Найти в Дзене
ОССП оператор

Зачем асфальт научат петь

Идея придать элементам дорожного покрытия способность звучать в мире не нова, такие экспериментальные участки за последние 20 лет появились, к примеру, в Дании, Южной Корее, Японии и США. В этом году Россия примкнула к тренду – на скоростной трассе М-11 «Нева» появился пилотный участок с так называемой «музыкальной» разметкой.

«Музыкальная» разметка на М-11. Источник фото: abw.by
«Музыкальная» разметка на М-11. Источник фото: abw.by

Технически она представляет собой поперечные шумовые полосы на дорожном полотне, при проезде по которым с разрешенной скоростью можно услышать мелодию композиции «Калинка-Малинка».

Первая и существующая до сих пор звучащая разметка «Асфальтофон» нанесена в 1995 году в Дании по проекту двух местных художников – это кусок покрытия с выпуклыми маркерами разной формы в виде двух параллельных полос, транслирующих вибрацию шин в мелодию. Действие этих бороздок на асфальте напоминает принцип работы винилового проигрывателя. Участок расположен вдали от населенных пунктов, начало дороги обособленно специальными знаками.

Такая разметка призвана снизить скорость движения автомобилей в определенных зонах, благодаря созданию звуковых сигналов, которые предупреждают водителей о необходимости быть внимательнее.

Исследования показывают, что «музыкальная» разметка может быть эффективной для уменьшения числа ДТП, но для выводов необходимы долгосрочные наблюдения. Так, по данным ОССП, за 7 месяцев 2024 года на обслуживаемых оператором участках дорог М-3 «Украина», М-4 «Дон» и М-11 «Нева» увеличилось количество аварий из-за наезда на неподвижно стоящее на обочине транспортное средство.

В Японии существует уже аж 30 отрезков с музыкальным звучанием, то есть практически «поющие» дороги превратились в местную достопримечательность. В отличии от других стран, мелодию при проезде по ним можно услышать только на достаточно низкой скорости 40-50 км/час, в остальных случаях получается какофония из звуков. Звук должен помешать водителю заснуть. Идея использовать таким образом дорожное покрытие пришла инженеру-строителю Шизуо Шинода в 2004 году, когда он изучал разбитые тракторами покрытия.

В 2006 году музыкальную дорогу построили и в Южной Корее недалеко от Сеула. Если ехать по ней со скоростью 100 км/час, то можно расслышать мотив детской песни «У Мэри был ягненок».

Полным непониманием встретили такое нововведение местные жители в Нидерландах. Дело в том, что издающий звуки участок полотна установили в 2018 году в центре деревни. При движении на скорости 50 км/час она издавала звуки гимна северной провинции страны Фрисландия, но при проезде нескольких автомобилей звуки становились невыносимо громкими и мешали спать. Буквально через неделю покрытие демонтировали по требованию местных жителей.

При проектировании технологии не обошлось без казусов. В штате Калифорния США участок со звучанием появился в 2008 году для съемок рекламного клипа нового автомобиля Honda Civic. По замыслу создателей проезд по такому участку со скоростью примерно 90 км/час (непременно на рекламном авто) бодрит и поднимает настроение, а автомобилист слышит мелодию из симфонии Джоаккино Россини «Вильгельм Телль». Но сначала местные жители заставили перенести участок Civic Musical Road подальше от жилых домов, а потом выяснилось, что при строительстве были допущены ошибки, и дорога издает фальшивую мелодию.

Исследования звуковой разметки в разных странах все еще продолжаются, в России данный путь только начат. Специалистам в области дорожного хозяйства предстоит изучить влияние звуков на поведение водителей, произвести анализ влияния на снижение количества ДТП на этих участках, оценить влияние звуковой разметки на уровень шумового загрязнения. И если эксперимент окажется успешным, то такие музыкальные дорожки будут появляться как на других участках дороги М-11 «Нева», так и на других дорогах по всей России.