Найти в Дзене

«Это я по паспорту Вадим, лучше зови меня Дима, как все». О Черном Лукиче вспоминает Экзич

19 ноября 2012 года умер Дима Кузьмин Чёрный Лукич. Автор : Алексей Слёзов Июнь 1991-го Оранжевая «КонтКультура №3», авторизованная дискография «ГрОб-рекордз», среди прочих соратников Егора Летова – Вадим «Чёрный Лукич» Кузьмин. На фото он выглядит как хиппи и совершенно не ассоциируется с названиями альбомов вроде «Эрекции лейтенанта Киреева» или «Кучи в ночи». Как позже выяснилось имя «Вадим» Лукич не жаловал, при первом знакомстве совершенно беззлобно поправил: «Это я по паспорту Вадим, лучше зови меня Дима, как все». Да и псевдоним «Чёрный Лукич» прилепился к нему как-то случайно и диссонировал, особенно в контексте последних песен и альбомов. Февраль 1992-го После записи всей дискографии ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ в студии «Колокол» на Переведенском переулке мы добрались и до Лукича, все три альбома вместились на 90-минутную кассету SKC. Включил и удивился, нет, не качеству записи, оно было «гробовское», грязное, примитивное, а эклектике: тут тебе и политика, и социальная сатира, и лирик

19 ноября 2012 года умер Дима Кузьмин Чёрный Лукич.

Автор : Алексей Слёзов

Дима (Вадим) Кузьмин, ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ и Егор Летов, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. Фото из архива группы в ВК  "Чёрный Лукич"
Дима (Вадим) Кузьмин, ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ и Егор Летов, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. Фото из архива группы в ВК "Чёрный Лукич"

Июнь 1991-го

Оранжевая «КонтКультура №3», авторизованная дискография «ГрОб-рекордз», среди прочих соратников Егора Летова – Вадим «Чёрный Лукич» Кузьмин. На фото он выглядит как хиппи и совершенно не ассоциируется с названиями альбомов вроде «Эрекции лейтенанта Киреева» или «Кучи в ночи». Как позже выяснилось имя «Вадим» Лукич не жаловал, при первом знакомстве совершенно беззлобно поправил: «Это я по паспорту Вадим, лучше зови меня Дима, как все». Да и псевдоним «Чёрный Лукич» прилепился к нему как-то случайно и диссонировал, особенно в контексте последних песен и альбомов.

Дима (Вадим) Кузьмин Чёрный Лукич и Егор Летов, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. Фото из архива группы в ВК  "Чёрный Лукич"
Дима (Вадим) Кузьмин Чёрный Лукич и Егор Летов, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. Фото из архива группы в ВК "Чёрный Лукич"

Февраль 1992-го

После записи всей дискографии ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ в студии «Колокол» на Переведенском переулке мы добрались и до Лукича, все три альбома вместились на 90-минутную кассету SKC. Включил и удивился, нет, не качеству записи, оно было «гробовское», грязное, примитивное, а эклектике: тут тебе и политика, и социальная сатира, и лирика, и юмор. Ну и по музыке так – разброс от панк-рока до вальса в духе авторской песни. Звучало всё это крайне притягательно, сразу захотелось песен десять выучить и петь на наших сборищах, благо они были простые и особых вокальных способностей не требовали. Интересно, что даже в песнях, написанных под явным влиянием Егора, проступало какое-то свое, особое видение вещей и явлений, в этом не было эпигонства, столь свойственного начинающим авторам.

Как-то в разговоре с Димой я восторженно упомянул эти три альбома. Он без оптимизма воспринял мои восторги и рассказал историю о том, что барабаны для той сессии они «клеили» из партий с текущих альбомов ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ для ускорения процесса, fade-in и fade-out помогли скрыть неувязки с началом и концовкой песен. «Писали на энтузиазме, на коленках, я совсем по-другому эти песни представлял, но Егор задал генеральную линию».

