Найти в Дзене
Святые места

«Монастырь – тоже мир, где тоже нужно уметь любить». О том, как понять нужно ли уходить в монастырь

Монашеская жизнь для людей неподготовленных, не знающих, что это такое, представляется таким сказочным миром, неким королевством, в котором всё хорошо и ничего плохого там нет. «Если что, уйду в монастырь», - как иногда говорят люди. Иногда монастырь воспринимается именно как форма ухода от мира, а скорее даже бегства от мира, от своих проблем в монастырь.

Но, как это часто бывает в жизни, происходит разочарование. Дело в том, что монастырь – тоже люди, тоже мир, где тоже нужно уметь любить, уметь подстраиваться, уметь ставить других на первое место, а себя на последнее место.

Если сравнить монашескую жизнь и семейную жизнь, то есть некоторые параллели. Например, человек женатый заботится о том, как бы угодить своей жене, как бы её не расстроить, не обидеть и сохранить любовь. Монах стремится к тому, чтобы не поссориться с братьями, не поссориться с настоятелем, не поссориться с Богом, не потому что он не хочет получить наказание, а потому что это тоже школа любви.

Мы не сможем обойти эту школу. Если мы хотим попасть в рай, а в раю есть Бог, который есть любовь, нам придётся научиться любить. И не важно, кто это будет – родные, семья, дети, жена, муж, или это будут братья монастыря. И ещё не известно, где проще.

Поэтому, если человек пытается сбежать от этого мира, то он скорее меняет шило на мыло. То есть он меняет одну обстановку на другую обстановку, в которой тоже придётся стараться.

Но бывает, человек действительно настроен на монашескую жизнь, на монашеский лад. Бывает, человек настолько независим от мирских вещей, что кроме литургии, кроме молитв, труда, желания быть с Богом, вообще ничего не интересует, скорее даже обременяет.

Как понять? Такие люди советуются со священниками, своими духовниками, и перед тем, как прийти к монашеству, люди проходят большие испытания. Они вначале живут в монастыре какое-то время как послушники, работают там, живут, по сути, по тому же уставу, что живут и монахи. И смотрят, подходит ли им это или не подходит. И братья тоже присматриваются: выдержит ли человек эту жизнь или не выдержит.

Потом, когда он прошёл все испытания, он решился, в самом чине пострижения монашествующего есть момент, где епископ трижды роняет ножницы, будущий монах поднимает эти ножницы тоже трижды. Это знак того, что он действительно подумал, он действительно настроен на этот уклад, и он не повернёт обратно.

Иногда наши такие порывы и внутренние желания, они очень ветреные. Сегодня мы думаем об одном, завтра мы уже об этом не думаем. Это бывает. Бывает, что такие мысли приходят в период неофитства.

Неофитство — это такой период, когда человек только-только осознанно приходит к вере, понимает, что вера и Бог — это его. И в этот период иногда у людей, скажем так, розовые очки, много энергии, много желаний, это похоже на влюблённость в отношениях мужа и жены, когда они творят некоторые сумасшедшие вещи, на которые они как взрослые адекватные люди не способны, но во время влюблённости всё возможно.

Так же и здесь. Человек в период неофитства может позволить себе творить много дел или наломать много дров. Очень важно этот период тоже переждать, пережить, чтобы взглянуть на это решение с трезвой точки зрения. Потому что монашество, как и брак, подразумевается на всю жизнь. Конечно же, советоваться, молиться, просить Бога открыть, чтобы понять, правда, нужно ли мне это действительно или нет.

Текст основан на видео с канала «Одним словом». Читайте ещё: