Найти в Дзене

Что общего у легенд прога Yes и дуэта t.a.T.u?

Прогрессив-роковая группа Yes хоть немного и давала слабину в сторону поп-рока в 1980-е, всё-таки упорно стремилась играть музыку сложную и утонченную. А некогда выстреливший дуэт t.a.T.u. всё же находится по другую сторону баррикад. И как они могли пересечься хотя бы гипотетически ,когда делали настолько разную музыку? Оказалось, есть связующее звено.

-2

Первые два года "татушки" существовали как русскоязычный проект, но в 2002-м году продюсеры решили покорять зарубежный рынок с англоязычными вариантами песен. В итоге альбом "200 по встречной" обзавелся своим двойником 200 km in the Wrong lane, перезаписанным уже по правилам европейского и американского рынка. Чуть изменили трек-лист, известные песни зазвучали по-английски, а за процесс перезаписи и подготовку материала взялся один из самых влиятельных на тот момент английских продюсеров Тревор Хорн.

-3

Хорну удавалось во многих вещах оказаться первым. Сначала, после череды долгих лет прозябания, он вышел с хитом Video Killed The Radio Star его группы The Buggles. Песня была настолько успешной, что позже стала первым видеоклипом, который показали на новом телеканале MTV. Хорна, как талантливого продюсера и аранжировщика, позвали к себе вокалистом музыканты из группы Yes. Вместе с ним в команду пришел и клавишник Джеффри Даунс.

Для Хорна было честью присоединиться к такой команде, ведь свою молодость он провел, слушая пластинки группы. В тот исторический момент из Yes ушел незаменимый Джон Андерсон, и встать за микрофонную стойку означало для Тревора не только стать популярным в составе известной группы, но и вызвать бурю негодования от тех фанатов, кто считал Джона главным вокалистом коллектива. К тому же, Тревор был басистом, и придя в Yes, где есть Крис Сквайр, ему было бессмысленно держать в руках свой привычный инструмент. Приходилось выкручиваться и привыкать к новому амплуа. В обновленном составе коллектив запишет альбом Drama и более-менее уверенно шагнет в 80-е.

Теперь в звучании группы появились нововолновые мотивы. Музыка остается супер прогрессивной, даже неожиданно, что несмотря на все удары судьбы и невозможность адекватно конкурировать с молодыми исполнителями, Yes оставались верны себе. Был выпущен сингл Into The Lens, позже перезаписанный Хорном уже вновь в составе The Buggles. После серии успешных гастролей Yes разошлись на два года, чтобы вновь собраться уже без Стива Хау и Джеффа Даунса, ушедших в Asia, но с пришедшими вновь Джоном Андерсоном, Тони Кеем за клавишными и с новичком Тревором Рэбином на гитаре. Новый альбом, обозначивший крен в сторону поп-рока, названный 90125, вышедший в 1983-м году, продюсировал Хорн. Теперь уже он не участник группы, а некий дирижер, помогающий музыкантам собрать воедино разрозненные идеи.

Тревор в этот момент активно изучает новые цифровые технологии. В его распоряжении мощный инструмент-компьютер Fairlight CMI, которым он пользуются и возможностями которого наслаждается. Цифровые тембры, доступность записи любого звука, умение применить его в записи - вот новые таланты Хорна. Сингл Owner Of a Lonely Heart начинается со звуков засэмплированных ударных из песни Kool Is Back группы Func Inc, а музыка наполнена цифровыми созвучиями. Так формируется звук 1980-х.

Под патронажем молодого продюсера оказываются многие интересные исполнители. Например, бывший менеджер Sex Pistols под надзором Хорна записывает одну из первых рэп-пластинок в истории Duck Rock. А синти-поп коллективы Dollar, ABC и Frankie Goes To Hollywood бегут к Тревору за помощью, потому что никто больше не держит так хорошо руку на пульсе, как он.

В середине 1980-х он становится частью квартета Art Of Noise вместе с Полом Морли, Энн Дадли и Джонатаном Джесшаликом. Первые релизы новой формации - гимн Fairlight и сэмплерам, где берутся за основу любые звуки, созвучия и фрагменты, попадающие под руку. С одной стороны, их интересуют танцевальные ритмы, с другой - музыка классическая и авангардная. На Art Of Noise, назвавшихся в честь манифеста футуристов, будут учиться сэмплировать и создавать музыку следующие поколения электронщиков.

Ближе к 90-м Хорн обзаведется еще одним знаменитым протеже - певцом Силом. Чернокожий певец с шрамами на лице станет сенсацией со своим дебютником в 1991-м году. Музыка соул и фанк начнет соединяться с компьютерными технологиями, танцевальные ритмы вкупе с мелодическим чутьем Сила и находками продакшна Хорна сделали несколько альбомов певца бестселлерами в 90-е.

В те времена Хорн будет работать с разными музыкантами. Он станет ответственным за звук на Tubular Bells II Майка Олдфилда и будет недоумевать, что ему там делать, когда Майк сам талантливый продюсер. Он будет записывать вновь собравшихся Genesis с Питером Гэбриэлом, и песня Carpet Crawlers, вышедшая когда-то в 1974-м году, будет перезаписана в 1999-м. Через руки Хорна пройдут Марк Элмонд, Belle and Sebastian и Тори Амос. И вот в начале 21-го века на горизонте замаячат "татушки"...

-4

На удивление, мэтр продакшна Тревор Хорн отнесся по-отечески к девчачьему дуэту. Он действительно заявлял, что девушки ему показались милыми и приятными, а сама музыка заинтересовала его. Не имея доступа к оригинальным инструментальным дорожкам, он настоял на перезаписи песен с их дебютного русскоязычного альбома, и сам написал слова к версиям песен "Нас не догонят", "Я сошла с ума" и "Клоуны". All The Things She Said, английский вариант "Я сошла с ума", заняла первое место в британском чарте. Некоторые издания стали говорить, что t.a.T.u. - это лучший продюсерский проект Хорна с 1980-х.

В 2004-м году на стадионе Уэмбли состоится концерт, посвященный 25-летию карьеры Хорна как продюсера. Среди выступающих будут Pet Shop Boys, Godley and Creme из 10CC, Propaganda, ABC, Frankie Goes To Hollywood, Grace Jones, Seal, Simple Minds и...t.a.T.u. Не хочется принижать значения нашего поп-дуэта, но осознавали ли они, в какой компании оказались, чувствовали ли, какие музыканты окружали их тогда и работали с ними? Кажется, ни один другой поп-исполнитель родом из России не оказывался среди настолько именитых артистов всемирного уровня.

В 2005-м году в Голливуде будет записан следующий альбом "татушек" Dangerous and Moving, за звук в нем в том числе будет отвечать Тревор, деля эту баранку с Дэйвом Стюартом из Eurythmics. В 2006-м году выйдет сборник The Best, и дальше пути Хорна и дуэта разойдутся. В марте 2011-го Лена Катина и Юлия Волкова разойдутся, объявив о прекращении существования t.a.T.u. , но будут спорадически собираться.

А Хорн тем временем продолжит свою продюсерскую деятельность. Вместе с Робби Уильямсом он выпустит в 2009-м году альбом Reality Killed The Video Stars, знатно обыграв свой же хит в названии и высказав презрение к различным телепрограммам-конкурсам и музыкальным кастингам. В 2010-е он спродюсирует альбом группы Yes Fly From Here. Он станет их последним сотрудничеством, дальше на себя обязанности продюсера при выпуске следующих альбомов группы возьмет гитарист Стив Хау.

Перед пандемией Хорн даже отметился в трибьют-команде Dire Straits. Его авторитет среди европейских и американских музыкантов настолько велик, что он и сейчас не сидит без дела. И каждый его новый проект или альбом, сделанный им или спродюсированный им, привлекают внимание слушателей. Удивительно, насколько разносторонними могут быть музыканты, начинавшие свою карьеру в прог-роке, а затем занимавшиеся продюсированием артистов из абсолютно других вселенных. Жаль, что сотрудничество было недолгим, а потом ничего подобного не случалось с отечественными исполнителями в принципе.

Добро пожаловать! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии! Впереди много интересного!