Найти в Дзене
Литературный бубнёж

Монументальное начало русской литературы

Сегодня мы начинаем серию статей, в которых попытаемся обзорно проследить историю русской литературы как единый процесс с момента её зарождения до XX века. Насколько это возможно в рамках Дзена. Как правило, то, что было “до Пушкина”, редко интересует современных читателей. Из XVIII века смутно припоминаются имена Карамзина и Ломоносова, а уж то, что было ещё раньше, окончательно теряется в глубинах мрачного Средневековья. Соглашусь, что лёгким и увлекательным это чтение назвать трудно. Но мы постараемся не занудствовать с деталями, а попробуем понять, как за условную тысячу лет мы пришли от “Повести временных лет” к постмодернизму. Слишком амбициозно, но посмотрим, что из этого получится. Период с момента появления кириллической письменности и до начала XVII века принято называть древнерусской литературой. Одним термином мы охватываем примерно 600 лет невероятного для таких масштабов стилевого, жанрового и идейного единства. Но это не значит, что на протяжении этих столетий литература
Первая страница "Повести временных лет"
Первая страница "Повести временных лет"

Сегодня мы начинаем серию статей, в которых попытаемся обзорно проследить историю русской литературы как единый процесс с момента её зарождения до XX века. Насколько это возможно в рамках Дзена.

Как правило, то, что было “до Пушкина”, редко интересует современных читателей. Из XVIII века смутно припоминаются имена Карамзина и Ломоносова, а уж то, что было ещё раньше, окончательно теряется в глубинах мрачного Средневековья.

Соглашусь, что лёгким и увлекательным это чтение назвать трудно. Но мы постараемся не занудствовать с деталями, а попробуем понять, как за условную тысячу лет мы пришли от “Повести временных лет” к постмодернизму.

Слишком амбициозно, но посмотрим, что из этого получится.

Период с момента появления кириллической письменности и до начала XVII века принято называть древнерусской литературой. Одним термином мы охватываем примерно 600 лет невероятного для таких масштабов стилевого, жанрового и идейного единства. Но это не значит, что на протяжении этих столетий литература совсем не менялась.

В рамках древнерусской литературы обычно выделяют несколько этапов*. Мы начнём с первого - эпохи господства монументально-исторического стиля.

Появление кириллической письменности тесно связано с процессом христианизации Руси, поэтому первые книги отражали соответствующую картину мира, в центре которой находился Бог. Земное и врéменное было для автора лишь отражением небесного и вечного. Самая, пожалуй, известная характеристика литературы этого периода принадлежит академику Д.С.Лихачёву:

«Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тeмa — смысл человеческой жизни»

Не случайно мы используем здесь термины "литература" и "письменность" в качестве синонимичных. В то время не существовало привычного нам понятия “художественная литература”, как не существовало и вымысла (о чём в следующий раз). Письменный текст включал в себя записи исторических событий, публицистику, философию, богословие, высокое красноречие и т. д. Всё, что автор считал достойным.

Основной формой его существования была летопись, которая представляла собой своеобразный сборник текстов разных жанров. Идея о литературе как перечне самостоятельных произведений возникла гораздо позже.

Автор не просто фиксировал последовательность событий или объединял в летописи различные тексты, но выполнял определённую идеологическую программу. Молодое развивающееся государство стремилось заявить о своём месте в мире. Поэтому рассказ об истории неизменно начинался с краткого экскурса в мировую (естественно, в христианском варианте), от которой автор плавно переходил к истории расселения славянских племён и далее к современности. Так возникновение Руси становилось логичным продолжением библейских событий.

Важно было не только запечатлеть в письменных источниках своё место в мировой истории, но и показать самодостаточность Руси как христианского государства. Для этого, например, пишется “Житие Бориса и Глеба”, первых русских святых, затем - “Житие Феодосия Печерского” и другие.

Конечно, в древнерусской литературе существовала система жанров, каждому из которых были предписаны определённая тема, тип героя, языковые особенности. Но все они следовали некому общему набору правил. Его называют литературным этикетом. Он подсказывал авторам, как в той или иной ситуации должны вести себя герои и какие речевые приёмы следует использовать для их описания.

Нам очевидно, что у любого произведения есть автор. Однако иногда учёным требуются годы исследований, чтобы узнать его имя. А всё потому, что в те времена было не принято подписывать произведения. Исключение составляют те случаи, когда автору необходимо было сослаться на самого себя как на свидетеля событий. Иной ценности его личность для потомков не представляла.

Древнерусский автор пишет не для славы или самовыражения, а выполняет важную миссию - сохраняет память о каких-то событиях для вечности. В те времена такой чести удостаивались немногие, поэтому самого ощущения избранности было достаточно.

