет.
Всё остальное клею на ПВА. Приклеил детали ниже ватерлинии. Начал делать верх, муторно. Приходится подпиливать каркас ибо длины деталей по окружности не хватает. Внутренности кабины делать не буду - это уже мазохизм получится. Слишком мелко. Просто покрасил изнутри в серый. Может сидушки сделаю, но не факт. Фюзеляж собираю типа "встык", подклеивая полоски офисной бумаги на шпангоуты. Вид сверху и снизу.
Клею верх фюзеляжа. Тихонько ругаюсь. Длины ВСЕХ деталей по окружности не хватает на 1..1,5мм. А в 1/33 будет недолёт 3..4мм? Как они встык собирать планировали в 1/33? Странно. Пока каждая деталь из серии натянуть сову на глобус, без примерки и допиливания не садится. Уже начинает бесить и появляются сомнения в успешном окончании сборки.
Кстати, когда собирал подводную лодку "U-141 Typ IID" от этого же издателя, тоже намаялся с подходимостью. Каркас по килю пришлось подрезать аж на 2мм, чтобы детали по окружности сошлись. Какая к лешему склейка встык при таких косяках в развёртке.
На каркас приклеил дополнительно два уголка для фиксации заднего шпангоута.
Не пойму, как буду клеить хвостовую балку. Задний шпангоут каркаса лодки может не влезть внутрь хвостовой балки. Да ещё нужно учесть толщину подклеиваемой под стык бумаги. Было бы легче прикинуть, если балка была бы в сечении близкой к кругу. Склеил первую секцию хвостовой балки, примерил шпангоут. Вроде лезет с запасиком. Обернул его полоской бумаги и вклеил на место. Затем буду пытаться понять, что делать с последним шпангоутом на каркасе лодки. Последняя верхняя деталь лодки состоит из трёх частей, на неё ориентироваться нельзя. Нужно подгонять размер шпангоута от внутреннего размера хвостовой балки.
Подпилил последний шпангоут, приклеил первую половину хвостовой балки. Вышло не идеально, ну да как получилось. Кстати, на развертке не обозначены к вырезу иллюминаторы на "спине" лодки. Иллюминаторы из целлофана от сигаретной пачки и приклеены изнутри на лак для ногтей. Подогнал с помощью пилки для ногтей и посадил вторую половину хвостовой балки. Опять была индивидуальная подгонка каждой детали с помощью "напильника".
Три фото готовой болванки фюзеляжа:
Думаю пора собирать хвост и стабилизаторы. Собрал каркас, опять из двух слоёв бумаги. Сам киль собирается аж из 8 деталей - 3 каркас и 5 обшивка.
Собрал и приклеил стабилизаторы. Цельный лонжерон разрезал пополам, приклеил шпангоуты и обернул каркас обшивкой стабилизатора. Затем готовый стабилизатор клеил на место.
Собрал каркас пилона, на который крепится крыло. Склеил как обычно из двух слоёв бумаги. Подклеил на каркас полоски офисной бумаги на местах стыков обшивки. Обернул обшивкой и посадил на место.
Решил сделать кабину для носового стрелка. Как по развёртке - так не получается. Слишком тонкий переплёт между стёклами остаётся - не вырезать. Разметочным циркулем на целлофане от сигаретной пачке вырезал шайбу. Разрезал её и свернул в усечённый конус. Снизу подклеил бумажный диск, сверху диск из плёнки. Вклеил на место и набрал переплёт тонкими полосками бумаги.
Порядочно помучался с остеклением пилотской кабины, но собрал. Перед сборкой на внутреннюю часть деталей наклеил на лак для ногтей целлофан от сигаретной пачки. Думал не сойдётся или целлофан отлетит от вертикального остекления, но как-то получилось...
Пора заняться крылом. Состоит из пяти частей. Центральная с мотогондолами и по две крайних. С центральной и начну. Собрал каркас, наклеил полоски бумаги под стык, приклеил центральную часть. Собрал и приклеил крайние части каркаса. Таким же образом приклеил по две средние части обшивки, предварительно вырезав и "остеклив" отверстия под посадочные фары. Приклеил крайние части обшивки, вставив в торцы шпангоуты. Вообще в полётном положении законцовками крыла являются убирающиеся после взлёта поплавки. Крыло 30см, какой ужас! А если собирать в 1/33, почти метр!? Куда модель ставить тогда? Крыло собралось без проблем, всё подошло.
Самое время склеить и установить мотогондолы. После этого буду садить крыло на место. Начинает просматриваться конец работы.
Мотогондолы собирались без проблем, методом встык с подклейкой полосок бумаги. С подходимостью проблем не возникло. После перемасштаба мелковато конечно, но терпимо. Приклеил радиаторы, выхлопные трубы из изоляции от провода. Крыло в сборе готово. На пилон внутрь для надёжности приклеил клапаны, чтобы крыло совсем уж встык не сидело. На последних двух фото видно.
Пилон с клапанами густо намазал клеем, посадил и выровнял крыло. Оставил сохнуть на 40 минут. Затем шов снаружи дополнительно ПВА промазал. Можно устанавливать подкосы крыла. В процессе установки вылезло, что каждый подкос из-за огрехов сборки нужно вымерять по длине индивидуально. Разброс длины получился в 1..1,5мм. Мерял не линейкой, а из полоски ватмана кондуктор сделал. Ориентировался и отрезал по нему. Внутрь закатал проволоку. Места крепления дополнительно залил ПВА. На удивление не накосячил при установке. Крыло сидит параллельно стабилизаторам и перпендикулярно оси лодки.
Пришла пора заняться поплавками на концах крыла. Буду делать в посадочном положении - выпущенными. Вылез нежданчик. Оказывается нужно было в крыле загодя, ещё во время сборки, вырезать отверстия и вклеить ниши для механизма уборки поплавков (если их делать в выпущенном состоянии). Придётся резать в уже́ готовом крыле. Мораль - внимательно смотрите чертёж.
Кстати, сборочный чертёж предельно убогий, куда клеить некоторые детали на нём вообще не нашёл. Делал по наитию и изучению фоток в интернете.
Делать или не делать бомбы? Вот в чём вопрос. Четыре штуки. Какой-то у них цвет странный - зелёный. Подозрительно. Очень.
Помучался, но вырезал отверстия и установил ниши, собрал и приклеил механизм уборки поплавков и сами поплавки.
Бомбы - скрутил цилиндр, скатал шарик из кусочка салфетки на ПВА, воткнул с одной стороны. С другой стороны таким же образом скатал и воткнул конус. Устал вырезать и клеить стабилизаторы. Покрасил всё в чёрный.
Остались винты и антенна. Втулки винтов скрутил из офисной бумаги, надел на иголки-гвоздики и воткнул в двигатели. Приклеил лопасти винтов. Спаял и посадил на место круглую антенну. Покрыл бесцветным матовым акриловым лаком. Аппарат готов. Вот что получилось:
И видео с вращающимися винтами:
Это вентилятор спереди дует, а не двигатели стартанули.
И вот ради чего модель была уменьшена до 1/99:
Развёртку 1/33 забирал тут:
Вот тут Catalina PBY-5 в 1/100 с нарисованными стёклами и попроще в сборке должна быть: