Найти в Дзене
Люблю читать, люблю писать

Когда писать НЕ, а когда НИ (теория и практика)

Если кто-то меня потерял, сообщаю, что я по-прежнему в строю: учу, лечу, смотрю фигурное катание и сочиняю свои варианты по орфографии "12 месяцев". Немного застряла на предпоследнем варианте, на этой неделе надо бы закончить. Не даёт покоя мысль, что давно здесь ничего не публиковала: надо бы хоть пару раз в неделю выходить в эфир, чтобы алгоритм совсем не забыл про мой канал, который теперь (ого!) включён в перечень персональных страниц, зарегистрированных Роскомнадзором. По сусекам поскребла, по амбарам помела и испекла колобок соорудила упражнение на дифференциацию частиц НЕ и НИ. В тестовой части ЕГЭ нет заданий на эту орфограмму, но в сочинениях ученики частенько путают эти НЕ и НИ, поэтому будет нелишним повторить теорию и закрепить практикой. Главное смысловое отличие: НЕ – отрицательная частица; НИ – усилительная частица. Ко мне никто НЕ обращался с просьбой. – Кто бы ко мне НИ обращался с просьбой, я всем помогал. Но есть отдельные случаи употребления частиц НЕ и НИ, противо
Оглавление

Если кто-то меня потерял, сообщаю, что я по-прежнему в строю: учу, лечу, смотрю фигурное катание и сочиняю свои варианты по орфографии "12 месяцев". Немного застряла на предпоследнем варианте, на этой неделе надо бы закончить.

Не даёт покоя мысль, что давно здесь ничего не публиковала: надо бы хоть пару раз в неделю выходить в эфир, чтобы алгоритм совсем не забыл про мой канал, который теперь (ого!) включён в перечень персональных страниц, зарегистрированных Роскомнадзором.

По сусекам поскребла, по амбарам помела и испекла колобок соорудила упражнение на дифференциацию частиц НЕ и НИ. В тестовой части ЕГЭ нет заданий на эту орфограмму, но в сочинениях ученики частенько путают эти НЕ и НИ, поэтому будет нелишним повторить теорию и закрепить практикой.

Теория

Главное смысловое отличие: НЕ – отрицательная частица; НИ – усилительная частица.

Ко мне никто НЕ обращался с просьбой. – Кто бы ко мне НИ обращался с просьбой, я всем помогал.

Но есть отдельные случаи употребления частиц НЕ и НИ, противоречащие этому правилу:

А) двойное употребление частицы НЕ превращает отрицание в утверждение

Я не согласен с позицией автора (отрицание) – Не могу не согласиться с позицией автора (утверждение);

Б) Частица НЕ в восклицательных и вопросительных предложениях становится утвердительной

Ну как НЕ порадеть родному человечку! (надо порадеть)

Кто НЕ проклинал станционных смотрителей, кто с ними НЕ перебранивался? (все проклинали, все бранились)

Следует разграничивать значения НЕ и НИ в сочетаниях

  • НЕ один (много) – НИ один (никто)
  • НЕ раз (много раз) – НИ разу (никогда)

Запомнить правописание устойчивых сочетаний!

  • Как ни в чём НЕ бывало
  • Во что бы то НИ стало
  • Что бы то НИ было
  • Откуда НИ возьмись
  • Куда НИ шло
  • Как НИ крути
  • НИ то НИ сё

Частица НИ при повторении становится соединительным союзом НИ… НИ, который соответствует союзу И.

На дороге не видно ни машин, ни пешеходов. - На дороге не видно машин и пешеходов.

Ни машин, ни пешеходов. Улица Малиновского в Красноярске. Фото из личного архива автора
Ни машин, ни пешеходов. Улица Малиновского в Красноярске. Фото из личного архива автора

Практика

Частица НЕ пишется в предложениях:

Вариант 1

1) Он н_ раз сталкивался с опасностью.

2) Н_ звука, н_ дуновения ветерка в лесу.

3) Увы, н_ классическая музыка интересует сегодня многих.

4) Как н_ старался, он не смог выполнить обещание.

5) Характер у него непонятный – н_ то н_ сё.

Ответ: _______________

Вариант 2

1) Сергей н_ раз приходил к выводу о важной роли задач, кажущихся неразрешимыми.

2) Поверь, Карлсон, н_ в пирогах счастье.

3) Нельзя н_ согласиться с этим аргументом.

4) Мы н_ разу не были в лесу этой осенью

5) Н_ скалы, н_ бури ему н_почём.

Ответ: _______________

Вариант 3

1) Вдруг откуда н_ возьмись появился заяц.

2) Я хотела бы всё время идти н_ останавливаясь

3) Н_ одна душа не откликнулась на его призыв.

4) А коль помирать, то кого н_ спроси, куда веселей помирать на Руси.

5) Как только я н_ старался ей понравиться!

Ответ: _______________

Вариант 4

1) Куда н_ глянь, везде море.

2) Н_ одежда красит человека.

3) Как н_ крути, а придётся идти с повинной.

4) Как н_ надеялся князь на высочайшее покровительство, он был навсегда отрешён от службы.

5) Росту он был н_ маленького и н_ громадного, а просто высокого.

Ответ: _______________

Вариант 5

1) Он н_ только хорошо поёт, но и прекрасно играет на гитаре.

2) Сколько н_ говори «сахар», во рту слаще не станет.

3) Как я только н_ пытался узнать её имя!

4) Н_ раз позже мы вспоминали об этом.

5) Н_ лишения, н_ голод не пугали его.

Ответ: _______________

Вариант 6

1) Он сел на дикого, никогда н_ оскорблённого седоком коня.

2) Н_ разу не был в дни веселья так разноцветен и богат Тамары праздничный наряд.

3) Мне н_ к чему об этом знать.

4) Вспоминая подобное, н_ один сожалеет в своём сердце о свершившемся.

5) Как бы я н_ старался выбирать слова, суть остаётся всё та же.

Ответ: _______________

За свои "12 месяцев" я засяду, пожалуй, завтра. Сегодня уже поздно.
За свои "12 месяцев" я засяду, пожалуй, завтра. Сегодня уже поздно.