Путь креативного продюсера от идеи до успеха мультсериалов «Команда Флоры» и «Ум и Хрум».
Интервью с Евгением Агабековым, автором и продюсером студии «Клаксон Продакшн» о создании мультсериалов «Команда Флоры», «Ум и Хрум», которые набрали уже почти 140 миллионов просмотров на YouTube каждый.
Евгений рассказал, как придумать мультфильм и с чего начать путь продюсера.
Интервью взяла Ирина Саблинская.
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
В титрах «Команды Флоры» и «Ума и Хрума» ты указан как автор идеи. Что это значит?
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
Автор идеи – это человек, у которого в голове родилась идея мультфильма, фильма, сериала. Изначально идея «Команды Флоры» вообще выглядела иначе, а придумали мы её с дочкой, когда ей было пять лет (сейчас ей уже девятнадцать).
Всегда, когда автор о чем-то думает, основная его идея и движущий вперёд мысли мотор, это вопрос «а что если…?». И вот мы с дочерью играли, и она говорит мне: «Папа, а почему игрушки и герои – всё время зверушки или люди? Почему нет цветочков, почему нет растений?». И я задумался!
У меня в голове сразу начала вариться идея. А что если будет команда растений, которые будут защищать природу, спасать мир. Я тут же записал эту идею. Совет для всех, кто мечтает когда-то что-то создать: если у вас рождается какая-то идея, которая вам кажется перспективной, запишите её, потому что идеи, которые вы не записываете, пропадают.
Открою завесу тайны, рабочее название «Команды Флоры» было «Фло-Фло». Я записал именно это.
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
Как же отличить перспективную идею от неперспективной? Как ты понял, что это выстрелит, что это всем понравится?
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
Ответ очень простой: никак вы не поймёте, что идея перспективная. Задача любого автора, сценариста – просто работать, садиться и писать, искать, подбирать картинки, референсы.
Вот вы что-то посмотрели, вас это зацепило, и вы на основе этого придумали что-то своё. Запишите идею, распишите подробно, напишите заявку.
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
А заявка куда? Что это за заявка должна быть?
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
Пока никуда. Напишите текст буквально на одну страницу об основной идее. Если описывать «Команду Флоры», то основная идея – это чудо-растения-супергерои. Дальше уже к этому можно прибавлять что угодно. Экологический кейс, какие-то интересные приключения, любых персонажей.
Затем сформулируйте целевую аудиторию сериала. Кому это будет интересно смотреть? Девочкам, мальчикам, возраст этих зрителей.
Потом вы пишете жанр. Например, приключения, комедия.
А затем уже садитесь и начинаете более подробно расписывать, кто герои, давать описание каждому из них.
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
Важно упомянуть, что этот проект был реализован на благодатной почве твоего опыта в кино и игровых сериалах. Как ты стал сценаристом?
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
Я долго работал в развлекательных проектах, в Comedy Club Production был директором по фестивалям, занимался организацией. Это были времена таких команд КВН, как «Сочи», «Пятигорск», «Новые армяне». Собственно, это и был костяк «Камеди». Мы все были способны что-то придумывать, но мы совершенно не умели это делать правильно, по-сценарному.
И дальше был большой-большой путь в этом. Я умел разговаривать и придумывать, а вот как это зафиксировать все, я не знал. И тут неожиданно для меня самого меня пригласил на встречу один приятнейший человек и продюсер и говорит: «Слушай, мы сейчас пишем сериал, хочешь поработать с нами?». С этого начался путь в сценаристы.
Я ответил: «Я никогда не писал как надо, у меня нет понимания, что такое драматургия, я ничего не знаю». И он меня попросил написать историю про себя, как бы я хотел себя презентовать, кто я. Он попросил написать так, чтобы он удивился. Я написал. Он говорит: «Классно написал, но перепиши». Я переписал. И переписал в итоге 15 раз.
И он мне объяснил, что это и есть основная авторская задача: Писать — это переписывать. За счет переписывания ты учишься создавать.
В начале я был просто креативным генератором. Чтобы стать кем-то большим, я начал читать. За год работы были прочитаны суперполезные книги и наработан опыт. Так что в итоге я научился сценарному мастерству.
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
Давай сразу остановимся на книгах? Какая, на твой взгляд, лучшая?
