Найти в Дзене
Время жатвы

Как обрести истинную неувядающую красоту?

Наличие внутренней молитвенной жизни отпечатывается на лице и теле человека. Лицо его светится особым притягательным спокойным светом. Движения тела точны и уверенны, без дерганий и скованности. Такой человек будет не замечен простым обывателем, которого цепляет внешняя пестрота, и непременно притянет ценителя истинных вечных ценностей. Так выглядит истинная красота. Название известного многим сборника творений святых отцов Православной церкви "Добротолюбие" на греческом звучит как "Филокалия", что дословно переводится как "любовь к красоте". Сборник сей дает исчерпывающее знание об истинно прекрасном и ум, утвержденный в нем, уверенно стоит против чувственных прелестей мира, лукаво называемых красотой. Тело и жизнедеятельность человека выражают его внутреннее содержание - дух творит себе форму. Красивым становится тот, кто видит красоту, и трудится над тем, чтобы ее видеть. И наоборот - тело и дела скверного человека свидетельствуют о его внутренней недоразвитости или уродстве. Не име

Наличие внутренней молитвенной жизни отпечатывается на лице и теле человека. Лицо его светится особым притягательным спокойным светом. Движения тела точны и уверенны, без дерганий и скованности. Такой человек будет не замечен простым обывателем, которого цепляет внешняя пестрота, и непременно притянет ценителя истинных вечных ценностей.

Так выглядит истинная красота. Название известного многим сборника творений святых отцов Православной церкви "Добротолюбие" на греческом звучит как "Филокалия", что дословно переводится как "любовь к красоте". Сборник сей дает исчерпывающее знание об истинно прекрасном и ум, утвержденный в нем, уверенно стоит против чувственных прелестей мира, лукаво называемых красотой.

Тело и жизнедеятельность человека выражают его внутреннее содержание - дух творит себе форму. Красивым становится тот, кто видит красоту, и трудится над тем, чтобы ее видеть. И наоборот - тело и дела скверного человека свидетельствуют о его внутренней недоразвитости или уродстве. Не имея источника красоты, приходится прикрывать свою бедность. Мужчины покупают дорогие машины и дома, отращивают бороды и качают бицепс, воспитывают в себе хищнический характер, чтобы создать хотя бы видимость отсутствующего мужества и великодушия. Женщины красят и колют лицо, наряжаются, низводят себя до проститутошного образа поведения, замещая всеми этими блестяшками настоящую женственность и женскую мудрость.

Красивый человек красиво говорит, в его тоне нет резкости. Он избегает жаргонов и, тем более, матов. Он говорит кратко и емко с максимальным количеством смысла в нескольких предложениях. Говорит просто и со вкусом, учитывая собеседника и его запрос. Он видит другого. И другой это неизбежно чувствует - как будто теплотой обдало сердце и оно расширилось; как будто мягкий ветер подул в крылья и ты приподнялся к небу; как будто наконец-то узнали в тебе то невыразимо высокое и благое, которые ты и сам забыл, что когда-то имел это. Поэтому общение с красивым человеком обогащает и преобразует душу.

Красивый человек красиво выражает эмоции. Он мягок снаружи и тверд внутри. Он искренен - от души смеется и не давит улыбку, если грустит. Его радость крепка, так как это радость о Боге, о вечности. А печаль его глубока и затмевает все житейские мелкие печальки, которых он почти и не видит. Он источает дух отцовства - таинственность, сила, твердость, великодушие, доброта.

Красивый человек прост и открыт, как ребенок, но при этом закален внутренними битвами, через которые обрел иммунитет ко всяким злым внешним воздействиям. Он их распознает за версту и не дает себя провести. Есть люди, которые волею судеб от рождения сохранили детский целомудренный взгляд. Однако, их красота неустойчива и помрачится от первых же искушений. Красота, обретенная подвигом, имеет крепость, которую в святоотеческой литературе называют "непадательность".

Нарциссичный современный человек проходит мимо истинной красоты, он ее опасается. Потому что он не способен ею манипулировать (запугать, запутать, вызвать вину или стыд и прочие уловки), так как в ней нет страстей, за которые можно дергать, и в ее присутствии он невольно начинает видеть себя, свою мерзость. Его терзания усиливаются от осознания, что его козни раскрыты и его видят. Его адское пламя еще больше разгорается от сострадания (вместо справедливого гнева), которое он получает от красоты, которую по привычке покусился соблазнить ложью. Таким образом, человек, имеющий в себе зло, но стремящийся к свету, от встречи с обжигающей святостью приходит в покаяние и очищается малым прижизненным адом; а человек, беспросветно злобный либо бежит (если слаб), либо неистово кидается на нее (если имеет силы), либо уходит в более глубокие фантазии о своей псевдо праведности, наглухо закрываясь от людей и Бога (если интеллектуал).

Поэтому духовно преуспевающим людям порой становится все сложнее общаться с родственниками, так как те теряют контроль и их манипулятивные игры (родовые душевные недуги или проклятья, которые десятилетиями замалчиваются) выходят на свет. Так, отношения с мужем/женой, родителями, детьми, друзьями либо со скрипом и неизбежным стрессом переходят на новый уровень, либо разваливаются. Ведь семья находится во взаимном психологическом слиянии, в котором состояние и поведение каждого влияет на всю структуру семьи. Поэтому из-за страха осуждения и предстоящих конфликтов возрастающая духовная красота может быть подавлена в пользу отведенной родственниками роли и человек малодушно и порочно смиряется со своей судьбой - по сути духовно умирает.

Отсюда следует, что красота требует мужественных настойчивых и решительных действий.

Красота, как душевная добродетель, обретается внутренним молитвенным подвигом. Если человек не имеет нескольких часов тишины в день, он навряд ли преуспеет. Причем бессодержательная тишина (например, такой тип медитации, когда просто отслеживаются и отсекаются мысли) не идет дальше эмоционального успокоения. Содержание обретается от чтения Евангелия с толкованием святых отцов и от рассуждения над прочитанным.

Резюме! Истинная красота - это богатство духовной добродетели, которая строится на фундаменте Веры. Красивое накрашенное лицо, стройное ЗОЖное тело, поставленный дикторский голос, умение шутить и рассказывать истории, знание наук и философских теорий - это скорее фасад, прикрывающий отсутствие красоты. Однако это не исключает разумной заботы о внешнем в том необходимом количестве, в каком оно дает пользу для внутреннего.

Протоиерей Николай Гурьянов
Протоиерей Николай Гурьянов