Найти в Дзене
Журнал Авто.ру

Как буксировать автомобиль: что говорят ПДД и опыт водителей

Оглавление

Буксировка автомобиля — потенциально рискованное мероприятие, которое ещё и нужно выполнять по Правилам дорожного движения (ПДД). Рассказываем, как должна проходить буксировка транспортных средств, какие виды сцепки бывают и какие требования нужно соблюдать.

Что такое буксировка в ПДД

В Правилах дорожного движения нет отдельного определения понятия «буксировка», но этот термин знаком большинству водителей. Буксировкой называют транспортировку автомобиля из точки А в точку Б при непосредственном участии другого ТС.

Всего существует три типа буксировки:

  1. На гибкой сцепке. В этом случае для соединения буксируемого и буксирующего автомобилей используют деформируемые стропу или трос.
  2. На жёсткой сцепке. Автомобили соединяют недеформируемой (чаще всего металлической) конструкцией, которая обеспечивает постоянное расстояние между ними.
  3. Частичная погрузка. При таком методе в кузов или на «пристёгнутую» к буксировщику платформу грузят одну из осей другого автомобиля. Вторая пара колёс остаётся на дороге. Если же на платформу грузят обе оси, буксировка превращается в перевозку.
-2

Тросы и стропы наиболее популярны среди водителей легковых автомобилей: они относительно просты в креплении, лёгкие и занимают не так много места. Жёсткую сцепку предпочитают большегрузы, а частичная погрузка для рядовых автомобилистов, скорее, экзотика.

Общие правила буксировки

Для них отведены как весь раздел 20 в ПДД РФ, так и пункты других статей. Требования для разных методов буксировки отличаются, но есть и правила, действующие вне зависимости от типа сцепного устройства:

  1. Включённая аварийная сигнализация на буксируемом ТС. Это требование раздела 7 ПДД. Если аварийка неисправна, её можно заменить знаком аварийной остановки, закреплённым в задней части ведомого автомобиля.
  2. Буксировщику нужно включить ближний свет, а вот включать аварийный сигнал нельзя! Его указатели поворотов должны работать штатно, чтобы предупреждать других участников движения о манёврах.
  3. Пункт 10.4 ПДД ограничивает скорость при буксировке: максимум 50 км/ч.
  4. Тянуть другое ТС на любой сцепке может только водитель со стажем более двух лет.
  5. Категорически запрещено одновременно буксировать более одного ТС, то есть в сцепке должно быть строго 2 автомобиля: буксировщик и буксируемый.
  6. Двухколёсный транспорт не может быть ни буксировщиком, ни буксируемым. Для мотоциклов с коляской сбоку сделано исключение — они считаются трёхколёсными.
  7. Отдельный пункт регламентирует нахождение пассажиров в буксируемом автомобиле. Категорический запрет действует на нахождение людей в автобусах, троллейбусах и в кузове буксируемых грузовиков при любом типе сцепки.
  8. Запрещающий знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено» ограничивает не только проезд непосредственно с прицепами для грузовиков и тракторов, но также запрещает буксировку в зоне его действия.

Правила буксировки на гибкой сцепке

В дополнение к основным правилам при перемещении автомобиля на тросе нужно позаботиться:

  1. Об исправности тормозной системы буксируемого ТС. В противном случае дистанции между автомобилями может не хватить для остановки.
  2. Об исправности рулевого управления. Без него автомобиль на «галстуке», вероятнее всего, не сможет повторять траекторию «тягача».
  3. О длине троса. Правила допускают использовать стропы и тканые тросы длиной от 4 до 6 метров.
  4. О заметности на дороге. Помимо включённой аварийки, Правила требуют дополнительно выделить сам трос. Это можно сделать красно-белыми световозвращающими флажками или табличками 20х20 см. На всю длину их должна быть минимум пара.
  5. О погоде. Двигаться на гибкой сцепке в гололёд запрещено.
-3

Правила буксировки на жёсткой сцепке

Движение на жёсткой сцепке в чём-то проще — с ней буксируемый автомобиль хотя бы не может «догнать» тягач. Но есть и свои нюансы, поэтому при буксировке на жёсткой сцепке нужно:

  1. Обеспечить расстояние не более 4 метров между двумя автомобилями.
  2. Позаботиться об исправности рулевого управления. Подруливать придётся даже при жёстком креплении автомобилей друг к другу.
  3. Оценить исправность тормозов и вес буксируемого транспорта. Здесь, в отличие от гибкой сцепки, можно закрыть глаза на неработающие тормоза, но только в случае, если «тягач» вдвое тяжелее буксируемого ТС.
  4. Посадить водителя за руль буксируемого транспорта, но только если сцепное устройство не обеспечивает полное повторение траектории «тягача» при движении прямо.

Отдельно нужно упомянуть «маркировку» самой сцепки. ПДД, как и ГОСТ 25907-89, не требуют обязательной окраски конструкции в красно-белые цвета, но в целях безопасности её всё же лучше выделить. Подойдут всё те же флажки или таблички.

Правила буксировки методом частичной погрузки

Частичная погрузка — один из наиболее безопасных способов буксировки, поэтому дополнительных ограничений в ней меньше:

  1. Нужно высадить всех людей из кабины и кузова буксируемого автомобиля, а также из кузова буксировщика.
  2. Необходимо проверить исправность тормозов и вес буксируемого транспорта. Несмотря на отсутствие водителя за рулём «ведомого» ТС, требования ПДД в этой части дублируют предыдущий раздел: при неисправных тормозах вес буксируемого ТС должен быть меньше половины массы «тягача».

Как правильно буксировать автомобиль

  • прочтите соответствующий пункт руководства по эксплуатации. В нём есть все ограничения и запреты (вплоть до полного отказа от буксировки);
  • проверьте исправность руля и тормозов автомобиля;
  • проверьте целостность троса. Если он порвался однажды (или явно изношен), от его использования стоит отказаться;
  • найдите штатное место для крепления сцепного устройства. Это могут быть стационарный крюк/проушина или гнездо для вкручивающейся проушины (чаще всего оно закрыто декоративной пластиковой заглушкой);
  • надёжно зафиксируйте сцепку на обоих автомобилях. Тросы и стропы могут крепиться на шакл, крюк или предполагать специальный узел (подойдут беседочный, эскимосский или простой полуштык);
  • обозначьте сцепное устройство;
  • заранее договоритесь о маршруте и условных знаках. Путь должен быть не самый быстрый, а самый простой — без крупных развязок и резких поворотов;
  • не забудьте включить зажигание на буксируемом ТС;
  • включите аварийную сигнализацию на буксируемом автомобиле;
  • не трогайтесь с места резко. Трос (если он не рывковый) не предназначен для резких натяжений;
  • тормозите плавно;
  • при длительной поездке «на галстуке» не забывайте останавливаться и проверять надёжность крепления и состояние обоих автомобилей.
-4

Негласные правила при буксировке

Помимо того, что описано в ПДД, есть ещё ряд негласных правил, которых стоит придерживаться:

  • тип троса не регламентирован правилами, но приоритет лучше отдавать тканым изделиям, которые выдерживают вес вашего автомобиля минимум с двукратным запасом;
  • по возможности положите в багажник две «верёвки»: непосредственно для буксировки (обычную) и для вызволения из сугробов или грязи (рывковую);
  • крепления троса должны подходить к штатным креплениям автомобиля;
  • чем проще конструкция сцепки, тем лучше. Тросы-рулетки удобны в транспортировке, но не отличаются особой надёжностью — сматывающий механизм может выйти из строя в самый неподходящий момент, а самоукорачивающийся трос плох тем, что не позволяет водителю прогнозировать момент рывка;
  • помимо флажков, привяжите на трос что-то относительно тяжёлое и желательно мягкое. Таким образом при потенциальном обрыве инерция погасится. В противном случае трос «отстрелит» и может повредить автомобиль, например лобовое стекло;
  • при морозе в салоне будет холодно, а стекло может замерзать или потеть (это может случаться и в тёплую, но дождливую погоду). Заранее обзаведитесь тряпками, скребком или водосгоном, чтобы протирать поверхность. Если ёмкость аккумулятора позволяет и дорога не самая дальняя, сделать её комфортнее может портативный обогреватель, работающий от прикуривателя.

Помимо этих нюансов, есть ещё множество ограничений, связанных с коробками передач автомобиля. Что касается электромобилей и разнообразных гибридов, режимы и подтверждение самой возможности буксировки лучше искать в руководстве пользователя — они отличаются от модели к модели и зависят не только от компоновки и типа электродвигателя, но и от режимов работы вспомогательных систем.

Больше полезного для автомобилистов — в Журнале Авто.ру