Там у стены что-то блестнуло, Шлиман был уверен, что наконец-то обнаружил нечто ценное. Он объявил рабочим внеурочный перерыв, а через час и вовсе распустил всех по домам. В сумерках, в полном одиночестве он извлёк из-под стены, что пять тысяч лет хранила свои секреты, большой серебряный кувшин. А потом ещё и ещё…
Генрих Шлиман не сомневался, он нашёл легендарный клад «Приама»! Тот самый, что был описан в «Илиаде» Гомера, сокровища царя Трои!
Вскрыв серебряный кувшин, он обнаружил множество мелких золотых предметов, золотые браслеты, подвески… И главное, диадему с золотыми подвесками. Если перед ним клад Приама, то это, несомненно, драгоценности Елены Прекрасной! Не может быть никаких сомнений.
Убеждённость Генриха Шлимана в том, что он обязательно найдёт город Троя, в реальном существовании которого научное сообщество сомневалось. Опираясь на текст Гомера, археолог-самоучка готов был рискнуть всем своим состоянием. А было оно немалым.
Кто бы мог подумать, что сын пастора из провинциального немецкого городка самостоятельно выучит более двадцати языков и сколотит огромное состояние в торговле и инвестициях. А теперь, достигнув всего, чего желал, Шлиман вспомнил детскую мечту – он найдёт Трою!
Прежде чем начать раскопки, Генриху Шлиману пришлось заключить соглашение – все ценные находки должны принадлежать Османской империи, только на таких условиях правительство одобрило работы на своей территории. Подписав договор, Шлиман не собирался его исполнять.
И найдя клад Приама, тайно вывез его из страны. Сам Шлиман утверждал, что, обнаружив сокровища, позвал свою жену Софию, и она в своей шали унесла их с территории, чтобы спасти находки от разграбления рабочими.
На самом деле София Шлиман в это время была на одном из европейских курортов, восстанавливала здоровье после родов. Да и вынести клад Приама в шали совершенно невозможно, слишком он был масштабный. Позже Шлиман говорил, что придумал эту историю только потому, что хотел, чтобы его жена тоже имела отношение к археологической находке. Он считал, что она красотой может сравниться с Еленой Прекрасной, и даже заказал фотографии Софии в найденных украшениях.
Самой ценной находкой Шлиман считал диадему Елены Прекрасной. Налобная повязка с золотыми подвесками, состоящими из тысячи маленьких золотых лепестков, очень хорошо сохранилась. Кроме того, к драгоценностям Елены Прекрасной были отнесены золотые браслеты, серьги, кольца, пуговицы и два золотых кубка.
Второй по значимости была золотая маска, определенная Шлиманом как "маска Агамемнона".
Всего клад Приама насчитывал несколько тысяч предметов, только колец 8750 шт. Медный щит, медный котёл с ручками, ларец, вазы, золотые бутылки и чаши, бокалы, лезвия из серебра, наконечники копий, кинжалы…
Кроме клада Приама на раскопках были обнаружены и другие ценные находки, всего двадцать кладов.
Клад Приама стал сенсацией. Правда, как только учёные получили к нему доступ, то сразу же опровергли датировку Шлимана, к царю Приаму и Елене Троянской эти предметы не имели никакого отношения и были созданы в гораздо более ранний период. Научное сообщество осуждало Шлимана за его варварские методы ведения раскопок, он просто уничтожал все слои, которые казались ему не относящимися к гомеровской Трое.
Но это было потом, а сперва Шлиман не позволял никому изучать находки и контрабандой вывез их в Афины, где предложил правительству купить клад Приама за 50 000 франков. Деньги должны были пойти на финансирование продолжения археологических работ. Но Греция не могла позволить себе приобрести сокровища, а Османская империя требовала компенсацию. Предлагая клад самым крупным музеям мира, Лувру, Британскому музею, Эрмитажу, Генрих Шлиман раз за разом получал отказ.
Дальнейшая судьба клада Приама не менее загадочна. После смерти Генриха Шлимана его находки стали частью Античного собрания в Берлине. Но во времена Второй мировой войны были спрятаны в бункере под Берлинским зоопарком. Почти сорок лет судьба сокровищ оставалась неизвестной, они даже считались утраченными. А в 1992 году правительство России объявило, что сокровища Трои всё это время были в московских хранилищах. Опасаясь разграбления клада после поражения, директор музея передал клад советским властям на сохранение.
В 1996 году сокровища Трои были впервые выставлены в Пушкинском музее. Я была тогда ребёнком, но помню, как меня поразила эта выставка. Мне купили книжку о поисках Трои, и я зачитала её до дыр, кажется, она до сих пор хранится где-то на даче. Сейчас я уже гораздо более критически отношусь к фигуре Генриха Шлимана, слишком много он вокруг своей жизни и находок создал мифов. Но тогда казался мне невероятным героем-энтузиастом.
Сокровища Трои, клад Приама и легендарная диадема Елены Прекрасной до сих пор выставляются в ГМИИ им. Пушкина.
О Софии Шлиман:
Подписывайтесь на мой канал об истории , чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки и комментарии! Без вас канал не может развиваться, а мне очень важна ваша поддержка! :)
А еще у меня есть телеграм канал КОРОЛЕВА В ШОКЕ где можно следить за обновлениями и еще я публикую интересные исторические факты и личные фото и тексты.