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
Лучшая книга – это «Спасите котика» Блейка Снайдера. Она описывает всё, что нужно для сценариста. Дальше уже можно почитать «Дорожную карту шоураннера» Нила Ландау. Она интересна тем, что там описаны кейсы. Например, как запускались сериалы «Во все тяжкие», «Игра престолов» и другие большие шоу.
Но стоит отметить, что телеформат отличается от анимации. Структура та же, но специфика вообще другая. Многие говорят, в мультиках можно сделать то, чего нельзя сделать в кино. Это всеобщее заблуждение.
Например, автору хочется, чтобы в кадре лягушка надулась в шар в 3D. Но всё не так просто. Есть модель лягушки. Когда ты надуваешь её в шар, это другая модель, и это превращение стоит дорого.
Поэтому никаких надуваний лягушки в кадре. (Улыбается)
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
Я слышала тезис, что люди обращаются к мультипликации тогда, когда снять игровое кино становится дороже, чем нарисовать. Но и рисовать тоже не дешево.
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
Ну конечно, анимация – это дорогостоящая история, но я всегда мультики любил больше, чем кино. Я всегда был фанатом этого.
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
Давай вернемся к первоначальной истории. Твоя дочь придумывает идею, точнее наводит тебя на то, что героев-растений ещё не было, и их срочно нужно придумать. Пишется заявка, прочитываются книги. Сколько времени проходит от идеи до выхода первой серии, и оправдала ли она то, что ты придумал изначально?
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
Алисе было пять, когда родилась идея и была написана заявка, потом я обил все пороги всех студий. Превратить это в мультсериал было достаточно сложно. Только спустя 11 или 12 лет, меня, наконец, судьба свела с ребятами из «Клаксон Продакшн».
И тут снова мне сказали: «Да, идея нам нравится, но надо всё переделать». То есть от идеи остались чудо-растения, а всё остальное мы начали дорабатывать. Я собрал команду авторов-единомышленников, и мы закрылись в офисе на четыре месяца и начали работать.
Затем уже были подключены художники, аниматоры, начали делаться тесты. Мы очень долго выбирали пилотную серию, с которой мы стартанём. Вот так был запущен проект «Команда Флоры».
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
Перейдем теперь к «Уму и Хруму». Там всё было так же тяжело?
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
Если сейчас сравнивать «Команду Флоры» и «Ум и Хрум», то это совершенно разные истории. Идея «Ума и Хрума» и возникновение этого сериала были на веселье, на кураже. Мы снова подумали «А что если...». А что если в съедобном мире будет персонаж, который будет объедаться и превращаться в то, что съел
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
Значит, бывает сложно и долго, а бывает и что готовая команда, которая уже что-то делает («Команду Флоры»), быстро придумывает что-то еще.
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
Здесь уже был какой-то кредит доверия от студии, от продюсерского центра «Клаксон». Поэтому здесь разница только вот в этом лаге в 10 лет от момента, пока была написана заявка, до момента, когда идея реализовалась.
Кстати, команда «Ума и Хрума» на самом деле не так-то легко подбиралась. В начале у нас был другой режиссёр, который проект совершенно по-другому видел, мы не сработались. Спустя время в команде появился режиссер Олег Шепляков, который уже смог реализовать то, что хотелось. Было огромное количество внутренних проблем, сложностей, труда.
Если говорить про мораль и про миссию, то мы говорим об умеренном потреблении, осознанном, это не только про еду, это про все. Это такой месседж, где мы показываем одного героя, который не знает меры, дай ему всё, и он всё это в себя соберёт.
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
Расскажи про название, очень интересно. Если «Команда Флоры», наверное, простое название, то «Ум и Хрум» — это смешно. Сразу понятно, что там два героя, что Хрум — это что-то про еду. То есть, когда мы читаем описание и название, мы сразу всё понимаем. Кто придумал это название? Были ли ещё какие-то варианты, как бы назывался сериал, если не «Ум и Хрум»?
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
У нас было очень много вариантов. Ум сам по себе родился не сразу. Мы понимали, что у нас в сериале должен быть один глуповатый, смешной недотёпа, а другой – его противоположность. «Умник и обжорка» фигурировало как одно из возможных названий.
