Найти в Дзене

Ц. Кюи – Сын мандарина, И. Стравинский - Соловей. Большой театр, Камерная сцена. Дирижер А. Верещагин реж. А. Франдетти

На Камерной сцене снова интересное сочетание одноактных опер на сей раз объединенных темой Китая. По сути произведения очень отличаются, авторов можно поставить буквально на разные полюса, однако в сценической связке получилось очень даже интересно. О «Могучей кучке» знают многие, когда начинают перечислять ее участников, то Цезаря Кюи не забывают в основном из-за экзотического имени, однако спроси кого, что Кюи написал –наверняка будет ступор. На сегодняшний день композитор малоисполняемый, по мнению многих специалистов едва ли не самый слабый в творческом объединении, однако после того, как я послушала оперу « Сын мандарина», то могу предположить, что его музыке просто нужна своя публика. Эта одноактная опера найдет сердечный отклик у людей, которым близок водевиль и оперетта, она легкая, забавная, музыка в основном веселая и, кстати, неглупая, однако арии и дуэты для вокалистов вполне оперного уровня, непростые. Другое дело – в музыке Кюи нет ничего ориентального, просто дейтсвие эт
Мури ( И. Янулайтис), Йеди(Т. Касумова), Зай-Санг ( А. Колесников), фото с офиц. сайта Большого театра
Мури ( И. Янулайтис), Йеди(Т. Касумова), Зай-Санг ( А. Колесников), фото с офиц. сайта Большого театра

На Камерной сцене снова интересное сочетание одноактных опер на сей раз объединенных темой Китая. По сути произведения очень отличаются, авторов можно поставить буквально на разные полюса, однако в сценической связке получилось очень даже интересно.

О «Могучей кучке» знают многие, когда начинают перечислять ее участников, то Цезаря Кюи не забывают в основном из-за экзотического имени, однако спроси кого, что Кюи написал –наверняка будет ступор. На сегодняшний день композитор малоисполняемый, по мнению многих специалистов едва ли не самый слабый в творческом объединении, однако после того, как я послушала оперу « Сын мандарина», то могу предположить, что его музыке просто нужна своя публика. Эта одноактная опера найдет сердечный отклик у людей, которым близок водевиль и оперетта, она легкая, забавная, музыка в основном веселая и, кстати, неглупая, однако арии и дуэты для вокалистов вполне оперного уровня, непростые. Другое дело – в музыке Кюи нет ничего ориентального, просто дейтсвие этой оперы, вполне «мыльной» разворачивается в Китае.

Трактирщик Зинзингу ( А. Прокопьев) готовится к приезду в город знатного мандарина ( Г. Юкавский), его красавица-дочь Йеди ( Т. Касумова) хлопочет на кухне, ей помогает влюбленный в неё юный слуга Мури (И. Янулайтис). Другой слуга, постарше – Зай-Санг ( А. Колесников) тоже влюблен в Йеди, более того, оказывается, что отец девушки в свое время подписал контракт, согласно которому Зай-Санг получит Йеди в жены спустя 10 лет бесплатной работы на трактирщика. Когда становится ясно, что у исполнения условий контракта есть препятствия, Мури изгоняют из трактира.

Мандарин наконец приезжает и делится с трактирщиком истинной целью своего визита – он ищет потерянного сына, рассказывает печальную историю о необходимости в свое время бросить первую жену по приказу императора, который, пристраивая свою любовницу сделал ее новой женой вельможи.

Именно Мури является сыном мандарина, однако изгнавший юношу трактирщик решил подсунуть на эту роль того, кто есть в наличии.

Сюжет весьма избитый и простой, тут важно уметь сыграть так, чтобы все равно было забавно. И певцам Камерной сцены это вполне удалось.

Во времена Кюи «Сын мандарина» был домашним спектаклем, вся музыка исполнялась на рояле. Позже к ней сделали оркестровку ( В. Кикта), а первоначальный текст либретто В. Крылова для данного спектакля (премьера состоялась в прошлом году) переработан музыкальным критиком, переводчицей Кей Бабуриной.

Режиссер Е. Марчелли обращается к теме театра в театре, несколько мест в первом ряду зала отводится важным китайским чиновникам и Императору при полном торжественном облачении. Начинается спектакль с того, что русские артисты привествуют высокопоставленных зрителей и предлагают им окунуться в квази-китайскую реальность. Только часть артистов - певцы, в постановке таже задействованы актеры-кукольники из театра С. Образцова. В «Сыне мандарина» они работают с куклами-силуэтами, театр теней дополняет сценическую реальность. На этой же ширме проецируются вполне современные, я так понимаю, видеоизображения разных эмодзи, соответствующие ситуации. Например, сердце или молния.

фото с офиц. сайта Большого театра
фото с офиц. сайта Большого театра

У персонажей симпатичные костюмы, особенно затейливый и, я бы сказала интерактивный ( артист всячески играется с его элементами) - у Мандарина. По поводу пения ни к кому нет вопросов – все певцы пели хорошо и на большом подъеме, особенно хочется отметить баса Германа Юкавского, у него, помимо вокального, очень яркий эксценричный комедийный талант.

"Сын мандарина", поклоны
"Сын мандарина", поклоны

«Соловей» Игоря Стравинского совсем иное произведение – поэтичное, тонкое, изысканное.

Визуальная связка с первым спектаклем - в тех самых вельможах и Императоре, которые были зрителями. Теперь они появляются на сцене ( я еще подумала, неужели столь восхитительные костюмы были созданы ради маленькой роли сидящих? Нет). А еще объединяет две оперы работа кукольников. В « Соловье» это уже совсем другие куклы – либо миниатюрные ( птичка соловей, рыбак в лодочке), либо ростовые ( Император, Смерть). Очень эффектно, когда на сцене одновременно находятся и поющий артист, и его кукольная копия, если взаимодействуют герои- взаимодействуют и куклы.

Алексей Франдетти представил все в самом традиционном, пышном виде ( костюмы, аксессуары, сцен.движение, символы) - и впечатления потрясающие. Соловей –это сказка с национальным уклоном, прекрасно, что она не уподобилась быту, не перенеслась в другую эпоху, страну.

"Соловей", сцена из спектакля, фото с офиц сайта Большого театра
"Соловей", сцена из спектакля, фото с офиц сайта Большого театра

Почти год назад я слушала «Соловья» в концертной версии, в рамках абонемента «Весь Стравинский» с весьма сильным составом. Однако партия Соловья на Камерной сцене в исполнении Гузель Шариповой мне понравилась больше. Касаемо остальных персонажей и певцов ( Кухарочка – Анна Семенюк, Рыбак – Александр Чернов, Император – Азамат Цалити, Камергер - Александр Полковников, Бонза – Алексей Колесников, Смерть- Екатерина Большакова) могу сказать, что все пели отлично, все же постановка, атмосфера очень помогает цельному восприятию. В том, концертном «Соловье» по воспоминаниям, некоторые артисты сильно выделялись на фоне других, например, Татаринцев с партией Рыбака.

Камерная сцена же подарила зрителю/слушателю настоящее чудо. Красиво во всех смыслах. Оркестр под управлением А. Верещагина, конечно, тоже очень помог получить веселое, бодрое настроение на первой опере и проникнуться утонченной поэтикой музыки «Соловья» Стравинского.

Не исключено, что когда-нибудь схожу еще раз, очень большое впечатление произвел этот «Соловей».

"Соловей", поклоны
"Соловей", поклоны