Есть такие места, которые живут как бы вне окружения, и даже вне времени. Например, идешь по улице, кругом торговые центры, офисы, и вдруг перед тобой бревенчатый домик из деревни. Такой портал. И даже звуки как будто другими становятся. Или наоборот, разверзлись врата проходной, а за ними мрак и ужас. В общем, сегодня рассказ о такой аномальной зоне. Это район Сортировка в Иваново.
Впервые я познакомился с Сортировкой в 2018 году, когда делал съемки в Ивановской области. Мне посчастливилось познакомится с профессором Михаилом Тимофеевым, и он открыл для меня Иваново, без преувеличения. Во-первых, я неожиданно для себя полюбил конструктивизм. А во-вторых, узнал о неизвестных широкой публике уголках Иваново, и жемчужина среди них Сортировка.
В этом году я снова был в Иваново, и конечно наведался в Сортировку. И мне было интересно сравнить, как район изменился за эти шесть лет (спойлер: почти никак). Но давайте начнем знакомство с Сортировкой с небольшого экскурса в историю.
Википедия сухим языком расскажет нам, что Иваново-Сортировочное — железнодорожная станция Ярославского региона Северной железной дороги, находящаяся в городе Иваново Ивановской области. Является крупнейшей в регионе, имеет сортировочную горку и несколько парков.
Вот вокруг станции в 1930 году и появились деревянные домики-бараки для рабочих и служащих железной дороги, как временное жилье. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. И бараки эти стоят до сих пор. Думаете, там музей железной дороги? Нет, это жилые дома. Ну или не совсем жилые, они предназначены под снос, поэтому ремонт там не делают, а людей так и не переселили.
Жители Сортировки не очень доброжелательны к незнакомцам, но видя что я интересуюсь районом, потихоньку разговариваются. В этот раз мне удалось поговорить с мужчиной, живущем в одном из этих исторических домов. Он рассказал мне историю про бабушку - долгожительницу 1915 года рождения, которая еще девочкой приехала с родителями в Сортировку, и помнила как строили эти дома. Она была старейшей жительницей Сортировки и всего Иваново. К 106-летнему дню рождения ей даже президент отправил поздравление. Но до переселения в новое жилье не дожила, умерла в прошлом году.
В целом Сортировка производит гнетущее впечатление, и сложно сказать, что тому причиной: то ли осенняя погода с низким серым небом, то ли общая атмосфера уныния, разлитая здесь. В прошлый раз я был здесь в начале сентября, и было как-то пооптимистичнее.
Кстати, в прошлый раз, по наводке Михаила Тимофеева, представившего мне Сортировку как "Ивановский Монмартр", я нашел среди гаражей картины неизвестного художника. В манере письма было что-то от Пиросмани, а сюжеты самые разные, от всадницы на коне до Богоматери. Тогда, шесть лет назад, мне удалось отыскать человека, который что-то знал о художнике. Но, говорит, умер он давно, а картины остались. Фамилия, вроде бы, Разумов, точно он не помнил. В этом году картины найти мне не удалось, да и от многих гаражей остались руины. Хотя стоящие во дворах древние жигули и уазики за это время сменились иномарками.
Деревянные бараки железнодорожников стоят на улице Свободы, что довольно символично, и напоминает строки Дженис Джоплин "Freedom's just another word for nothing left to lose". На стенах домов встречаются наскальные надписи, запечатлевшие драматические переживания местных жителей. Надписи наслаиваются друг на друга, перекрывают старые слои, образуют новые смысловые пласты, в них появляются новые герои, но и они скоро будут скрыты и уйдут со сцены. Граффити — это целая жизнь, уличная соцсеть со своими подписчиками.
Еще одна милая черта Сортировки — это такой полудачный вайб. В большом городе люди закрыты в своих квартирах, во дворах почти нет жизни. А здесь двор это и место встреч, посиделок. Тут же запросто сушится коллекция нижнего белья. Как писал в своих заметках о Сортировке Михаил, "у жительниц Сортировки, видимо, считается непристойным вывешивать на всеобщее обозрение бюстгальтеры меньше четвертого размера."
А вон там мужички обустроили себе "клуб": притащили старые кресла, сколотили столик, и обыденное распитие "на троих" происходит теперь в атмосфере сортировочного хюгге.
А кто-то даже огородик разбил, и кроме овощей и зелени, выращивает цветы. Вообще ветхость и запущенность домов здесь компенсируется попытками обустроить и сделать уютной окружающую среду. Не всегда получается красиво, но стараются как могут.
Вообще район Сортировки помнит и революционные события. Одна из улиц носит имя Третьего Июня. Современному человеку эта дата мало о чем говорит. Но 3 июня 1905 года во время всеобщей городской стачки на берегу речки Талки было убито 28 человек. На месте гибели руководителя стачки Фёдора Афанасьева установлена скульптурная композиция "Отец". Начиная с 2018 года строятся планы на реконструкцию памятника, но и поныне он в запустении.
Вообще мое впечатление от Иваново в 2018 году было такое: надежды на развитие и обновление, восстановление промышленности, возвращение турпотока. Сейчас же все выглядит грустно, и особых надежд на скорое улучшение не ощущается. Хотя, может быть виной всему осенняя погода...