С генеалогией Арманьяков XII-XIII издавна существуют определенные трудности. Странно, что историки их заметили только в XIX веке. Вопрос в потомстве графа Жеро III и в том, сколько у него было детей.
Начиная с XIX века исследования полагают, что этих отпрысков было всё-таки двое – наследовавший ему единственный сын Бернар IV и дочь Маскароза, вышедшая замуж за Одона де Ломань, но не виконта, а просто сеньора Фимаркона. Есть историки, которые утверждают, что от второго брака у Жеро III был третий ребенок, еще один сын по имени Одон, через которого позже и продолжился род графов Арманьяков, не прерываясь по мужской линии вплоть до трагедий конца XV века и окончательного угасания в XVI веке. Однако, отец Ансельм, никак не отмечает ни Одона Арманьяка, ни его сына Бернара, виконта Фесензаге.
Аббат Жан-Жюль Монлезен, автор обширной, но крайне запутанной «Истории Гаскони» (опубликованной в 1846-1850 гг.) и вовсе «назначает» Жеро III только одного сына, собственно Бернара IV, не то что об Одоне, он и о Маскарозе не упоминает:
«Тем не менее, почтительность и искренняя набожность, вынуждали Бернара III и его сына Жеро быть осторожными; но этот умер самое позднее в 1160 г., оставив от своих двух жен, Сансии, семья которой неизвестна, и Анизетты де Ломань, единственного сына, Бернара IV, который его сменил[1]. Молодой и горячий, или, скорее, жестокий и вспыльчивый, Бернар…» (Том 2)
При этом почтенный аббат нещадно запутался (или, наоборот, что-то не понял я в его труде): имя Сансия носила вторая жена Жеро II, а не Жеро III. Вот с Анизеттой (Азивеллой) де Ломань куда сложнее. Так звали уже первую жену Жеро II, мать Бернара III. Но и у Жеро III по мнению отца Ансельмо было ведь две жены – Адальмюр, графиня Фезенсак и … еще одна Анизетта де Ломань, мать Одона Арманьяка. Как будто чтобы путаница еще более усилилась, Адальмюр тоже иногда величают Анизеллой.
Таким образом, большая часть современных исследователей склоняется к следующему: как это часто случалось во Франции, существовало два аристократических дома, связанных по женской линии, в данном случае Арманьяков, первый – прервавшийся по мужской линии с бездетным Жеро IV Транкалеоном («Подобный льву» - традиционное прозвищеу Арманьяков посде Жеро I) и второй – который открыл его двоюродный племянник Жеро V.
Причем, племянник по женской линии, внук его тети Маскорозы, а не по мужской, как считают те специалисты, что, выводят проихождение Жеро V, от Одона, младшего брата Бернара IV. Что же касается отца Ансельма, то он отождествляет Жеро IV Тракалеона и Жеро V как одного человека, того же мнения придерживается и аббат Монлезен, преемственность рода у них идет по прямой мужской линии, вовсе не прерываясь даже на передачу слегка отдаленной младшей мужской ветви. Вот так в «Истории Гаскони»:
«Его преемник известен больше. Бернар V, сын Жеро, что никем не оспаривается…», где под Жеро понимается сын Бернара IV. Действительно, то в том что Бернар Пятый – сын Жеро и правда, никто не сомневается. Загвоздка лишь в том – какого именно Жеро?
Но куда же тогда девается Маскароза? Не слишком ясно. Впрочем, и с ее существованием и с внесением в генеалогическую схему, тоже прибавляется несколько вопросов.
Согласно Z. Baque,, автору статей по исследованиям истории дома Арманьяк, Бернар IV и Маскароза – дети графини Адальмюр. Но для меня остается загадкой почему Маскарозе, выданной замуж за Одона, не слишком значительного сеньора (по-видимому, кого-то младшего из владельного дома виконтов Ломани) было общена настолько значительное приданное? А именно – 5 тысяч солей серебром (учетная денежная единица). Бернар IV не смог даже его выплатить и именно поэтому, как предполагается он и выделил виконство Фесензаге своему племяннику Бернару, сыну Маскароза и Одона. С чего вдруг такая неслыханная щедрость столь обременительная для графа Арманьяка?
Этот же виконт Бернар, как считается был назван своим дядей, графом Бернаром наследником дома в 1182, пока у графа якобы еще не было своего сына. Здесь опять начинается путаница, так как граф Жеро IV родился около 1170 года. Упомянутый выше Z. Baque, выражается более точнее – предполагаемым наследником дома Арманьяк в 1182 году был назван не Бернар, а его старший сын Жеро, предусмотрительно, на всякий случай, надо полагать, во избежание конфликта если единственный сын Бернара IV (которому в это время было чуть более 10 лет) вдруг скончается без наследников. Выдачу виконтства предполагаемым наследникам, тогда еще можно объяснить, а вот неподъемного приданного сестре, всё-таки не очень.
А вот настоящая серьезная распря случилась уже совсем скоро – между потомством виконта Бернара.
P. S. Знаю, что среди читателей есть очень сильные специалисты именно по Арманьякам. Так что заранее приношу извинения за возможные неточности и ошибки. Уж если у почтенного аббата Монлезена в его Истории Гаскони черт ногу сломит, то что уж обо мне говорить. Так что, буду только рад уточнениям.
*****
Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017