«В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов». К.Д. Ушинский
Игровые методики в школе являются мощным инструментом обучения, способствующим и усвоению знаний, и развитию навыков, необходимых для успешной социализации ребенка. Овладение художественным искусством игры в обучении – это путь к созданию более яркого и эффективного образовательного процесса для всех его участников.
Занимая важное место в современном образовательном процессе, игра делает обучение увлекательным, развивает учебные навыки, способствует формированию у детей интереса к учебному материалу, значительно повышает эффективность его усвоения. Важно только правильно выбирать моменты и формы применения игр, чтобы они приносили максимальную пользу и радость учащимся.
Рассмотрим примеры игровых методик, которые повышают мотивацию к учению, развивают социальные навыки, критическое мышление, внимание, память, положительные эмоции.
Повысить мотивацию к образовательному процессу позволяет целенаправленная подборка игровых методик. В играх создается атмосфера радости, азарта, дети с большим желанием включаются в учебный процесс, что помогает исключить стресс, дети больше сосредоточиваются на учебных задачах. Правильно расставленные акценты в играх вызывают у них любопытство, развивают творческие задатки. Например, математический квест, в котором ученики должны решить несколько математических задач, чтобы продвигаться к следующей станции. На каждой остановке их ждет новая задача, и, решив ее, они получают подсказку для следующей. В конце квеста может быть небольшой сюрприз для команды, которая первой завершит все задания.
Игровые методики способствуют также улучшению коммуникации между детьми. В процессе игры они учатся слушать друг друга, делиться идеями и принимать решения совместно. Примером такой игры может служить «Ролевая игра», где ученики берут на себя разные роли и разыгрывают ситуации, что помогает развивать эмпатию и понимание социальных норм.
Вот несколько игровых методик, которые можно использовать на уроках для развития критического мышления у учеников:
1. «Дебаты» по актуальным темам. Разделите класс на группы, каждая из которых будет защищать свою позицию. Это поможет ученикам анализировать аргументы, выстраивать логическую цепочку и развивать умение отстаивать свою точку зрения.
2. Игра «Всё связано». Загадываются два абсолютно разных предмета, например стол и жираф, а после этого начинается соревнование: кто больше найдет между ними схожих черт. Такая игра помогает узнавать больше о предметах, исследовать их и анализировать информацию.
3. Игра «Что, если?». Задавайте ученикам гипотетические вопросы, например:
«Что произошло бы, если у нас не было Интернета?». Пусть они обсуждают возможные последствия и анализируют, как это повлияло бы на общество или на их личную жизнь.
Для развития внимания учеников в школе применяются различные игровые методики, которые помогают сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Вот некоторые из них:
1. Игры на внимание «Найди отличия». Ученикам предлагают две картинки с небольшими различиями, которые нужно обнаружить. Это развивает наблюдательность и внимание к деталям.
2. Игры с мягкой игрушкой, например передача игрушки с вопросами на внимание (кто поймал, тот отвечает на вопрос), способствуют не только физической активности, но и вниманию к происходящему.
3. Игра «Лабиринт» – одна из самых интересных и запутанных логических игр, требующих особой концентрации внимания, терпения и усидчивости.
4. Игра «Найди ошибки». Эта игра обычно применяется при закреплении и повторении материала. Однако она может успешно использоваться и при изучении нового материала, если перед поиском ошибок школьники познакомились с таким же текстом, но без ошибок. Таким образом, правильный текст является частью игры.
Для развития памяти мы предлагаем следующие игровые методики:
1. Ученики должны запомнить слова или факты через создание ассоциаций. Например, для запоминания слова «яблоко» можно представить красный цвет и вкус.
2. Игры «Мемо» – карточки с парами изображений или слов, которые нужно находить. Это развивает зрительную память и внимание.
3. Ролевые игры. Ученики играют в сценки, где необходимо запомнить текст или действия. Это помогает запомнить информацию в контексте.
Игры могут использоваться как «разрядка» в напряженной атмосфере, помогая снять стресс и напряжение. Существуют различные игры для сплочения детского коллектива. Например, игра «5 важных вещей» выполняется в парах. Пары расходятся на 5 минут и молча жестами показывают друг другу 5 самых важных для себя вещей, а затем пара так же жестами представляет друг друга кругу.
В работе с детской агрессией важно учитывать, что методы традиционной дисциплины ведут к обратным результатам, так как добавляют дополнительное раздражение, а не помогают найти социально приемлемый для нее выход.
Одним из способов работы с детской агрессией является добавление в учебный план игровых упражнений. Примером такой игры может быть игра «Маленькие привидения». В этой игре учащиеся по команде учителя изображают маленьких добрых привидений, которые решили попугать друг друга. По хлопку дети приподнимают согнутые в локтях руки (пальцы растопырены) и произносят страшным голосом звук «У». Когда педагог тихо хлопает, пугающий звук «У» произносится тихо, а когда хлопок громкий, то и пугающий звук начинает усиливаться. При этом нужно помнить, что мы изображаем добрых привидений, которые хотят только слегка пошутить.
Образовательные онлайн-игры имеют множество преимуществ, способствующих развитию навыков и знаний у игроков. Вот некоторые из таких преимуществ:
– за счет своей интерактивности онлайн-игры вовлекают участников в процесс обучения, делая его более захватывающим и интересным;
– игровой формат поощряет игроков достигать целей, что может повысить их мотивацию к обучению;
– многие образовательные игры требуют от игроков решения задач и принятия решений, что помогает развивать аналитические и критические навыки;
– игры часто требуют запоминания информации и фокусировки на задании, что может улучшать когнитивные навыки у детей;
– образовательные онлайн-игры могут быть доступны в любое время и в любом месте, что позволяет учиться в удобном для себя темпе;
– игры часто предлагают игрокам возможность проявить свою креативность, решая нестандартные задачи или создавая свои собственные проекты;
– многие образовательные игры адаптируются под уровень знаний и навыков ученика (игрока), позволяя каждому учиться в своем темпе.
Как видно, образовательные онлайн-игры могут быть эффективным инструментом для обучения и развития различных навыков у людей всех возрастов, если осознанно, правильно используются ресурсы развивающих сайтов, платформ, которые, как, например, образовательный портал «1С:Урок» https://urok.1c.ru/library/, являются хорошим помощником в этом направлении, обеспечивающим современный образовательный процесс.
Автор:
Полякова Анна Александровна,
учитель начальных классов,
ГБОУ Школа №113.