Найти в Дзене
INForMatika_Likbez

Информатика и что значит понять? Старт экспресс-курса в мир IT. Урок 1

Понять - значит упростить!
Понять - значит упростить!

Цель канала – провести курс информатики из точки ноль в точку Могу!

Контент для тех, кому интересна информатика и кто хочет знать предмет, а не о нём, кто выбрал IT профилем в жизни и для всех любознательных.

Многие базовые понятия информатики имеют непростое объяснение, а порой противоречивое и до сих пор не исследованы, поскольку информационные процессы имеют мощную динамику во времени и в пространстве и за ними нереально угнаться.
К примеру, в наше время информация 5&N измерений всё чаще врывается в реальность а её природа вообще не известна.
Открываются в потоке некие информационные блоки в виде так называемых матриц - социума и очень многое привычное переворачивается с ног на голову.

Поэтому не будем стремиться объять необъятное, а постараемся во всём разобраться максимально кратко, практично, достоверно и главное – понятно.

Итак, начнем сначала. Ключевые понятия информатики - ИНФОРМАЦИЯ!

Информатика представлена двумя основными составляющими понятиями: информация и автоматизация. Оба понятия  грандиозны, это целый мир, это наша реальность!
Информатика представлена двумя основными составляющими понятиями: информация и автоматизация. Оба понятия грандиозны, это целый мир, это наша реальность!

В своей работе кибернетиком, программистом, преподавателем и репетитором, я столкнулась с неким вакуумом знаний в области информатики, нестыковками в базовых понятиях как самого предмета, так и сфер его применения. Многие понятия информатики либо представлены некой тавтологией, либо чрезмерно усложнены в обычном восприятии. Информативность - важный критерий успеха в любой реализации. Так главной причиной деградации нынешней образовательной системы, на мой взгляд, является неправильный подход к информационному наполнению программ и учебников. Здесь никто с этим не поспорит, у кого есть в семье школьники. Те, кто у руля этого процесса, подзабыли одну прописную истину, что количество никогда не переходит в качество. Дети в школах и вузах загружены чем попало, только не цельными и практичными программами. Но не будем копаться в причинах и бороться со злом, а будет делать добро всеми возможными и невозможными средствами, чтобы пролить свет по возможности на это тёмное царство невежества. Мы не будем внедряться в научные процессы в информатике, а возьмём минимум - всего лишь предметно-образовательный спектр.
Хотя понятно, что современный мир – мир информатики и она вездесуща!

*Ключевое слово информатики - информация.

Всё как бы здесь должно быть понятно. Но оказывается, до сих пор нет стандартного определения, что же такое информация. Есть масса огромных статей по этому вопросу, например, для сравнения и представления https://habr.com/ru/articles/791130/ всей сложности и объёма данной темы, но если привести к общему знаменателю, то все виды так называемой информации можно представить в виде:

  • -данных – наборов кодов представления информации для обработки цифровыми средствами
  • -информации – сведений (не данных), воспринимаемых человеком и несущих изменения в системе его знаний и познаний.

Как бы техника не заряжалась нейросетями, это всего лишь интерпретаторы логического самоанализа человека и она не имеет способности интуитивного, субъективного или объективного восприятия и понимания содержания информации. Таким образом, понятие информация имеет фактор осознания, т.е. восприятия сознанием или подсознанием. В устройство нейросхем и бипотоков лезть не будем... Информация - всегда источник. Если данные – это результат обработки информации, то информация - исходная "пища" для мозга. Что же на выходе после приёма? А вот здесь по-разному: может быть 0 или 1. Если принял и понял, познал -1, а если принял, но не понял, то узнал -0.

Говорят, "умён не тот, кто много знает; а тот, чьи знания полезны".
Таким образом, информация для человека существует не сама по себе, а только в диалоге с разумом и всегда первична. Вспоминается сакраментальное - " …вначале было слово!"
Можно возразить, а как же эгрегоры, они ведь есть. Да, есть, но если вы к ним не подключены, их для вас нет! Две стороны у любого канала ментальной и любой другой связи восприятия.

Но ближе к теме. Здесь чуть углубимся для прояснения понятия Понять. Итак, познать (синоним - понять) и узнать. В чём разница?
Говорят, "чем больше знаем, тем больше забывает" и это не случайно. Если подать это терминами информатики, то память хранит базы знаний и базы познаний – такие своего рода банки iq.
Я не раз задавала разной аудитории вопрос, что значит познать и знать. Вопрос оказался не из простых. Поэтому разбираемся, так как это конечная цель информации
- для чего?! Ведь всё для чего-то...
Мы ищем информацию, которая нас "цепляет", интересует или является полезной и жизненно необходимой в данной точке нашей судьбы. И получается, что вся наша жизнь – это постоянный обмен информацией и жить без этого мы не можем. Попробуйте на короткое время уйти от внешних потоков в медитацию, но и там вы снова окунётесь в другой поток информации в виде более или менее частотного диалога с собой.
Так вот на выходе всех этих процессов 0 или 1 (не путаем с бинаром в ПК)

* Если информацию мы приняли на уровне сведения без творческого осмысления и понимания, то это акт памяти - знание, но не ваше, а чьё-то будь-то коллективное, общественное или индивидуальное, которое в памяти закреплено на верхних оперативных слоях в базе знаний как зеркало.
* Если же вы информацию в процессе осмысления творчески структурировали со всеми базами как знаний, так и познаний, то создали собственное знание – познание.
* Познание в отличие от знания не может повторяться – это внутренний код Бога, а знания – это коллективный продукт чьих-то познаний. Познание проходит через внутреннее понимание – создание и здесь нет какого-то алгоритма, это нечто магически неведомое и непостижимое.

То есть целью информации может быть либо зеркало чьих-то знаний, либо познание и создание собственных знаний. В первом случае творческий потенциал – 0, во втором – 1.
Теперь идём дальше в раскрытии главных понятий информатики.

* Второй составляющей информатики является понятие автоматики – автоматизации.

Здесь проще, так как в наше время гаджеты стали чуть ли ни органом тела для 99% пользователей. Информатика помимо теории информации включает все процессы автоматизации информации: подготовку данных, обработку, хранение, передачу, благодаря вычислительной технике, программным средам, средствам коммуникации. Как же в процессе автоматизации осуществляется или скорее имитируется процесс понимания. Что или кто связывает живой объект с процессором ПК? Опять же человек, но методом так называемой формализации , дающей модель - образ исходного объекта, представленный в формате, понятном программной обработке - формуле, схеме, таблице, графе...

Информатика помимо теории информации включает все процессы автоматизации информации: подготовку данных, обработку, хранение, передачу благодаря вычислительной техники, программным средам, средствам  коммуникации
Информатика помимо теории информации включает все процессы автоматизации информации: подготовку данных, обработку, хранение, передачу благодаря вычислительной техники, программным средам, средствам коммуникации

Объектом для данных процессов служат бинарные коды, т.е. данные, которые являются как источником, так и результатом процессов автоматизации информации. Но мы, слава Богу, не опустились в общении и мышлении до кодового уровня роботов и наша задача в данном разделе информатики научиться формализовать и моделировать информационные объекты для получения результата творческого процесса, понятного технике, путём так называемого алгоритма - последовательности дискретных операций.

Итак, есть некая исходная информация и есть некая цель, достигаемая при помощи цифровых средств с получением неких результатов.
Но и здесь никак не обойтись без посредника –
алгоритма, переведённого на бинарный код – программу - автоматизированное зеркало чьих-то познаний.

Таким образом путь от информации до цели включает три этапа::

формализация - это метод описания или представления информации об объекте в виде знаково-символьной формы для создания информационной модели

-4

моделирование - изучение информационных моделей на основе формализации реальных объектов - прототипов с целью их познания

-5

алгоритм - дискретная (не бесконечная) последовательность операций (действий) на основе исходных данных с целью получения результата

-6

Теперь мы знаем, что понятия информация, данные, знания, познания не тождественны, а цель всего этого потока – понять - творить.
И что все процессы начинаются с информации и заканчиваются неким опытом - результатом.

И в заключение вступительной статьи нашего Likbez канала ещё немного по теме. Бывает в жизни кто-то вынужден освоить очень большой объём абсолютно ненужной или наоборот очень важной информации и самое страшное – ещё и запомнить её. О памяти, секретах запоминания и познания поговорим на других уроках в следующих статьях, а здесь я, как лектор, поделюсь с вами, одним из своих секретов.
Лекции я веду по 5-7 часов вживую без шпаргалок. Как научиться помнить? Всё до гениальности просто. Ну, например, вам надо запомнить, что купить в магазине. Такой самый банальный пример, что пришёл на ум. Попробуйте из этих предметов, продуктов, вещей создать некий визуальный образ, что-то цельное и смысловое и запомните этот образ, заякорите его и посмотрите, вы ничего не забудете.
В следующей статье поговорим ещё вдогонку к этому старту о свойствах информации, а затем приступим к практике - моделированию графов, таблиц смежности с целью оптимизации маршрутов, путей в таких информационных объектах, как средства коммуникаций.

Я бы в теорию информации добавила бы такое свойство, как сила информации.
Информация может стать для человечества как опасным разрушителем, так и возрождающим и исцеляющим потоком.
"Кто владеет информацией, владеет миром!"

-7

Поскольку наш канал обучающий, то без домашнего задания никак.
#
Задание: напишите, какой информации не бывает?

Всем желаю Мира, и пусть Мир открывает вам информацию, которая приведёт вас к себе!
Рада всем, кто с нами ВК в СО
< Информатика Севастополь> https://vk.com/sev_informatika и telegram-канале @InForMatika_Likbez
Кому импонирует наш канал, ставьте лайки, подписывайтесь, будем учиться вместе. Я не с теми, кто знает ответы на все вопросы, я с теми,
кто задаёт себе вопросы и ищет пути познания!

   IT-KLASS Севастополь Информатика Базовые, профильные, экспертные программы обучения!
    Информатика от 0 до Могу!
IT-KLASS Севастополь Информатика Базовые, профильные, экспертные программы обучения! Информатика от 0 до Могу!