Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Игра Рипли” (2002, Ripley's Game): Как Лилиана Кавани увидела Тома Рипли

Криминальный триллер “Игра Рипли” – это вторая экранизация одноимённого романа Патриции Хайсмит 1974 года, третьего в Риплиаде. Том Рипли (в исполнении Джона Малковича) на сделке в Берлине, организованной его подельником Ривзом (в исполнении Рэя Уинстона), понял, что его пытаются обмануть в цене. Хотя Том и сам продавал поддельные рисунки великих художников, но он знал, что их можно сбыть очень хорошо, потому прогадать он не планировал. Поняв, что желаемую сумму он не получит, Том убивает охранника, забирает ту сумму, которая есть, а в придачу и все рисунки. После этого Том отдаёт деньги Ривзу, разрывает с ним отношения и скрывается с рисунками. Три года спустя, разбогатевший Том живёт в Венето – у него роскошная старинная вилла с лучшей кухаркой в регионе и жена Луиза, клавесинистка. Однажды Тома очень обижают слова Джонатана Треванни (в исполнении Дугрея Скотта), хозяина мастерской по изготовлению рам. Будучи в гостях у Джонатана, Том случайно слышит, как хозяин вечеринки называет То
Оглавление

Криминальный триллер “Игра Рипли” – это вторая экранизация одноимённого романа Патриции Хайсмит 1974 года, третьего в Риплиаде.

Сюжет

постер к фильму "Игра Рипли" (2002), режиссёр Лилиана Кавани
постер к фильму "Игра Рипли" (2002), режиссёр Лилиана Кавани

Том Рипли (в исполнении Джона Малковича) на сделке в Берлине, организованной его подельником Ривзом (в исполнении Рэя Уинстона), понял, что его пытаются обмануть в цене. Хотя Том и сам продавал поддельные рисунки великих художников, но он знал, что их можно сбыть очень хорошо, потому прогадать он не планировал. Поняв, что желаемую сумму он не получит, Том убивает охранника, забирает ту сумму, которая есть, а в придачу и все рисунки.

После этого Том отдаёт деньги Ривзу, разрывает с ним отношения и скрывается с рисунками.

Три года спустя, разбогатевший Том живёт в Венето – у него роскошная старинная вилла с лучшей кухаркой в регионе и жена Луиза, клавесинистка.

Однажды Тома очень обижают слова Джонатана Треванни (в исполнении Дугрея Скотта), хозяина мастерской по изготовлению рам. Будучи в гостях у Джонатана, Том случайно слышит, как хозяин вечеринки называет Тома убогим американцем, проблема которого в том, что у него очень много денег, но вкуса нет, потому он испортил классическое здание (имея в виду особняк, в котором поселился Том со своей женой).

Вскоре Тому выпадает возможность поквитаться с Джонатаном. Его не останавливает даже то, что у последнего смертельное заболевание – лейкемия. Наоборот, даже подталкивает. Дело в том, что неожиданно появляется Ривз, которому не терпится отомстить Тому за сделку трёхлетней давности. Потому Ривз хочет, чтобы Том устранил его конкурента в Берлине. Сам он не может этого сделать, так как в Берлине все друг друга знают, и ему нужен “чистый” человек.

Том не хочет выполнять задание Ривза, но он предлагает Джонатана Треванни – скромного, законопослушного, умирающего от болезни и “чистого”.

Джонатан Треванни (в исполнении Дугрея Скотта)
Джонатан Треванни (в исполнении Дугрея Скотта)

“Американский друг” и “Игра Рипли”

Первым роман “Игра Рипли” экранизировал Вим Вендерс в 1977 году, но его сценарий также захватил и немного от романа “Мистер Рипли под землёй” 1970 года.

Фильм Вендерса получил название “Американский друг” (Der Amerikanische Freund). Зная всё происходящее в сюжете, название Вендерса приобретает горько ироничное звучание – только друзья могут оставаться вместе даже после того, как открываются неприятные тайны, и довести начатое дело до логичного финала. При просмотре возникает ощущение какой-то извращённой трогательности в отношениях Тома и Джонатана.

У Лилианы Кавани, режиссёра “Игры Рипли” 2002 года, акцент идёт именно на игру – для Томаса Рипли жизнь является игрой, он ведёт её ловко, не испытывая сожалений и угрызений совести. Когда Джонатан признаётся ему, что в школе он не был особенно ловким, учителя всегда его ловили, Том объясняет, почему так происходило: “Потому что ты боялся убивать учителей”. В этой реплике отображается больше привычного Тома, каким он мог запомниться по роману, по экранизации 1999 года или по интерпретации Эндрю Скоттом в самой свежей адаптации Стивена Зеллиана.

Том Рипли (ДЖон Малкович) и Джонатан Треванни (Дугрей Скотт)
Том Рипли (ДЖон Малкович) и Джонатан Треванни (Дугрей Скотт)

У Вима Вендерса получилась экзистенциальная история в тёмных тонах, даже не ассоциирующаяся с Томом Рипли (особенно, если держать в голове экранизацию Энтони Мингеллы, в которой особенно силён дух Италии и дух авантюризма преподнесён намного легче), это получилось отдельное произведение со своим шармом. Оператор Робби Мюллер использовал основными цветами красный и синий, они были “настолько насыщенные, что они почти психоделические, но в то же время грязные, гниющие в густой, душной атмосфере”.

Большая заслуга также принадлежит прекрасному дуэту из Денниса Хоппера (Том) и Бруно Ганца (рамочник Джонатан). Том Хоппера получился потерянным, ищущим ответ, кто он, и цель, куда направляться. Его сильно оттенял даже не умирающий рамочник, а художник Дервот (в исполнении Николаса Рэя), чья смерть, что называется была сильно преувеличена, чтобы повысить стоимость его картин на аукционах. Николас Рэй, сам будучи прекрасным творцом – режиссёр, любящий архитектуру, – выглядел в фильме словно ангел, высеченный в мраморе. Он смотрел на мучающегося размышлениями Тома и признавал, что сам в своём возрасте не знает ответов, стоит ли Тому так себя истязать. Сам художник, использующий искусство для поиска ответов в своей жизни, бессилен, тогда что же можно сказать про обычного мошенника.

Патриция Хайсмит изначально пришла в ужас от фильма, но позже призналась Вендерсу, что Хоппер “передал суть характера Рипли лучше, чем в любом другом фильме”. Дело в том, что до Клемана – и, соответственно, Вима Вендерса, – первый роман адаптировался для телевидения в 1956 и в 1982 годах. Потому варианты Тома Рипли уже были, и Патриции Хайсмит было с чем сравнивать на момент выхода экранизации Вендерса.

У Лилианы Кавани роль Тома Рипли исполнил Джон Малкович (мне очень понравилось – он нашёл для него правильную интонацию, как если бы это оказался очень повзрослевший Мэтт Деймон). Томов Хоппера и Малковича объединяет сдержанность и манипуляция представителем рабочего класса, сгорающего от неизлечимой болезни; но образ Малковича вышел более оптимистичным – у него в этой экранизации есть жена, есть та, куда он стремится и для кого готовит сюрпризы.

Том и Ривз (в исполнении Рэя Уинстона)
Том и Ривз (в исполнении Рэя Уинстона)

Джон Малкович во время продвижения фильма в 2002 году объяснил, в чём привлекательность Тома Рипли, по его мнению: “Он нравится людям, потому что делает то, что многие из них хотели бы делать. Он мыслит и действует осознанно и всегда руководствуется собственными интересами. Большинство людей хотели бы заглушить свою совесть и поступить так же”.

Каким получился фильм “Игра Рипли”

Мне эта экранизация кажется не такой внушительной, как версия Вима Вендерса – пусть тот отошёл от эстетики романа Патриции Хайсмит.

Вендерс не обращался в качестве референса к драме Рене Клемана “На ярком солнце” (Plein Soleil) 1960 года с Аленом Делоном в главной роли, чтобы как-то породнить главного героя Риплиады между двумя экранизациями, пусть и разных романов.

У Вима Вендерса типаж Тома получился другим, вовсе не Ален Делон с его неземным образом, Деннис Хоппер более мужественный и жёсткий. Том Алена Делона выглядел вальяжным и избалованным, ничуть не хуже по-настоящему богатого Дикки Гринлифа, устроившего бунт против своей семьи. Но всё же в его образе считывалась обида на собственную судьбу за то, что она обделила его благами, какие достались Дикки, что тот может жить и наслаждаться жизнью, выходя в море на своей яхте.

Том Хоппера – настоящий американец, он даже ковбойскую шляпу носит не снимая, что удивляет Дервота, но не смущает Тома. Эта шляпа подчёркивает его неуютность в этом мире – ведь он носил шляпу в Гамбурге, что так смутило Дервота.

Триллер “Игра Рипли” Лилианы Кавани вышел на волне успеха экранизации 1999 года “Талантливый мистер Рипли”. По цветовой гамме эти фильмы сходятся – они светлые, тёплые, что поддерживает итальянскую эстетику. Но по “весу” экранизация Кавани уступает и фильму 1999 года, и первой экранизации, сделанной Вимом Вендерсом.

У неё получилось по-настоящему развлекательное кино, которое вполне можно смотреть с поп-корном и компанией друзей. Мне стало даже обидно увидеть такую необязательную вещь, выполненную тем же режиссёром, который внёс в каталог большого мирового кино “Ночного портье”. Я завысила свои ожидания. Но успокаивала себя тем, что у Лилианы Кавани, значит, широкий диапазон – она умеет создавать и коммерческие фильмы. Если рассматривать триллер “Игра Рипли” именно как приключенческий авантюрный триллер, то он неплох, особенно не зная, что это вселенная Тома Рипли. Джон Малкович прекрасно ведёт сюжет и отлично развлекает. Зато в мини-сериале “Рипли” 2024 года Малкович появится в очень маленькой роли Ривза Мино, который поможет Тому сбежать из Венеции. Думаю, это остроумно.