Ему полагается быть максимально скромным, в отдельных случаях даже используются самоуничижительные этикетные формулы. Эта особенность средневековой литературы получила название анонимность.

Как уже упоминалось, этот аноним пишет далеко не художественную литературу. В то время развлекательная функция всецело принадлежала фольклору, задача письменности - фиксировать реальные события. Фантазировать - значит врать, а ложь не представляет никакой ценности, чтобы записывать её для потомков. Эта черта древнерусской литературы называется документализм.

К выбору тем подходили строго: писали только о самых значимых событиях. При этом авторы не были беспристрастными. Недопустимым считалось писать о том, что позорит твою страну (по крайней мере, на начальном этапе). Свои герои изображались в положительном свете, враги же были исключительно отрицательными персонажами.

Кто же были эти герои? Среди них было мало простых граждан. Обычно мы читаем о князьях, военачальниках, важных церковных деятелях. Но и они были мало похожи на реальных людей. Задачей автора было изобразить врéменное как отражение идеального, поэтому каждый раз он скорее писал не о конкретном князе или святом, а об идее “князя или святого вообще”, повторяя из текста в текст приличествующие обстановке словесные формулы.

Новизна, оригинальность не считалась достоинством произведения в то время. Вот так об этом пишет "Древнерусская литература" под ред.Д.С.Лихачёва:

Как и в фольклоре, в древнерусской литературе особое место занимают «общие места». Литературное произведение Древней Руси стремится не поразить читателя новизной, а, напротив, — успокоить и «заворожить» его привычностью. Составляя свое литературное произведение, автор как бы совершает некий обряд, участвует в ритуале. Он обо всем рассказывает в подобающих рассказываемому церемониальных формах. Он восхваляет или порицает то, что принято восхвалять и порицать, и всему своему славословию или хуле он придает приличествующие случаю формы. Поэтому текст литературных произведений — это текст, в основном лишенный художественных «неожиданностей». Эти неожиданности так же нежелательны, как нежелательны они в любых церемониях, в любых обрядах.
Призванный рассматривать действительность, следовать этой действительности и ее оценивать, древнерусский писатель уже в XI в. воспринимал свой труд как труд служения родной стране. Древнерусская литература всегда отличалась особой серьезностью, пыталась отвечать на основные вопросы жизни, звала к ее преобразованиям, обладала разнообразными и всегда высокими идеалами.

Отсюда и термин “этикет”, более привычный для описания церемониала, а не литературы.

Эти принципы лежали в основе всей письменности, но при этом каждый жанр имел свои особенности. Объединяющей их универсальной формой была летопись, которая помимо погодных записей (от слова "год") включала любые тексты: жития, договоры, проповеди. Почти все произведения древнерусской литературы дошли до нас в составе летописных сборников.

Важными жанрами были агиография (тексты о святых), патерики (сборники рассказов, связанных с определённым святым местом, например, “Киево-Печерский патерик”), проповедь, слово, поучение, воинская повесть и хождение (путешествие к святым местам).

К сожалению, из всего огромного пласта культурного наследия средневековой Руси сохранилась только небольшая часть, да и та в довольно своеобразной форме. То, что мы называем произведениями, например, XI века, в действительности дошло до нас только в виде копии XV-XVI веков, как мы можем предполагать, в значительно изменённом виде.

*Для тех, кому не скучны детали, - примерная хронология стилевых изменений древнерусской литературы.

Расцвет монументально-исторического стиля, о котором речь в статье, длится примерно до начала XIII века. Немного позже к нему присоединяется орнаментальный стиль. Он мало в чём спорит с монументализмом, расхождение, скорее, в словесных приёмах и круге жанров, поэтому они мирно сосуществуют.

С началом татарского нашествия монументализм становится всё более мрачным. Появляются сюжеты о поражениях, которые раньше были недопустимы. Чего стоит одно заглавие “Слова о погибели Русской земли” - немыслимое по меркам домонгольского периода произведение о национальной трагедии.

Однако к концу XIV и далее в XV веке наступает эпоха Предвозрождения, стиль которой иногда называют эмоционально-экспрессивным. Это было время централизации государства, возрождения летописания. К концу столетия появляется всё больше светских произведений, в том числе и развлекательных.

Но полноценной эпохи Возрождения в русской литературе не случилось. С середины XVI в. наступает время «второго монументализма». Традиционные формы возвращаются, официальная письменность в плане стиля откатывается на несколько столетий назад. Интересно, что сам виновник торжества в своих произведениях как раз следовал совершенно другим принципам.

XVII век становится переходным между древней и новой литературой. Это совершенно особая и очень интересная тема, которую невозможно описать одним предложением.

Следующая часть: