Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Что делает Сальвадора Дали таким знаменитым?

Сальвадор Дали (родился 11 мая 1904 года, Фигерас, Испания — умер 23 января 1989 года, Фигерас) - испанский художник, один из самых разносторонних и плодовитых художников 20-го века и самый известный сюрреалист. Хотя его помнят главным образом по живописным работам, в течение своей долгой карьеры он успешно занимался скульптурой, гравюрой, модой, рекламой, литературой и, пожалуй, самым известным из них стало кино в сотрудничестве с Луисом Бунюэлем и Альфредом Хичкоком. Дали был известен своей яркой индивидуальностью и ролью озорного провокатора, а также неоспоримой технической виртуозностью.

Сальвадор Дали с оцелотом, 1965 год.
Сальвадор Дали с оцелотом, 1965 год.

Дали родился в Фигерасе, в регионе Каталония. Он был сыном нотариуса, атеиста и республиканца, который поддерживал независимость Каталонии от Испании, и Фелипы Доменек Феррес, римско-католической женщины, которая потакала странному поведению своего сына. Сальвадор Дали был их вторым сыном, первый умер за девять месяцев до этого, и его тоже звали Сальвадор.

Молодому художнику часто говорили, что он является реинкарнацией своего умершего брата - идея, которая, несомненно, привила впечатлительному ребенку различные мысли.

Сальвадор Дали: Фигура у окна, 1925, 102×75
Сальвадор Дали: Фигура у окна, 1925, 102×75

Младшая сестра, Ана Мария, родилась в 1908 году. Дома Сальвадор Дали говорил по-каталонски, но также выучил испанский и французский. Его в основном счастливое детство закончились смертью матери от рака груди в 1921 году, что, по его словам, стало "величайшим ударом, который я испытал в своей жизни".

Сальвадор Дали: Корзина с хлебом. 1926   Холст, масло. 12,5 × 12.5 см. Музей Сальвадора Дали, С-Пб, Флорида
Сальвадор Дали: Корзина с хлебом. 1926 Холст, масло. 12,5 × 12.5 см. Музей Сальвадора Дали, С-Пб, Флорида

Вскоре после этого, в 1922 году Дали поступил в Академию Изящных Искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Там Дали достиг совершеннолетия и начал уверенно воплощать свой яркий и провокационный образ. Его эксцентричность была первоначально более известна, чем его произведения искусства. Он носил длинные волосы, одевался в стиле английских эстетов 19-го века.

Сальвадор Дали: Автопортрет, Фигерас, 1921, 36×41 см
Сальвадор Дали: Автопортрет, Фигерас, 1921, 36×41 см

В то время он экспериментировал с различными художественными стилями, увлекаясь всем, что возбуждало его ненасытное любопытство. Он познакомился и сблизился с группой ведущих деятелей искусства, в которую входили кинорежиссер Луис Бунюэль и поэт Федерико Гарсиа Лорка. Однако в конечном счете Дали был исключен из Академии в 1926 г. за оскорбление одного из своих профессоров во время выпускного экзамена.

"Сцена кабаре" - картина испанского сюрреалиста Сальвадора Дали, написанная маслом на холсте в 1922 году. Она хранится в Музее современного искусства Морохаси в Фукусиме. Это был кубистический эксперимент, который сочетал ранние работы Дали в стиле импрессионизма с классической сюрреалистической техникой, которую он позже развил. Пабло Пикассо вдохновил Дали после того, как его исключили из Школы изящных искусств в Испании.
"Сцена кабаре" - картина испанского сюрреалиста Сальвадора Дали, написанная маслом на холсте в 1922 году. Она хранится в Музее современного искусства Морохаси в Фукусиме. Это был кубистический эксперимент, который сочетал ранние работы Дали в стиле импрессионизма с классической сюрреалистической техникой, которую он позже развил. Пабло Пикассо вдохновил Дали после того, как его исключили из Школы изящных искусств в Испании.

В конце 1920-х годов два события привели к формированию его зрелого художественного стиля: открытие им работ Зигмунда Фрейда об эротическом значении подсознательных образов и его связь с парижскими сюрреалистами, группой художников и писателей, которые стремились установить “высшую реальность” человеческого подсознания выше разума. Чтобы вызвать образы из своего подсознания, Дали начал вызывать у себя галлюцинаторные состояния с помощью процесса, который он описал как “параноидально критический”. Его первой серьезной работой в этом стиле был "Аппарат и рука" (1927), который содержал символические образы и сказочный пейзаж, которые впоследствии стали неподражаемой визитной карточкой Дали в живописи.