В изобретении названия «Ум и Хрум» участвовало несколько наших основных авторов. Например, Иордан Кефалиди, который у нас работает и в «Команде Флоры». Он один из тех, кому я обязан появлением мультсериала. С нами вместе еще Николай Титов, очень нестандартно мыслящий автор. Мы втроём всю эту идею рожали, и кому принадлежит финальная идея названия уже не помню, но, когда в списке названий оно появилось, мы его выделили сразу.
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
Да, название вообще в точку. А сколько человек сейчас делают «Команду Флоры» и «Ум и Хрум»? Одни и те же это люди или это две разные команды? Или они как-то пересекаются?
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
У нас немножко отличаются сценарные цехи. У «Команды Флоры» сейчас где-то 10 авторов. А вот «Ум и Хрум» получился достаточно авторский проект. В него пока из тех авторов, кто сторонний приходил, не попал никто. Потому что у этого сериала есть какой-то вайб, который, к сожалению, даже опытные сценаристы пока не поймали.
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
Ну да, нужно поймать эту волну.
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
Мы готовы пробовать и рассматривать заявки от авторов. Но нужно не только придумать, во что превратится Хрум, но и довести историю до конца. Сейчас открою тайну: у нас будет серия про мумию. Вот он съел кое-что и превратился в мумию.
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
Здесь сразу страшно интересно становится, что же он там съел, что он стал мумией.
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
Да. И сразу приоткрою еще одну небольшую тайну. Мы готовим один большой сюрприз по «Уму и Хруму». Не скажу пока, какой, но готовим.
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
Заинтриговал! Как я поняла, бывают идеи серий, которые в итоге не принимаются. Кто принимает это решение? Ты как автор идеи говоришь «нет» или кто может повлиять на это?
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
У нас есть художественный совет, в который вхожу я, режиссер, исполнительный продюсер и иногда еще редакторы-авторы «Команды Флоры». А в «Уме и Хруме» мы принимаем решение коллегиально с Колей и Иорданом. На опыте мы уже понимаем, что выстрелит, а что нет.
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
А было ли наоборот такое, что ты не верил, что это выстрелит, не верил в серию, но вопреки твоему мнению что-то вышло и хорошо было принято зрителем.
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
Я тут хочу похвалить Сергея Морозова, нашего исполнительного продюсера, у него есть та самая продюсерская чуйка. Он очень хорошо чувствует, что сейчас в тренде, что сейчас работает лучше. Были случаи, когда он попадал хорошо в желания зрителей.
Ещё художественный цех очень сильно влияет. Вот тут я хочу реверанс сделать в сторону нашего художника-постановщика Ани Уманец потому что то, что она творит в «Уме и Хруме» и что она делает с визуалом в сериале, это просто фантастика.
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
Мы уже анонсировали везде, что близится третий сезон «Команды Флоры» и несколько сегодня интересных удочек зрителям закинули. Закругляя наш сюжет сегодня, я хочу спросить, что получила твоя дочь за помощь с идеей?
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
Во-первых, она сейчас, в 19 лет, уже фактически обрела профессию художника-аниматора. Это вот такой ей респект и, можно сказать даже, кэшбэк за то, что она в свое время натолкнула папу на идею. Ей было очень приятно, когда ей предложили поработать на наших проектах.
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
И в завершение какой бы ты дал совет тем, кто хочет стать автором? У кого же есть идеи, но нет опыта и знакомств, как у тебя, с чего начать свой путь в индустрии?
ЕВГЕНИЙ АГАБЕКОВ:
Я бы сказал так. Любой человек может креативить. Когда человек себе отрезает эти крылья и говорит, что ничего придумать не может, это неправда. Все могут.
В начале, конечно, нужно поучиться. Потому что для того, чтобы правильно сформулировать идею, нужна база знаний. Можно пройти хотя бы небольшой курс, где расскажут об основах сценарного мастерства.
Затем прочитать хотя бы три-четыре книги, чтобы усвоить основные принципы структуры.
И дальше уже нужно просто писать, писать, и переписывать, не бояться, Если вы хотите стать сценаристом или шоураннером, не бойтесь ошибаться
ИРИНА САБЛИНСКАЯ:
Учитесь, не бойтесь ошибаться и пробовать снова и снова. Отрасль анимации любит настырных, как мы убедились.
Спасибо, Евгений, большое за этот разговор.