- Я и сама не знаю, - ответила Наталья, - хороший был муж. А что потом случилось, не понимаю. Не мог он так измениться.
Время текло неимоверно медленно. Наташа разглаживала, вешала ценники и продавала собственные вещи по цене новых. И как ни странно, ей было их совсем не жаль. Она отбросила вещи вместе со старой жизнью и с нетерпением ждала вызова на новую работу. Прошли две недели, потом еще полтора месяца, а вызова все не было.
Каждое утро становилось всё тяжелей, когда она открывала почту и искала заветное письмо.
И когда почти потеряла надежду, раздался звонок. На другом конце была девушка из службы безопасности, которая сообщила радостную новость: все документы проверены, и Наталье можно отправляться в путь. Билет уже куплен, вылет планировался на ближайшую неделю.
Наташа подумала о Лизе. «Как ей там будет?» другой климат, новые люди. Привыкнет ли. Здесь все-таки бабушки и отец. Они хоть и не проявляли особого интереса, но все же были рядом и в случае чего могли помочь.
Наташа улыбнулась своим мыслям. О какой помощи она думает, когда в самое трудное время все только и делали, что упрекали её в безалаберности и неумении ничего делать.
Эти два месяца она молчала о своем намерение уехать, и только теперь позвонила матери.
- С ума сошла, - кричала та в трубку, - ты о дочери подумала? Климат, цинга, - перечисляла она все, что слышала когда-то о севере, - да и на что вы жить будете? Какой ты эколог? Тебя выгонят через пару месяцев, приедешь каяться.
- Мам, - прервала Наташа поток неприятных выражений, - я не для этого тебе позвонила, а чтобы сообщить, что мы уезжаем. Да, - Наташа помолчала, подбирая слова, - и не говори ничего Стасу.
- Когда? – До матери стало доходить, что дочь не разрешения её спрашивает, а впервые в жизни приняла свое решение. И что они все равно уедут, что бы там ни говорили. Да и что ждать? Квартиры нет, дохода нет. Может быть это выход. – Хорошо, мы приедем вечером, поможем вещи собрать.
- Не нужно, - Наташа ответила спокойно, - мы все уже собрали. Если возможно, отвезите нас в аэропорт.
- Конечно, - ответила мать, - я сама хотела предложить.
Наташа положила трубку и вздохнула с облегчением. Мать восприняла новость вполне предсказуемо.
***
Север встретил новоселов добродушно и неожиданно хорошей погодой. Свою работу Наташа начала с разработки стандартов, по которым должна была трудиться экологическая служба завода. Она изучала экологию заново, в интернете искала подсказки к своим сложным задачам.
Как ни странно Лизе новое место даже нравилось. В гостинице вахтовые работники, скучавшие по своим семьям, с удовольствием проводили с ней время. Да и рабочий день Натальи был строго регламентирован. А потому каждый день с шести часов вечера и два в неделю выходных она проводила с дочерью.
Через полгода Наташа подобрала квартиру с хозяйкой недалеко от детского сада. Хозяйкой оказалась одинокая женщина, лет шестидесяти, тактичная и гостеприимная. Лиза сразу к ней привязалась и, как ни запрещала ей Наташа, все равно звала её бабушкой.
Надежда Петровна с радостью играла с ребенком, с удовольствием оставалась с ней. Готовила блинчики. И вела себя, словно она и правда самая настоящая бабушка. Было понятно, что не по своей воле она осталась одна. И Наталья однажды спросила её:
- Вы простите меня, за любопытство. Но Вы для нас с Лизой уже стали родным человеком.
Надежда Петровна, Вы так любите детей, а своих нет. Наверное, это какая-то трагедия?
- Да, наверное, трагедия. Хотя, как посмотреть. Никто не погиб, не заболел, не умер. А я все равно одна. Я в техникуме училась в столице одной из союзных республик. Там и встретила своего Нодира. Замуж за него собиралась. Матери написала, она приехала. Как положено с родственниками его познакомились. Они простые люди, может быть, если бы и они в столице жили…, - Надежда Петровна глубоко вздохнула, было видно, что ей тяжело все это вспоминать. - Потом был скандал, мама высказала все, что о них думает, и отец Нодира выставил нас из своего дома. Я не виню их, того что моя мама сказала никто бы не выдержал.
Мама меня домой забрала, замуж я так и не вышла. Не встретила никого лучше Нодира. До сих пор во сне снится. Понимаешь, честный он был, чистый. Не хотел ничего до свадьбы. А я так теперь об этом жалею, может все по-другому бы сложилось. А если нет, у меня бы ребенок остался. Мама умерла три года назад, а я теперь одна на всем белом свете. Теперь боюсь, что и вы меня покинете. И опять жизнь моя всякий смысл потеряет.
- А ты, - Надежда Петровна посмотрела в глаза Натальи, да так, будто насквозь все увидела, - ты почему одна? Я точно могу тебе сказать, жизнь быстро проходит. Ведь есть у Лизы папа. Я знаю, она говорила. И ты молодец, что про мужа бывшего гадости ей не говоришь. Может, - она помолчала, - помириться хочешь?
- Я и сама не знаю, - ответила Наталья, - хороший был муж. А что потом случилось, не понимаю. Не мог он так измениться.
- Ты прости, что я не в свое дело лезу, - медленно сказала Надежда Петровна, когда Наташа закончила рассказ, - для себя ты можешь оставаться независимой и гордой. Но для Лизы следовало бы поговорить с её отцом. У него ведь никто не появился за все это время.
- Мама говорит, что он один живет, - ответила Наташа, - и вроде даже ни с кем не встречается. Хотя, кто знает….
- А зачем ему прятаться? Он же свободный, - Надежда Петровна что-то обдумывала, - и еще интересно, восемь лет ты ничего такого не замечала. И вдруг, он решил порвать с тобой, да так, чтобы лишить тебя всего привычного.
- Да, что я, - ответила Наташа, - он даже с дочерью не хотел встречаться.
- Мам, - Наташа не заметила, как подошла Лиза, а потому слов её испугалась.
- Лиза, сколько раз я просила тебя не подкрадываться.
- Мам, - повторила Лиза, - папа приходил ко мне в сад много раз. Все время, пока мы не уехали.
- А почему ты мне ничего не говорила.
- Он просил меня.
- Тогда совсем непонятно, - Наталья Петровна поднялась с уютного кресла и заходила по комнате, - одно ясно, вам обязательно надо поговорить. Чтобы потом поздно не было.
Через год Наталья была уже незаменимым работником. А еще через год её поставили начальником экологического отдела. А отдел вырос аж до пяти работников.
Свой огромный северный отпуск Наташа разбивала на два и ездила с дочерью к морю, набираться витаминов и микроэлементов, которых так не хватало на севере. Но после разговора с хозяйкой, следующий отпуск решила провести в родном городе. Этому решению Лиза очень обрадовалась. Она давно скучала по отцу и бабушкам. Но боялась об этом сказать маме, боялась её огорчить.