Сальвадор Дали: "Аппарат и рука", 1927
Сальвадор Дали: "Аппарат и рука", 1927

Сальвадор Дали: «Археологический отголосок "Анжелюса" Милле», 1933. Музей Дали, Санкт-Петербург, Флорида. Дали часто вспоминал о том, как в детстве проводил много времени в школе, сосредоточившись на репродукции знаменитой картины Жана-Франсуа Милле "Ангелус", написанной в 1859 году. На классическом полотне изображены крестьяне, произносящие благоговейную молитву через несколько мгновений после того, как вдали прозвенел колокол, возвещающий об окончании их рабочего дня. Две изогнутые каменные фигуры (еще один намек на каталонский пейзаж) возвышаются на закате; та, что слева, - женская, а та, что справа, - мужская. Форма женщины напоминает фигуру богомола, у которого самка пожирает самца после совокупления. Богомол был преобладающей темой в сюрреалистических работах, символизируя противоречивые чувства влечения и отчаяния в царстве желания. Как сообщает Музей Дали, "Анализируя скрытый смысл картины, Дали почувствовал, что женщина была не только доминирующим партнером, но и представляла сексуальную угрозу для мужчины..." Таким образом, можно сделать вывод, что Дали рассматривал картину "Ангелус" как символ подавления мужского начала женским - нависшую угрозу существованию мужчины. В ряде работ на протяжении всей своей карьеры Дали неоднократно использовал эти две формы.
Сальвадор Дали: «Археологический отголосок "Анжелюса" Милле», 1933. Музей Дали, Санкт-Петербург, Флорида. Дали часто вспоминал о том, как в детстве проводил много времени в школе, сосредоточившись на репродукции знаменитой картины Жана-Франсуа Милле "Ангелус", написанной в 1859 году. На классическом полотне изображены крестьяне, произносящие благоговейную молитву через несколько мгновений после того, как вдали прозвенел колокол, возвещающий об окончании их рабочего дня. Две изогнутые каменные фигуры (еще один намек на каталонский пейзаж) возвышаются на закате; та, что слева, - женская, а та, что справа, - мужская. Форма женщины напоминает фигуру богомола, у которого самка пожирает самца после совокупления. Богомол был преобладающей темой в сюрреалистических работах, символизируя противоречивые чувства влечения и отчаяния в царстве желания. Как сообщает Музей Дали, "Анализируя скрытый смысл картины, Дали почувствовал, что женщина была не только доминирующим партнером, но и представляла сексуальную угрозу для мужчины..." Таким образом, можно сделать вывод, что Дали рассматривал картину "Ангелус" как символ подавления мужского начала женским - нависшую угрозу существованию мужчины. В ряде работ на протяжении всей своей карьеры Дали неоднократно использовал эти две формы.

Как только Дали освоил этот метод, его живописный стиль развился с необычайной быстротой, и с 1929 по 1937 год создавал картины, которые сделали его самым известным художником-сюрреалистом. Он изобразил мир грез, в котором обычные предметы соседствуют, деформируются или претерпевают иные причудливые изменения. Дали изображал эти объекты с тщательностью, почти болезненно реалистичной детализацией и обычно помещал их в мрачные, залитые солнцем пейзажи, напоминающие о родине в Каталонии. Пожалуй, самым известным из этих загадочных изображений является "Постоянство памяти" (1931), на котором безвольно тающие часы покоятся на фоне устрашающе спокойного пейзажа.

Сальвадор Дали: Великий мастурбатор. 1929   Холст, масло. 110 × 150 см. Центр искусств королевы Софии, Мадрид. Центральное место в картине занимает большое искаженное человеческое лицо, смотрящее вниз на пейзаж, знакомый скалистый берег, напоминающий дом Дали в Каталонии. Обнаженная женская фигура, представляющая новую на тот момент картину Дали "Муза Гала", возвышается над головой, символизируя фантазии, которые мужчина мог бы воплотить, занимаясь практикой, подсказанной названием. Ее рот возле промежности мужчины наводит на мысль о предстоящей фелляции, в то время как у него, кажется, буквально "порезаны" колени, из которых течет кровь, что является признаком подавленной сексуальности. Другие мотивы на картине включают кузнечика - постоянный символ сексуального беспокойства в творчестве Дали, муравьев, символизирующих увядание и смерть, и яйцо, символизирующее плодородие. Картина, возможно, отражает крайне противоречивое отношение Дали к сексуальным отношениям и его пожизненную фобию перед женскими гениталиями как раз в тот момент, когда он встретил Галу и влюбился в нее. Когда он был маленьким мальчиком, отец Дали показал ему книгу с откровенными фотографиями, демонстрирующими ужасные последствия венерических заболеваний, закрепив в его сознании травмирующие ассоциации секса с болезненностью и разложением. Говорят, что Дали был девственником, когда встретил Галу, и что позже он поощрял свою жену заводить романы, чтобы удовлетворить ее сексуальные желания. Позже, когда его картины обратились к религиозным и философским темам, Дали стал пропагандировать целомудрие как дверь к духовности. Это произведение сравнивали с картиной Босха "Сад земных наслаждений".
Сальвадор Дали: Великий мастурбатор. 1929 Холст, масло. 110 × 150 см. Центр искусств королевы Софии, Мадрид. Центральное место в картине занимает большое искаженное человеческое лицо, смотрящее вниз на пейзаж, знакомый скалистый берег, напоминающий дом Дали в Каталонии. Обнаженная женская фигура, представляющая новую на тот момент картину Дали "Муза Гала", возвышается над головой, символизируя фантазии, которые мужчина мог бы воплотить, занимаясь практикой, подсказанной названием. Ее рот возле промежности мужчины наводит на мысль о предстоящей фелляции, в то время как у него, кажется, буквально "порезаны" колени, из которых течет кровь, что является признаком подавленной сексуальности. Другие мотивы на картине включают кузнечика - постоянный символ сексуального беспокойства в творчестве Дали, муравьев, символизирующих увядание и смерть, и яйцо, символизирующее плодородие. Картина, возможно, отражает крайне противоречивое отношение Дали к сексуальным отношениям и его пожизненную фобию перед женскими гениталиями как раз в тот момент, когда он встретил Галу и влюбился в нее. Когда он был маленьким мальчиком, отец Дали показал ему книгу с откровенными фотографиями, демонстрирующими ужасные последствия венерических заболеваний, закрепив в его сознании травмирующие ассоциации секса с болезненностью и разложением. Говорят, что Дали был девственником, когда встретил Галу, и что позже он поощрял свою жену заводить романы, чтобы удовлетворить ее сексуальные желания. Позже, когда его картины обратились к религиозным и философским темам, Дали стал пропагандировать целомудрие как дверь к духовности. Это произведение сравнивали с картиной Босха "Сад земных наслаждений".

Сальвадор Дали: Постоянство памяти, 1931 Холст, масло - Музей современного искусства, Нью-Йорк.Эта культовая и часто воспроизводимая картина изображает текучесть времени в виде серии плавящихся часов, форма которых, по словам Дали, вдохновлена сюрреалистическим представлением о сыре Камамбер, плавящемся на солнце. Различие между твердыми и мягкими предметами подчеркивает стремление Дали перевернуть реальность, придав своим предметам характеристики, противоположные их обычным свойствам, которые часто встречаются в наших мечтах. Они окружены роем муравьев, жаждущих увидеть органические процессы гниения и разложения, которыми Дали был непоколебимо очарован. Поскольку тающая плоть в центре картины напоминает Дали, мы можем рассматривать это произведение как размышление о бессмертии художника среди скалистых утесов его каталонской родины.
Сальвадор Дали: Постоянство памяти, 1931 Холст, масло - Музей современного искусства, Нью-Йорк.Эта культовая и часто воспроизводимая картина изображает текучесть времени в виде серии плавящихся часов, форма которых, по словам Дали, вдохновлена сюрреалистическим представлением о сыре Камамбер, плавящемся на солнце. Различие между твердыми и мягкими предметами подчеркивает стремление Дали перевернуть реальность, придав своим предметам характеристики, противоположные их обычным свойствам, которые часто встречаются в наших мечтах. Они окружены роем муравьев, жаждущих увидеть органические процессы гниения и разложения, которыми Дали был непоколебимо очарован. Поскольку тающая плоть в центре картины напоминает Дали, мы можем рассматривать это произведение как размышление о бессмертии художника среди скалистых утесов его каталонской родины.

Совместно с испанским режиссером Луисом Бунюэлем Дали снял два сюрреалистических фильма — "Андалузский пес" (1929) и "Золотой век" (1930), которые наполнены гротескными, но в высшей степени наводящими на размышления образами.

Некоторые люди считают фильм "Андалузский пес" (Un Chien Andalou) кинематографической медитацией на отвратительные навязчивые идеи, иррациональные образы. Сюжет фильма был настолько сексуально и политически шокирующим, что Дали приобрел дурную славу, вызвав настоящий ажиотаж среди парижских сюрреалистов.

Сальвадор Дали: "Андалузский пес" (1929), кадр из фильма. К 24 годам Дали получил художественное образование, был вдохновлен Пикассо на его собственную интерпретацию кубизма и начал использовать сюрреалистические концепции в своих картинах. Именно в этот момент он присоединился к режиссеру Луису Бунюэлю, чтобы создать нечто по-настоящему новое - фильм, радикально отходящий от повествовательной традиции с ее логикой сновидений, непоследовательными сценами, отсутствием сюжета и отсылкой к фрейдистским свободным ассоциациям.  "Андалузский пес" воссоздает неземную обстановку, в которой образы представлены в виде смонтированных клипов, чтобы расшевелить реальность и затронуть подсознание, шокируя зрителя наяву. Например, в этом ролике мы видим сверкающий коровий глаз в глазнице женщины, вызывающий чувство дискомфорта. В следующей сцене лезвие бритвы режет глаз на очень крупном плане.  Фильм стал сенсацией и позволил Дали войти в самую творческую группу парижских художников того времени - сюрреалистов. На самом деле, фильм стал известен как первый сюрреалистический фильм, но по сей день остается главным в каноне экспериментального кино.
Сальвадор Дали: "Андалузский пес" (1929), кадр из фильма. К 24 годам Дали получил художественное образование, был вдохновлен Пикассо на его собственную интерпретацию кубизма и начал использовать сюрреалистические концепции в своих картинах. Именно в этот момент он присоединился к режиссеру Луису Бунюэлю, чтобы создать нечто по-настоящему новое - фильм, радикально отходящий от повествовательной традиции с ее логикой сновидений, непоследовательными сценами, отсутствием сюжета и отсылкой к фрейдистским свободным ассоциациям. "Андалузский пес" воссоздает неземную обстановку, в которой образы представлены в виде смонтированных клипов, чтобы расшевелить реальность и затронуть подсознание, шокируя зрителя наяву. Например, в этом ролике мы видим сверкающий коровий глаз в глазнице женщины, вызывающий чувство дискомфорта. В следующей сцене лезвие бритвы режет глаз на очень крупном плане. Фильм стал сенсацией и позволил Дали войти в самую творческую группу парижских художников того времени - сюрреалистов. На самом деле, фильм стал известен как первый сюрреалистический фильм, но по сей день остается главным в каноне экспериментального кино.

Во время презентации фильма Дали познакомился с французским поэтом Полем Элюаром, одним из основоположников сюрреализма, и его женой Галой. Гала, родившаяся в России под именем Елена Дмитриевна Дьяконова, стала постоянной и самой важной музой Дали на всю жизнь, а также его женой в 1934 году, его величайшей страстью и бизнес-менеджером.

Сальвадор Дали женится
Сальвадор Дали женится

В конце 1930-х Дали переключился на живопись в более академическом стиле. Его неоднозначные политические взгляды во время подъема фашизма оттолкнули его коллег-сюрреалистов, и, в конце концов, он был исключен из группы.

Сальвадор Дали: Загадка Вильгельма Телля, 1933, холст, масло. Известная легенда о Вильгельме Телле рассказывает о человеке, который был вынужден положить яблоко на голову своему сыну и пронзить его стрелой. Эта история представляет собой современный пересказ библейского жертвоприношения Исаака его отцом Авраамом. Дали развивает эту древнюю историю еще дальше, явно придерживаясь фрейдизма. Здесь мужчина держит на руках младенца, а на голове у младенца баранья отбивная. В сюжете, посвященном насилию, отец собирается съесть ребенка, а птицы в углу дожидаются объедков. У Дали были непростые отношения с семьей, на которые намекают многие его работы. Это произведение является прекрасным примером того, как сны решают такие постоянные дилеммы в нашей жизни с помощью монтажа символики и подсознательных представлений.  В этой картине Дали использовал несколько инструментов из своего символического арсенала. Вытянутая ягодица имеет сексуальный/фаллический оттенок. Тот факт, что она поддерживается костылем, показывает слабость отца и его потребность в помощи. В то время, когда Дали писал эту картину, отец фактически отрекся от него из-за его отношений с Галой, которая, предположительно, изображена в виде крошечного ореха и младенца рядом с гигантской ногой отца, которым грозит опасность быть растоптанными. Это произведение искусства также стало своего рода поворотным пунктом в отношениях Дали с сюрреалистической группой. Основные сюрреалисты во главе с Андре Бретоном были сторонниками Ленина, в то время как Дали изобразил злого отца в образе Ленина. Сюрреалисты были этим очень расстроены и начали судебный процесс, чтобы попытаться выгнать Дали из своей группы.
Сальвадор Дали: Загадка Вильгельма Телля, 1933, холст, масло. Известная легенда о Вильгельме Телле рассказывает о человеке, который был вынужден положить яблоко на голову своему сыну и пронзить его стрелой. Эта история представляет собой современный пересказ библейского жертвоприношения Исаака его отцом Авраамом. Дали развивает эту древнюю историю еще дальше, явно придерживаясь фрейдизма. Здесь мужчина держит на руках младенца, а на голове у младенца баранья отбивная. В сюжете, посвященном насилию, отец собирается съесть ребенка, а птицы в углу дожидаются объедков. У Дали были непростые отношения с семьей, на которые намекают многие его работы. Это произведение является прекрасным примером того, как сны решают такие постоянные дилеммы в нашей жизни с помощью монтажа символики и подсознательных представлений. В этой картине Дали использовал несколько инструментов из своего символического арсенала. Вытянутая ягодица имеет сексуальный/фаллический оттенок. Тот факт, что она поддерживается костылем, показывает слабость отца и его потребность в помощи. В то время, когда Дали писал эту картину, отец фактически отрекся от него из-за его отношений с Галой, которая, предположительно, изображена в виде крошечного ореха и младенца рядом с гигантской ногой отца, которым грозит опасность быть растоптанными. Это произведение искусства также стало своего рода поворотным пунктом в отношениях Дали с сюрреалистической группой. Основные сюрреалисты во главе с Андре Бретоном были сторонниками Ленина, в то время как Дали изобразил злого отца в образе Ленина. Сюрреалисты были этим очень расстроены и начали судебный процесс, чтобы попытаться выгнать Дали из своей группы.

Сальвадор Дали: Мягкая конструкция с вареной фасолью (Предчувствие гражданской войны), 1936 Холст, масло - Художественный музей Филадельфии. Дали написал эту работу незадолго до начала гражданской войны в Испании 1936-1939 годов и сказал, что она свидетельствует о пророческой силе его подсознания. Он изображает тревогу того времени, визуально предсказывая насилие, ужас и обреченность, которые испытывали многие испанцы во время позднего правления генерала Франко. Две сильно вытянутые и преувеличенные фигуры борются, сцепившись в напряженной, ужасной схватке, в которой, похоже, ни один из них не выйдет победителем. По словам Дали, на картине изображено "огромное человеческое тело, разрастающееся чудовищными наростами рук и ног, рвущих друг друга в безумии самовнушения". Вареная фасоль, упомянутая в названии, скорее всего, относится к простому рагу, которое ели бедные граждане, переживающие это трудное время в Испании.В своих композициях Дали сумел выразить свое политическое возмущение. Позже он продолжит писать о политике и войне в серии работ, посвященных Гитлеру и его соглашению с Чемберленом.. Это изображение также напоминает о шедевре Пабло Пикассо на аналогичную тему "Герника" (1937).
Сальвадор Дали: Мягкая конструкция с вареной фасолью (Предчувствие гражданской войны), 1936 Холст, масло - Художественный музей Филадельфии. Дали написал эту работу незадолго до начала гражданской войны в Испании 1936-1939 годов и сказал, что она свидетельствует о пророческой силе его подсознания. Он изображает тревогу того времени, визуально предсказывая насилие, ужас и обреченность, которые испытывали многие испанцы во время позднего правления генерала Франко. Две сильно вытянутые и преувеличенные фигуры борются, сцепившись в напряженной, ужасной схватке, в которой, похоже, ни один из них не выйдет победителем. По словам Дали, на картине изображено "огромное человеческое тело, разрастающееся чудовищными наростами рук и ног, рвущих друг друга в безумии самовнушения". Вареная фасоль, упомянутая в названии, скорее всего, относится к простому рагу, которое ели бедные граждане, переживающие это трудное время в Испании.В своих композициях Дали сумел выразить свое политическое возмущение. Позже он продолжит писать о политике и войне в серии работ, посвященных Гитлеру и его соглашению с Чемберленом.. Это изображение также напоминает о шедевре Пабло Пикассо на аналогичную тему "Герника" (1937).

После этого Дали проводил много времени, проектируя театральные декорации, интерьеры модных магазинов и ювелирные украшения, а также демонстрируя свой талант в создании ярких саморекламных трюков в Соединенных Штатах, где он жил с 1940 по 1955 год.

Его слава стала настолько широкой, что он пользовался спросом у богатых, известных и модных людей. В 1938 году Коко Шанель пригласила Дали в свой дом на Французской Ривьере, где он много рисовал, создавая работы, которые позже были выставлены в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке. Но, несомненно, по-настоящему волшебный момент для Дали наступил в тот год, когда он встретил своего кумира Зигмунда Фрейда. Написав его портрет, Дали был взволнован, узнав, что Фрейд сказал:

"До сих пор я считал сюрреалистов совершенно безумными, а меня, как мне кажется, считали своим святым покровителем. Этот молодой испанец с его искренними, фанатичными глазами и неоспоримым техническим мастерством заставил меня изменить свое мнение".

Примерно в это же время Дали также познакомился с крупным меценатом, богатым британским поэтом, сэром Эдвардом Джеймсом. Джеймс не только приобрел работы Дали, но и поддерживал его финансово в течение двух лет. "Телефон-лобстер" (1936) и "Диван Мэй Уэст Липс" (1937) украсили дом Джеймса в Сассексе, Англия.

Сальвадор Дали: «Телефон-лобстер» (англ. Lobster Telephone), 1936 г. Сталь, гипс, резина, смола и бумага - Коллекция Тейт, Великобритания. Телефон-лобстер Дали - один из самых известных сюрреалистических объектов, когда-либо созданных. Совмещение двух объектов, которые имеют мало общего друг с другом, является основой идей дадаизма и сюрреализма. Здесь Дали совмещает телефон, предмет, предназначенный для того, чтобы его можно было держать в непосредственной близости от уха, с большим лобстером с острыми когтями. Это представляет собой буквальное сопоставление причудливого подводного существа с обычным аппаратом повседневной жизни в стиле сновидений, в которых мы в замешательстве отрываемся от нашей реальности и внутренне нервничаем из-за присутствия вещей, которые не имеют смысла на сознательном уровне. Коллекционер произведений Дали Эдвард Джеймс заказал телефон Lobster для своейколлекции, еще четыре телефона были изготовлены для его собственного дома. Джеймс также заказал диван Mae West Lips от Dalí, который представляет собой просто пару очень больших губ, которые служат в качестве дивана. Легко представить себе сексуальный подтекст того, что вы садитесь на красивые губы.
Сальвадор Дали: «Телефон-лобстер» (англ. Lobster Telephone), 1936 г. Сталь, гипс, резина, смола и бумага - Коллекция Тейт, Великобритания. Телефон-лобстер Дали - один из самых известных сюрреалистических объектов, когда-либо созданных. Совмещение двух объектов, которые имеют мало общего друг с другом, является основой идей дадаизма и сюрреализма. Здесь Дали совмещает телефон, предмет, предназначенный для того, чтобы его можно было держать в непосредственной близости от уха, с большим лобстером с острыми когтями. Это представляет собой буквальное сопоставление причудливого подводного существа с обычным аппаратом повседневной жизни в стиле сновидений, в которых мы в замешательстве отрываемся от нашей реальности и внутренне нервничаем из-за присутствия вещей, которые не имеют смысла на сознательном уровне. Коллекционер произведений Дали Эдвард Джеймс заказал телефон Lobster для своейколлекции, еще четыре телефона были изготовлены для его собственного дома. Джеймс также заказал диван Mae West Lips от Dalí, который представляет собой просто пару очень больших губ, которые служат в качестве дивана. Легко представить себе сексуальный подтекст того, что вы садитесь на красивые губы.

Сальвадор Дали: Диван-губы Мэй Уэст, 1937
Сальвадор Дали: Диван-губы Мэй Уэст, 1937

Сальвадор Дали: Брошь Мэй Уэст, 1949    Рубины и жемчуг в оправе - Музей драгоценностей Дали, Фигерас, Испания.    Образ мышления Дали был исключительно творческим и плодотворным и распространялся на многие другие области, помимо живописи. Например, за свою карьеру он создал столько ювелирных изделий, что хватило бы на целый музей. В броши Мэй Уэст мы находим продолжение сюрреализма в том, что зубы в буквальном смысле слова представляют собой жемчужины, сидящие в слегка искривленном рту так, что зрителю становится не по себе. Большинству дизайнеров в мире моды не сошла бы с рук такая извращенная игра с совершенством. Но Дали утверждал, что его вдохновила избитая фраза: "Поэты всех времен и народов писали о рубиновых губах и зубах, подобных жемчугу", а также улыбка голливудской звезды, в честь которой названа брошь. Интересно, что звезды нью-йоркского искусства, такие как Виллем де Кунинг, Энди Уорхол и многие другие, в дальнейшем создавали изображения знаменитых чувственных губ в своих собственных работах.
Сальвадор Дали: Брошь Мэй Уэст, 1949 Рубины и жемчуг в оправе - Музей драгоценностей Дали, Фигерас, Испания. Образ мышления Дали был исключительно творческим и плодотворным и распространялся на многие другие области, помимо живописи. Например, за свою карьеру он создал столько ювелирных изделий, что хватило бы на целый музей. В броши Мэй Уэст мы находим продолжение сюрреализма в том, что зубы в буквальном смысле слова представляют собой жемчужины, сидящие в слегка искривленном рту так, что зрителю становится не по себе. Большинству дизайнеров в мире моды не сошла бы с рук такая извращенная игра с совершенством. Но Дали утверждал, что его вдохновила избитая фраза: "Поэты всех времен и народов писали о рубиновых губах и зубах, подобных жемчугу", а также улыбка голливудской звезды, в честь которой названа брошь. Интересно, что звезды нью-йоркского искусства, такие как Виллем де Кунинг, Энди Уорхол и многие другие, в дальнейшем создавали изображения знаменитых чувственных губ в своих собственных работах.

Дали был известен в Соединенных Штатах еще до своего первого визита в эту страну. В 1934 году арт-дилер Жюльен Леви организовал в Нью-Йорке выставку работ Дали, в том числе "Живучесть памяти". Выставка была невероятно хорошо принята, и Дали стал настоящей сенсацией. Впервые он посетил США в середине 1930-х годов и продолжал будоражить общественность, куда бы ни направлялся, часто намеренно устраивая публичные выступления и взаимодействия, которые, по сути, были первыми примерами его любви к перформансу. В один из таких случаев они с Галой отправились на бал-маскарад в Нью-Йорк, переодевшись в младенца Линдберга и его похитительницу. Это спровоцировало такой скандал, что Дали даже извинился перед прессой, что вызвало презрение со стороны сюрреалистов в Париже.

Сальвадор Дали: Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944
Сальвадор Дали: Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944

После разрушений войной в Европе, Дали и Гала вернулись в Соединенные Штаты в 1940 году. Они прожили там восемь лет, разрываясь между Нью-Йорком и Калифорнией. В этот период Дали стал очень продуктивным, расширив сферу своей деятельности за пределы изобразительного искусства и включив в нее широкий спектр других творческих интересов. Он создавал украшения, одежду, мебель, декорации для спектаклей и даже витрины для розничных магазинов.

Сальвадор Дали: Атомная Леда. 1949
Сальвадор Дали: Атомная Леда. 1949

Дали и Гала хотели стать звездами и заработать много денег, поэтому Голливуд был естественным местом для пары. Они не преуспели в своем стремлении стать кинематографическими знаменитостями, но режиссер Альфред Хичкок попросил Дали создать эпизод из сна в его триллере "Зачарованный" (1945). Кроме того, Уолт Дисней сотрудничал с Дали в создании анимационного фильма "Судьба", но проект был приостановлен из-за финансовых трудностей после Второй мировой войны и фактически завершен гораздо позже (в 2003 году).

Сальвадор Дали: Мадонна Порт-Льигата, 1950, 275×209 см
Сальвадор Дали: Мадонна Порт-Льигата, 1950, 275×209 см

Сальвадор Дали со своей женой Галой Дали, которая позировала для написанной маслом на холсте картины "Мадонна из Порт-Льигата" (1950).
Сальвадор Дали со своей женой Галой Дали, которая позировала для написанной маслом на холсте картины "Мадонна из Порт-Льигата" (1950).

В период с 1950 по 1970 год Дали написал много работ на религиозную тематику, хотя продолжал исследовать эротические сюжеты, изображать детские воспоминания и использовать темы, связанные с его женой Галой. Известно его высказывание:

"Я плотоядная рыба, плавающая в двух водах: холодной воде искусства и горячей воде науки".
Сальвадор Дали, "Сладострастная смерть", 1951 г. Художественный плакат, автор: Филипп Халсман. На первый взгляд на этой фотографии зритель видит череп, но при более внимательном рассмотрении оказывается, что на самом деле она состоит из семи обнаженных женских моделей. Дали разработал точный эскиз для этой работы, и фотографу Филиппу Халсману потребовалось более трех часов, чтобы воплотить его в жизнь. Название фотографии можно приблизительно перевести как "Сладострастная смерть". Дали сказал: "Я очень ценю смерть. После эротики это тема, которая интересует меня больше всего".Это произведение является прекрасным примером многочисленных экспериментов Дали с оптическими эффектами и зрительным восприятием. Здесь можно увидеть череп или семь обнаженных фигур, но не то и другое одновременно. Дали очень интересовали особенности нашего индивидуального зрительного восприятия, потому что он чувствовал, что мы можем найти ключ к пониманию нашей внутренней психики через различные ассоциации, которые вызывают произведения искусства. Он использовал эти эксперименты с двойным изображением в десятках работ на протяжении большей части своей карьеры.Халсман был известным фотографом и фотожурналистом, которому принадлежит рекорд по количеству фотографий для обложек журнала Time, сделанных одним человеком. После знакомства в 1941 году Дали и Халсман проработали вместе 37 лет, до конца жизни Халсмана. В результате их сотрудничества также были созданы знаменитая фотография Дали "Атомикус" (1948) и книга "Усы Дали" (1954), в которую вошли 28 различных фотографий культовой растительности на лице художника.
Сальвадор Дали, "Сладострастная смерть", 1951 г. Художественный плакат, автор: Филипп Халсман. На первый взгляд на этой фотографии зритель видит череп, но при более внимательном рассмотрении оказывается, что на самом деле она состоит из семи обнаженных женских моделей. Дали разработал точный эскиз для этой работы, и фотографу Филиппу Халсману потребовалось более трех часов, чтобы воплотить его в жизнь. Название фотографии можно приблизительно перевести как "Сладострастная смерть". Дали сказал: "Я очень ценю смерть. После эротики это тема, которая интересует меня больше всего".Это произведение является прекрасным примером многочисленных экспериментов Дали с оптическими эффектами и зрительным восприятием. Здесь можно увидеть череп или семь обнаженных фигур, но не то и другое одновременно. Дали очень интересовали особенности нашего индивидуального зрительного восприятия, потому что он чувствовал, что мы можем найти ключ к пониманию нашей внутренней психики через различные ассоциации, которые вызывают произведения искусства. Он использовал эти эксперименты с двойным изображением в десятках работ на протяжении большей части своей карьеры.Халсман был известным фотографом и фотожурналистом, которому принадлежит рекорд по количеству фотографий для обложек журнала Time, сделанных одним человеком. После знакомства в 1941 году Дали и Халсман проработали вместе 37 лет, до конца жизни Халсмана. В результате их сотрудничества также были созданы знаменитая фотография Дали "Атомикус" (1948) и книга "Усы Дали" (1954), в которую вошли 28 различных фотографий культовой растительности на лице художника.

Сальвадор Дали: Распятие, или Гиперкубическое тело», 1954. Холст, масло - Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк.   Говорят, что в юности Дали был довольно плохим учеником, особенно в математике. Но когда в Японии взорвались первые ядерные боеголовки, Дали очень увлекся атомной теорией и смежными темами. Этот новый интерес совпал с изменением его художественного стиля, что привело его обратно в царство классических техник. Результатом стали картины, в которых сочетались его прежние увлечения католицизмом и каталонской культурой с новыми открытиями в математике и естественных науках - в своем творчестве он назвал эту новую теорию искусства "ядерным мистицизмом".Дали особенно заинтересовался изображением четвертого измерения, что видно на этой работе. Мы видим изображение знакомого распятия, но вместо обычного креста Дали использует математическую форму, называемую тессерактом (также известную как гиперкуб). Этот тессеракт представляет собой четырехмерный куб в трехмерном пространстве, что является довольно продвинутой пространственной концепцией. На протяжении многих лет Дали работал с профессором математики Университета Брауна Томасом Банчоффом, чтобы укрепить свои знания. Интересно, что Дали сочетал свой интерес к пространственной математике с растущей личной борьбой с религией. В последующие годы он выражал свои чувства по поводу католицизма следующим образом: "Я верю в Бога, но у меня нет веры. Математика и естественные науки неопровержимо доказали, что Бог должен существовать, но я в это не верю". На таких картинах, как "Распятие", Дали исследует сочетание этих двух аспектов в одном религиозном изображении. На самом деле, его картина "Христос" (1950-52) также посвящена божественной математике и считается многими величайшей религиозной картиной 20-го века.
Сальвадор Дали: Распятие, или Гиперкубическое тело», 1954. Холст, масло - Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк. Говорят, что в юности Дали был довольно плохим учеником, особенно в математике. Но когда в Японии взорвались первые ядерные боеголовки, Дали очень увлекся атомной теорией и смежными темами. Этот новый интерес совпал с изменением его художественного стиля, что привело его обратно в царство классических техник. Результатом стали картины, в которых сочетались его прежние увлечения католицизмом и каталонской культурой с новыми открытиями в математике и естественных науках - в своем творчестве он назвал эту новую теорию искусства "ядерным мистицизмом".Дали особенно заинтересовался изображением четвертого измерения, что видно на этой работе. Мы видим изображение знакомого распятия, но вместо обычного креста Дали использует математическую форму, называемую тессерактом (также известную как гиперкуб). Этот тессеракт представляет собой четырехмерный куб в трехмерном пространстве, что является довольно продвинутой пространственной концепцией. На протяжении многих лет Дали работал с профессором математики Университета Брауна Томасом Банчоффом, чтобы укрепить свои знания. Интересно, что Дали сочетал свой интерес к пространственной математике с растущей личной борьбой с религией. В последующие годы он выражал свои чувства по поводу католицизма следующим образом: "Я верю в Бога, но у меня нет веры. Математика и естественные науки неопровержимо доказали, что Бог должен существовать, но я в это не верю". На таких картинах, как "Распятие", Дали исследует сочетание этих двух аспектов в одном религиозном изображении. На самом деле, его картина "Христос" (1950-52) также посвящена божественной математике и считается многими величайшей религиозной картиной 20-го века.

Сальвадор Дали: Христос. 1950—1952. Холст, масло. 205 × 116 см, Кельвингроу, Глазго
Сальвадор Дали: Христос. 1950—1952. Холст, масло. 205 × 116 см, Кельвингроу, Глазго

Он стремился изобразить пространство как субъективную реальность, и, возможно, именно поэтому на многих его картинах этого периода предметы и фигуры изображены в чрезвычайно укороченном ракурсе. Он продолжал использовать свой "параноидально-критический" метод, который включал в себя долгие, напряженные часы работы в студии и выражение своих мечтаний непосредственно на холсте в приступах маниакальной энергии.

Сальвадор Дали: «Юная девственница, содомизированная рогами собственной непорочности», 1954, частная коллекция.        Эта картина отражает интерес Дали к преувеличенному изображению женских форм и использованию абстрактных фонов. Главной силой картины, несомненно, является ее сексуальный намек: рога носорога, обычно используемые Дали, в данном случае носят откровенно фаллический характер, являясь как компонентами центральной ягодицы, так и разрозненными изображениями, угрожающими проникнуть в нее. Название картины дает прямое представление об агрессивно-сексуальном тоне работы. Профессор истории искусств Эллиот Кинг, цитируемый в книге Дон Адес "Дали", сказал: "Поскольку рога одновременно составляют фигуру каллипиги и угрожают ей содомией, она фактически (автоматически) подвергается содомии в силу своей собственной конституции". Таким образом, картина подтверждает противоречивые взгляды Дали на женщин как на таинственные объекты власти, обольщения и страха.
Сальвадор Дали: «Юная девственница, содомизированная рогами собственной непорочности», 1954, частная коллекция. Эта картина отражает интерес Дали к преувеличенному изображению женских форм и использованию абстрактных фонов. Главной силой картины, несомненно, является ее сексуальный намек: рога носорога, обычно используемые Дали, в данном случае носят откровенно фаллический характер, являясь как компонентами центральной ягодицы, так и разрозненными изображениями, угрожающими проникнуть в нее. Название картины дает прямое представление об агрессивно-сексуальном тоне работы. Профессор истории искусств Эллиот Кинг, цитируемый в книге Дон Адес "Дали", сказал: "Поскольку рога одновременно составляют фигуру каллипиги и угрожают ей содомией, она фактически (автоматически) подвергается содомии в силу своей собственной конституции". Таким образом, картина подтверждает противоречивые взгляды Дали на женщин как на таинственные объекты власти, обольщения и страха.

Дали стал настоящим затворником, когда работал в своей студии над картинами. Тем не менее он продолжал выходить на улицу, чтобы организовывать трюки или то, что он называл "манифестациями", которые были такими же возмутительными, как и раньше. Созданные для того, чтобы провоцировать, эти перформансы напоминали публике, что внутренний бес Дали жив и здоров. В одном из них Дали прихлебывал из лебединого яйца, из скорлупы которого вылуплялись муравьи; в другом он разъезжал в машине, доверху наполненной цветной капустой. Когда в 1962 году была опубликована его книга "Мир Сальвадора Дали", он раздавал экземпляры с автографом в книжном магазине на Манхэттене, подключенный к монитору, регистрирующему его кровяное давление и мозговые волны. Покупатели уходили с подписанным экземпляром и распечаткой жизненно важных показателей Дали. Он также снял ряд рекламных роликов для телевидения и других средств массовой информации для таких компаний, как Lanvin Chocolates, Alka-Seltzer и Braniff Airlines, демонстрируя повсюду свою звездную силу .