Егор Летов, Олег "Манагер" Судаков и Вадим «Чёрный Лукич» Кузьмин. Фото из архива группы в ВК  "Чёрный Лукич"
Егор Летов, Олег "Манагер" Судаков и Вадим «Чёрный Лукич» Кузьмин. Фото из архива группы в ВК "Чёрный Лукич"

Сентябрь 1994-го

Костя Мишин приехал из Сибири, привёз две свежие записи: Манагера и Лукича, оба пели под гитарку дома у Олега. Из Диминых там были «Какого лешего», «Я с утра рисую небо», «Мутная вода», «Над седой казахской степью». Песни хорошие, по-своему неожиданные, но сама запись была скорее похожа на демо.

Ноябрь 1995-го

Квартирные концерты Лукича в Москве. «Кончились патроны» или «Мы идём в тишине» знали многие благодаря, образно выражаясь, «промоушену Летова», но никто не видел живьём автора. Первое «явление Лукича москвичам» состоялось на квартире нашего друга, меломана и собутыльника Олега Панарьина на «Кантемировской». Олег перебрался туда совсем недавно с «Сокола», жителю благородного московского Севера «Кантима» казалась выселками, но квартира имела одно неоспоримое преимущество – находилась буквально в пяти шагах от метро, выходя из трубы перехода ты сразу попадал к подъезду дома. Кому пришла идея делать там квартирные концерты? Не знаю, Олегу или Косте Мишину, а можем обоим сразу. Но Лукича пригласил точно Костя, узнав, что тот возобновил сольную деятельность и выступает в сопровождении новосибирского гитариста Жени Каргополова. Дима оказался совсем не хиппи, такой здоровый, улыбчивый, короткостриженный парень, невероятно обаятельный. Народу в квартиру набилось под завязку, игрались уже известные песни: «Дождь». «Мы идём в тишине», «Доброе утро», «Мы из Крондштата» вперемешку с новыми – «Капитанская заря», «Доплыви», «Над седой казахской степью».

Кстати, с Олегом Дима подружился и иногда заезжал к нему на побывку, когда был проездом в городе. «Знаешь, каким мне Лукич запомнился? – сказал он мне недавно – Как-то летом мы с ним взяли что-то выпить, пробрались на крышу дома (14-этажного!) с гитарой, тепло было, и он мне там сначала свои песни пел, а потом почти всего раннего Цоя. Вот удивил так удивил!»

Евгений Каргаполов, Дима Кузьмин "Чёрный Лукич", 1996 год. Фото из архива группы в ВК  "Чёрный Лукич"
Евгений Каргаполов, Дима Кузьмин "Чёрный Лукич", 1996 год. Фото из архива группы в ВК "Чёрный Лукич"

Февраль 1996-го

Клуб «Калипсо» (мы, шутя, называли его «Калипсол»), что-то вроде однодневного фестиваля под руководством А. Марочкина из Московской рок-лаборатории. На сцене: РУССКАЯ ПРАВДА, Александр Непомнящий, ОГОНЬ, РОДИНА и ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ. Дима с Женей играют вдвоём после электрических составов, но концерт не просаживается, две акустики выведены достаточно громко, при этом голос за ними не теряется, публика хлопает и активно подпевает.

Май 1996-го

Движение «Русский прорыв». Мы катаемся по стране – Лукич, Манагер, КООПЕРАТИВ НИШТЯК, Р. Неумоев, РУССКАЯ ПРАВДА, БАНДА ЧЕТЫРЁХ, ОГОНЬ. Я играю на басу в ОГНЕ и БАНДЕ и очень рад, что участвую в настоящем туре: Москва, Тверь, Питер, Саратов. По идее мы должны топить за Зюганова, в Саратове нас встречают и возят по городу самые настоящие коммунисты, но фактически на политическую подоплеку тура нам плевать. «Не за Ельцина же агитировать!» – обычно отвечали мы на все вопросы к нам. Мы понимали, что КПРФ эти выборы проиграет или сольёт, ни в какое «возрождение СССР» никто не верил.

