Цена одного квадратного метра «умного» склада — больше 150 000 рублей. Несмотря на это, X5 Group, Wildberries и другие российские компании заявили, что вскоре полностью откажутся от персонала — по крайней мере, на пилотных проектах автономных хранилищ.
Почему корпорации стремятся заменить людей роботами? И действительно ли технологии решат большинство проблем российской складской логистики? Вместе с лидерами транспортной отрасли отвечаем на эти вопросы.
Зачем нужна автоматизация складов?
Во-первых, она помогает экономить. Из-за человеческого фактора, ошибок и воровства на складах компании в сфере FMCG теряют до 3% товаров. К тому же роботы не отдыхают и работают практически круглые сутки. Только эти два фактора могут сэкономить владельцу среднего склада сотни миллионов рублей в месяц.
Во-вторых, автоматизация помогает решить проблему кадров. Российскому рынку критически недостаёт «синих воротничков» — особенно в складской логистике. При этом из-за «оттока мигрантов и текущей демографической ситуации» кадровый голод усилится. К 2028 году сферам торговли, логистики и общепита будет не хватать почти 1,5 млн человек суммарно.
Из каких элементов состоит автономный склад?
«Автопарк» складских ботов весьма обширен. Например, есть дроиды, адаптированные специально для работы на автозаводах. А в арсенале самого популярного производителя складских роботов Geek+ больше 20 моделей. Поэтому остановимся на основных элементах автономного склада, которые чаще всего внедряются в России.
Универсальные транспортные роботы
Такие устройства принято делить на два типа. Автономная тележка или Automated Guided Vehicles (AGV) — самый базовый тип бота. Он ориентируется в пространстве благодаря цветовым и магнитным полосам на полу и слабо взаимодействует с другими роботами. Если на пути возникнет препятствие, робот не сможет его объехать и попросит помощи у человека. Первые «тележки» появились ещё в середине прошлого века — на заводе General Motors в 1956 году.
Автономные мобильные роботы (AMR) — младший, но куда более умный брат AGV. Устройство умеет самостоятельно объезжать препятствия, ориентироваться в пространстве, менять маршрут и, что самое главное, взаимодействовать с другими участниками склада. В России умных складских роботов внедряют, в основном, ретейлеры и маркетплейсы.
- Например, X5 Group. Дроны уже применяются на распределительных центрах в Подольске, а в Екатеринбурге планируется строительство полностью автономного склада. По прогнозам, роботы и ИИ возьмут на себя до 30% операций в магазинах и распределительных центрах к 2028 году.
- «Вкусвилл» начал использовать AGV-роботов для перевозки товаров на складах. Роботы умеют преодолевать автоматические ворота и рампы, а также захватывать неровно-стоящие палеты. Компания использует российские устройства «Автомакон» AK-2000. Руководство «Вкусвилла» рассчитывает, что автоматизация ускорит обработку заказов, повысит точность операций, а также сократит издержки на 20-30%.
Системы автоматизированного хранения (AS/RS)
Небольшие склады, как правило, оборудуются карусельными и лифтовыми системами. Контейнеры двигаются к оператору: либо по горизонтали (по принципу карусели), либо по вертикали (как на «чёртовом колесе»). На более крупных объектах используются miniload- и shuttle-системы.
Miniload
Грузы или паллеты достаёт специальный кран-штабелёр. Робот перемещается между стеллажами, с помощью манипулятора захватывает необходимый товар, а затем перегружает его на транспортного дроида. Такие устройства используются достаточно давно. Например, выпуск отечественных роботизированных штабелёров наладили ещё в 1972 году.
Shuttle
В этом случае между стеллажами проложены рельсы, по которым перемещаются роботизированные тележки. Устройство забирает необходимый груз, а затем доставляет его к лифту. А уже внизу манипулятор «передает» товар транспортному дрону. Особенно часто шаттл-системы используются на складах с агрессивными условиями. Например, в «холодных» хранилищах, где человек физически не сможет долго работать.
- Miniload-системы довольно распространены в России. Один из самых крупных проектов реализовала компания COMITAS для Главного архива Москвы. Склад площадью 53 000 квадратных метров обслуживают 15 кранов-штабелеров, высота каждого из которых больше 22 метров. Это выше пятиэтажного здания.
- А вот одним из ведущих производителей шаттловых систем является Сбер. Системой оборудован, например, фармацевтический склад для компании JNB. Роботы-шаттлы перемещают контейнеры между стеллажами и станцией подбора. А затем робот-манипулятор при помощи компьютерного зрения сортирует товары. По прогнозам, автоматизация должна обеспечить пятикратный прирост эффективности по сравнению с ручным подбором и сократить среднее время на сборку одного заказа.
Что мешает автоматизации складов в России?
Несмотря на очевидные выгоды роботизации, внедрять дроидов готовы меньше половины владельцев логистических компаний. Главная причина банальна — деньги. Однако к высокой стоимости решений добавляются ещё и региональные особенности.
Дороговизна решений. Напольные роботы стоят от 2 млн рублей, манипуляторы — от 4 млн рублей. А стоимость современных роботизированных комплексов укладки может доходить до 17 млн. Несмотря на относительно быструю окупаемость автономных складов, вкладывать большие деньги в развитие новой инфраструктуры готовы не все.
«Компании уже инвестировали в «старые» технологии складской работы и теперь движутся по «накатанной дорожке» несмотря на то, что их бизнес удваивается в объемах каждые 3–4 года. Поэтому ставку на роботизацию сейчас делают те, кто инвестирует в строительство новых складов, спроектированных с учетом современных технологий», — уверен Иван Бородин, генеральный директор Ronavi Robotics (цитата по New Retail)
Прозрачность системы. Цифровизация делает работу склада прозрачной и в какой-то мере «подсвечивает» ошибки сотрудников. Из-за этого менеджмент среднего звена может сопротивляться внедрению новых технологий.
«Использование специализированных систем автоматизации обслуживания инфраструктуры фиксирует персональную ответственность и отслеживает все действия пользователей, что по факту ставит крест на возможности выйти сухим из воды», — считает руководитель отдела развития отраслевых решений и интеграции Okdesk.
Отсутствие экспертизы. На рынке достаточно компаний, которые предлагают решения по автоматизации складов. Однако у многих подрядчиков нет релевантных кейсов. Именно реализованные проекты, по мнению исполнительного директора КСЛ Василия Демина, являются залогом успешной автоматизации.
«Недостаточно просто купить роботов. Необходимо также прописать алгоритм их работы, разработать и внедрить Robot Management System, синхронизировать её с другими учётными системами компании. А затем ещё и правильно масштабировать проект. Система, которая хорошо работает с 5-10 устройствами, может давать сбои, когда количество устройств кратно вырастет» — считает Василий Дёмин.
Несмотря на все сложности, крупные компании заинтересованы в автоматизации складов. А правительство России ставит цель войти в топ-25 стран по плотности роботизации к 2030 году. Поэтому, вполне возможно, первый полностью автономный склад появится в России быстрее, чем мы думаем.