Найти в Дзене
История и факты рока

Чуть не пустил ко дну: какие ошибки совершил Джордж Мартин в продюсировании The Beatles, и о чём потом жалел

14 ноября 1966 года. Лондон. Студия. The Beatles записывают "Strawberry Fields Forever". В воздухе — творчество и напряжение. Джордж Мартин, с тревогой наблюдающий за музыкантами, чувствует: эта песня — нечто особенное. Но сможет ли он, опытный продюсер, помочь им воплотить замысел? Джордж Мартин — "пятый битл", человек, без которого история группы была бы совсем другой. Гениальный продюсер, он помог ливерпульской четвёрке покорить мир. Но даже у великих бывают промахи. Вот и поговорим сегодня о промахах Мартина. И сам он, кстати, потом не раз вспоминал об этих своих "ошибках". Интересно же разобраться, как они повлияли на музыку Битлов, на те самые песни, которые мы с вами знаем и любим. А началось все в далёких 60-х...The Beatles, молодые, дерзкие, только-только появились на сцене. А Мартин, с его классическим образованием, воспринял их как типичный бойз-бенд. Ну, знаете, такие красавчики с гитарами, которые поют простые песенки про любовь. Ему тогда был 31 год, он — признанный масте
Оглавление

14 ноября 1966 года. Лондон. Студия. The Beatles записывают "Strawberry Fields Forever". В воздухе — творчество и напряжение. Джордж Мартин, с тревогой наблюдающий за музыкантами, чувствует: эта песня — нечто особенное. Но сможет ли он, опытный продюсер, помочь им воплотить замысел?

Джордж Мартин — "пятый битл", человек, без которого история группы была бы совсем другой. Гениальный продюсер, он помог ливерпульской четвёрке покорить мир. Но даже у великих бывают промахи. Вот и поговорим сегодня о промахах Мартина. И сам он, кстати, потом не раз вспоминал об этих своих "ошибках". Интересно же разобраться, как они повлияли на музыку Битлов, на те самые песни, которые мы с вами знаем и любим.

Группа Битлз и Джордж Мартин - продюсер.
Группа Битлз и Джордж Мартин - продюсер.

А началось все в далёких 60-х...The Beatles, молодые, дерзкие, только-только появились на сцене. А Мартин, с его классическим образованием, воспринял их как типичный бойз-бенд. Ну, знаете, такие красавчики с гитарами, которые поют простые песенки про любовь.

Ему тогда был 31 год, он — признанный мастер своего дела, а тут — четверо совсем юнцов с гитарами. Конечно, он усомнился в их способности писать собственные песни. Но "ливерпульская четвёрка" уже тогда проявила характер и твёрдо решила идти своим путём.

Недооценённый аккорд She Loves You

Вспомните мощный финальный аккорд в She Loves You. Он производит впечатление, согласитесь? А ведь его могло бы и не быть, если бы Мартин настоял на своём.

"Я сидел на своём обычном месте на высоком стуле в студии, когда Джон и Пол впервые прогнали песни. Я подумал — это здорово, но был заинтригован финальным аккордом — странной мажорной секстой…" — вспоминал Мартин.

Он считал этот аккорд слишком "странным", "неправильным", даже сравнил его с музыкой Andrew Sisters!

«Мы отрепетировали концовку "She Loves You" и показали ее Джорджу, а он просто рассмеялся и сказал: "Ну, вы не можете так закончить, эта секста слишком похожа на Эндрюс Систерс…"» — рассказывал Маккартни.

Но The Beatles были непреклонны. И, как оказалось, не зря. Этот "неправильный" аккорд стал их особенной "фишкой".

Strawberry Fields Forever и Penny Lane

История с этими песнями до сих пор не даёт многим покоя. Ну как так можно было поступить с этими замечательными песнями? Они же изначально предназначались для "Сержанта Пеппера"! Представляете, какой могла бы быть атмосфера на альбоме, если бы эти песни остались на своём месте... Но Мартин и Эпстайн, видимо, решили по-своему. Выпустили их отдельным синглом.

Джордж Мартин, Ринго Стар и Пол Маккартни.
Джордж Мартин, Ринго Стар и Пол Маккартни.

Конечно, они хотели как лучше: поддержать популярность Битлов, порадовать фанатов. Да только вот мне кажется, что "Sgt. Pepper's…" от этого решения только проиграл. Лишился двух ключевых композиций, которые могли бы стать его изюминкой. И сам Мартин, кстати, потом жалел об этом.

Лишняя оркестровка

Yellow Submarine — яркий, психоделический мультфильм, но альбом с саундтреком к нему вызывает споры. The Beatles, уставшие от своей известности, не хотели сниматься в третьем фильме. Компромиссом стал мультфильм, для которого они написали несколько новых песен. Но для полноценного альбома материала не хватало. И тогда было решено добавить оркестровую часть, написанную Мартином.

Многие фанаты считают эту часть лишней. Возможно, Yellow Submarine мог бы стать ярким EP, но из-за оркестровой части он воспринимается как нечто незавершённое.

Спор о "белом шуме"

I Want You — одна из самых тяжёлых и драматичных песен The Beatles. Её кульминация — мощный "белый шум". Но Мартин изначально был против такого решения.

"Громче, громче! — не переставая умолял он меня. — Я хочу, чтобы трек нарастал, нарастал и нарастал, — объяснял он, — а потом хочу, чтобы белый шум полностью захватил власть и заглушил музыку…" — вспоминал звукоинженер о требованиях Леннона.

Мартин же считал это слишком радикальным. Но Леннон настоял на своём, и "белый шум" стал одним из самых ярких моментов песни.

Работа в студии.
Работа в студии.

Конечно, несмотря на эти "ошибки", Джордж Мартин остаётся одним из величайших продюсеров. Его вклад в творчество The Beatles неоценим. Он помог им найти своё звучание, раскрыть потенциал.

А как вы думаете, какие ещё "ошибки" совершил Джордж Мартин? Делитесь мыслями в комментариях. ⬇️