В поезде «Москва-Саратов», когда большая часть тусовки отправилась в поход за добавкой в вагон-ресторан, я по-настоящему разговорился с Димой. Разговор начался с ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ. Я слышал, что Лукич и Селиванов дружили. Даже текст «Летаргии» они сочинили совместно (уж насколько, казалось, личная песня). Он тогда мне об этом и сказал, а я совершенно забыл, только недавно Женя Скуковский напомнил мне об этом факте в ходе интервью. Говорили и про первые «три первых альбома», новых песнях, «творческих планах», да и просто о том, кто что слушает и читает. И было ощущение, что знакомы мы уже давно, не чувствовалось никакого возрастного барьера и размежевания по принципу «ты москвич, а я сибиряк!».

Далее куда-то пропадает года два или три, а потом уже начало 1999-го…

Костя Мишин и Дима Кузьмин "Чёрный Лукич". Фото из архива  Кости Мишина, 2000 год. Фото из архива группы в ВК  "Чёрный Лукич"
Костя Мишин и Дима Кузьмин "Чёрный Лукич". Фото из архива Кости Мишина, 2000 год. Фото из архива группы в ВК "Чёрный Лукич"

Концерт в «Звезде» на Курской... «Звезду» арендовал, кажется, Костя, это было тогда не сложно, в кино никто не ходил, кинотеатры были готовы предоставить аренду кому угодно.

«Звезда» – это камерный зал со сценой, встроенный в сталинский дом, таких в Москве около десятка, сейчас они все работают под эгидой «Москино». Аппарат ставил Миша Боголепов, что-то привёз Друид. Играли: СОПРОТИВЛЕНИЕ, БАНДА ЧЕТЫРЁХ, Чёрный Лукич. Вход по билетам, но пронос алкоголя не запрещён, концерт по сути выродился в коллективную пьянку.. Публика на БАНДУ всегда ходила та ещё – футбольные фанаты, нацболы, правый фронт, дринч-коммандос, конечно же все угощали друг друга. Под конец мы с Викой заснули прямо на киношных креслах, проспав несколько драк в зале, потом нас кто-то растолкал.

В тот же вечер мы с Сашей Ароновым из ДНЯ ДОНОРА отправились на нашу тогдашнюю репточку на Якиманке, переночевали и, основательно похмелившись с утра, решили двинуть в Сергиев-Посад, где у Лукича и БАНДЫ был заявлен концерт. Уже через час мы сидели в электричке на Ярославском вокзале с остальными участниками выезда. Выглядели они изрядно помятыми, как и мы, пытаясь привести себя в чувство пивом и чудовищным джин-тоником. На вокзале Сергиев Посада нас встретил Друид и повез в ДК, где было намечено мероприятие. Ёлки, снег хрустит, фонари уж зажгли, зима всё-таки…

Первым играло СОПРОТИВЛЕНИЕ, их выступление я слушал как рядовой зритель, но уже на БАНДЕ я, с широко залитыми глазами, обнаружил себя за пультом. «Сейчас я вам сделаю нормальный звук!» Надо сказать, что саунд БАНДЫ ЧЕТЫРЁХ, которая шпарила программу практически на автопилоте, я особо не испортил. А вот Лукича…да, это был провал. Мало того, что Женя с Димой были не в форме и играть уже почти не могли, так и я еще добавил ада, лихо перемещая вверх-вниз фейдера и закручивая ручки до упора вправо, отчего микрофоны заводились и издавали печальный рёв. Минут через десять это безобразие прекратил седенький директор, выгнав всех со сцены.

Илья "Сантим" Малашенков, БАНДА ЧЕТЫРЁХ. Фото из ВК группы "Сантим из Банды Четырёх"
Илья "Сантим" Малашенков, БАНДА ЧЕТЫРЁХ. Фото из ВК группы "Сантим из Банды Четырёх"

Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте. Присоединяйтесь!

ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ: