Найти в Дзене
Аутизм и школа

Почувствуй себя Лиамом Нисоном, или про телефонные разговоры с аутистом в критической ситуации.

Я думала, что мне напоминают мои разговоры с Гришей в кризисные моменты, и вспомнила. Вспомнила фильм "Заложница". Кто смотрел, помнит, кто не смотрел, быстро расскажу эпизод. Там дочь-подросток главного героя уехала во Францию с подружкой. И вот раздаётся звонок у героя, из которого он понимает, что его дочь сейчас находится в квартире, в которую вошли люди и вот-вот её похитят... пока она в комнате одна. Он, естественно, бывший военный. Но, что он, ёлки-палки, может сделать за эти секунды разговора???????? КАК ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ???? И вот герой за этот короткий разговор успевает сделать так много... что вообще всем рекомендую посмотреть этот эпизод. И фильм тоже. Да, может, он поверхностный, глупый детектив. Но для меня он, прежде всего, про родительство и про "никогда не сдавайся". Даже если проигрыш очевиден. --- Так вот, в чём сходство разговора героя из фильма с дочерью, которую вот вот похитят на другом конце земли, и моими разговорами с Гришей. 1. Время. У геро

Я думала, что мне напоминают мои разговоры с Гришей в кризисные моменты, и вспомнила.

Вспомнила фильм "Заложница". Кто смотрел, помнит, кто не смотрел, быстро расскажу эпизод.

Лиам Нисон.
Лиам Нисон.

Там дочь-подросток главного героя уехала во Францию с подружкой. И вот раздаётся звонок у героя, из которого он понимает, что его дочь сейчас находится в квартире, в которую вошли люди и вот-вот её похитят... пока она в комнате одна.

Он, естественно, бывший военный.

Но, что он, ёлки-палки, может сделать за эти секунды разговора????????

КАК ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ????

И вот герой за этот короткий разговор успевает сделать так много... что вообще всем рекомендую посмотреть этот эпизод. И фильм тоже.

Да, может, он поверхностный, глупый детектив. Но для меня он, прежде всего, про родительство и про "никогда не сдавайся". Даже если проигрыш очевиден.

---

Так вот, в чём сходство разговора героя из фильма с дочерью, которую вот вот похитят на другом конце земли, и моими разговорами с Гришей.

1. Время. У героя ограничено время. Его дочь вот-вот найдут.

Гришу, благо, не похищают. Он сам себя похитит. Но он часто заканчивает диалог на полуслове, а потом может не брать трубку... И у меня буквально секунды... Да, конечно, секунды превращаются в минуты со временем, но всё же. Длинна разговора зависит не от меня. И я никогда не знаю, в какой момент он повесит трубку.

2. Чтобы хоть что-то узнать у дочери, герою надо успокоить ребёнка (а время... тикает).

Как, на мой взгляд, качественнее всего можно успокоить паникующего человека? Спокойствием. Да. Занудным спокойным голосом. Да, тебя похищают, понял. Хорошо.

Мне кажется, когда ты в панике, услышать спокойный голос важного для тебя человека, это успокоительно. Вроде, если он спокоен, может, не всё и пропало.

Поэтому да... я всегда стараюсь с Гришей говорить по телефону максимально ровно, словно я не писяюсь от страха за него... уж извините. Да, изображаю ровный голос с целью своим тоном внушить ему спокойствие.

3. Нужно выяснить, что вообще произошло. Как в фильме, так и у Гриши.

Поэтому короткие наводящие, конкретные вопросы. Где ты? Что ты видишь? Дома? Магазины? Потому что для Гриши вопрос "Где ты?" ничего не значит. А вот "Что ты видишь, магазины?" - более конкретно.

Вопросы должны быть очень конкретные, прям точечные.

4. Нужно дать инструкцию, чтобы, не взирая на все обстоятельства, сам ребёнок мог сделать максимум для решения проблемы. Герой даёт дочери инструкции, которые позволяют потянуть время до похищения.

Я даю Грише инструкции, которые он точно может выполнить. Из разряда СТОЙ на месте. СТОЙ!!!!! Или "после разговора, включи игру и играй на телефоне, пока я не приду",

Это опять же очень конкретное действие. Не "Жди меня", а стой, пока я не приду. Играй, пока я не приду.

Это всё.

---

Герой ещё включил диктофон, когда понял, что дочь в беде, и записал весь диалог, что ему потом очень помогло.

Все разговоры с Гришей я записываю с зимы 2023 года.

Я то записываю, чтобы сохранить документальное подтверждение развития его речи. Потому что зимой 2023 года он начал уже вести довольно смешные разговоры и я подумала, что потом будет интересно их слушать, потом, когда он будет взрослым, отлично говорящим человеком.

Но... в целом и, если что, то у меня будут наши диалоги в записи.

---

Итак.

Я понимаю, что сравнение вообще не корректно. И, боже сохрани, столкнуться с тем, что происходит в этом фильме.

Тем не менее.

Вот мой рецепт разговоров по телефону с аутистом с проблемами речи в кризисной ситуации.

1. Время ограничено. Помни об этом.

2. Успокаивай его не словами, а своим спокойным тоном.

3. Конкретные, чёткие, наводящие, короткие вопросы.

4. Конкретные, чёткие, короткие, выполнимые инструкции.

Конец.

П.С. Вообще интересно, как всякая вроде несущественная ерунда откладывается в голове, а потом переплетается с твоим опытом и приносит пользу)) Мне, вероятно, очень помог в понимании, как разговаривать с Гришей в кризисе, именно этот фильм... А я даже не думала об этом.