Редко какие жанры так НЕ похожи друг на друга, как опера и оперетта.
При том, что оба музыкальные.
При том, что называются почти одинаково.
Но вот кстати о названии. Оперетта означает "маленькая опера". А уменьшать - это то самое, чего с оперой делать нельзя. Тут количество является качеством. Уменьшили - всё, нет оперы. Пародия какая-то получается.
Итак.
В оперетте относительно оперы меньше музыки, так как диалоги между ариями, куплетами и хорами ведутся обычным образом, их не поют, а говорят, как в драматическом театре. И это категорически меняет всю картину восприятия, превращает спектакль в капустник или концерт по заявкам, потому что сидишь и ждёшь от одного музыкального номера до другого.
И у этой опереточной музыки, которой даже чисто по хронометражу меньше, у неё вдобавок меньше нот, гармоний и возможностей. Потому что она должна развлекать, а значит, быть попсовой. Не напрягать, а значит, быть танцевальной и несложной. Казаться знакомой уже в день премьеры, а значит, быть банальной.
В оперетте меньше вокала. В оперетту берут тех певцов, кто не потянет оперу. Могут сказать, что они "другие", "характерные" и "искромётные". Как будто характерность и искромётность в опере не нужны. Нужны. Но вокальные партии в опере технически сложнее, поэтому опере не нужны те, у кого, как говорили в 19 веке, "маленький голос". Да, опереточные артисты плюсом к своему небольшому вокалу умеют танцевать, но танцевать можно научить любого, а голос или есть, или нет.
В оперетте настолько меньше мыслей, чувств и переживаний, что проще сказать - их исчезающе мало. Жанр развился в общем-то ради зрителей так называемой Belle Époque, так что темы там сугубо мещанские - адюльтер, флирт, аристократ полюбил шансонетку, сплетни, скандалы, счастливый конец.
Обратите внимание, что "Летучая мышь" и "Сильва" ещё воспринимаются (не мной, но признаю, что на них кассу сделать можно), а "Вольный ветер", "Девичий переполох" и разные прочие "Москва-Черёмушки" вообще никому не были нужны даже в годы советской власти. Потому что оперетта - принципиально буржуазный жанр, никакое мировоззрение чуть шире мещанского в оперетту просто не влезает.
И вот. С наслаждением пойду на концерт типа "По волнам Штрауса и Кальмана", музыка там праздничная и духоподъёмная. Но на соответствующие оперетты - нет. Некому там сочувствовать))