Сальвадор Дали: Тайная Вечеря. 1955. Холст, масло. 167 × 268 см, Национальная галерея искусства, Вашингтон
Сальвадор Дали: Тайная Вечеря. 1955. Холст, масло. 167 × 268 см, Национальная галерея искусства, Вашингтон

Сальвадор Дали: Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба. 1958—1959
Сальвадор Дали: Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба. 1958—1959

В 1960-х годах, когда Дали приезжал в Нью-Йорк, он всегда останавливался в отеле St. Regis на 5-й авеню. Он превратил бар отеля практически в свою гостиную, где на протяжении всего его пребывания бушевали вечеринки. Дали окружали странные и харизматичные персонажи, с которыми он проводил время, включая Энди Уорхола, еще одного эксцентричного коллекционера невероятно странных людей. В одной легендарной истории Уорхол преподнес в подарок Дали картину, выполненную шелкографией, но пожилой художник бросил ее на пол в отеле и помочился на нее. Уорхолу эпизод понравился.

Сальвадор Дали: Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало, 1960,
Сальвадор Дали: Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало, 1960,

Последние два десятилетия жизни Дали были самыми трудными в психологическом плане. В 1968 году он купил для Галы замок в Пуболе, а в 1971 году она стала жить там неделями в одиночестве, запретив Дали посещать ее без ее разрешения. Ее уединение вселило в него страх быть покинутым и привело к депрессии. Гала нанесла Дали непоправимый ущерб. Как выяснилось, она подорвала его здоровье, назначая ему лекарства, которые не были прописаны врачом. Физический ущерб, который Гала нанесла Дали, мешал ему заниматься искусством до самой смерти. После ее смерти в 1982 году Дали пережил новый приступ депрессии и, как полагают, предпринял попытку самоубийства. Он переехал в замок в Пуболе, на место ее смерти.

Сальвадор Дали: Галатея сфер, 1952
Сальвадор Дали: Галатея сфер, 1952

Дали создал памятник самому себе - театр-музей в своем родном городе Фигерас, который открылся в 1974 году и в котором представлены произведения искусства из его коллекции. Дали сказал:

"Где, как не в моем родном городе, должны храниться самые экстравагантные и солидные из моих работ, где, как не здесь? Муниципальный театр, или то, что от него осталось, показался мне очень подходящим".

Музей был спроектирован художником и построен на руинах здания местного театра, которое было разрушено во время пожара в гражданскую войну в Испании.

Сальвадор Дали: Рождество. Новый год. 1946
Сальвадор Дали: Рождество. Новый год. 1946

23 января 1989 года Дали скончался от сердечной недостаточности во время прослушивания своей любимой пластинки "Тристан и Изольда". Он похоронен под зданием музея. Его последнее пристанище находится в трех кварталах от дома, в котором он родился, и через дорогу от церкви Сант-Пере, где он был крещен и впервые причастился.

Другой музей, посвященный сюрреалисту, был основан коллекционерами А. Рейнольдсом и Элеонорой Морс в 1982 году и находится в Санкт-Петербурге, штат Флорида.

Сальвадор Дали: Вознесение, 1958, 115×123 см
Сальвадор Дали: Вознесение, 1958, 115×123 см

Дали воплотил идею о том, что жизнь - это величайшая форма искусства, и добивался своего с такой неослабевающей страстью, чистотой миссии и непоколебимым стремлением исследовать и оттачивать свои разнообразные интересы и ремесла, что невозможно игнорировать его революционное влияние на мир искусства.

Его стремление постоянно и безоговорочно обращать внутреннее во внешнее привело к созданию целого ряда работ, которые не только развили концепции сюрреализма и психоанализа на всемирной визуальной платформе, но и дали людям возможность принять себя во всей нашей человеческой красе. Демонстрируя нам визуальные воплощения своих мечтаний и внутреннего мира с помощью изысканного рисунка и мастерских живописных техник, Дали открыл целый мир возможностей для художников, стремящихся привнести в свои работы что-то личное, таинственное и эмоциональное. В послевоенном Нью-Йорке эти концепции были воплощены и трансформированы абстрактными экспрессионистами, которые использовали сюрреалистические приемы автоматизма, чтобы выразить подсознание через искусство, только теперь с помощью жестов и цвета. Использование Дали необычного сочетания найденных предметов для создания скульптуры помогло поколебать традиционные представления о технике, открыв двери для великих художников-ассамблажистов, таких как Джозеф Корнелл. Сегодня мы все еще можем наблюдать влияние Дали на художников, пишущих в сюрреалистических стилях, на других представителей современного визионерского искусства, а также на весь спектр цифрового искусства и иллюстрации.

Сальвадор Дали: Медитативная роза, 1958
Сальвадор Дали: Медитативная роза, 1958

Внешний облик Дали, эксцентричный и загадочный, позволил художникам воспринимать себя как бренды. Он показал, что между Дали-человеком и Дали-произведением нет разделения. Его использование авангардного кинематографа, провокационного публичного перформанса и случайного стратегического взаимодействия оживило его работы, которые отличались от живописи - вместо того, чтобы зритель просто смотрел на прекрасное произведение, пробуждающее богатое воображение, он был "погружен" в реальную жизнь проявлением воображения Дали, чтобы выбить этого зрителя из колеи и вызвать его реакцию. Позже это можно было увидеть у таких художников, как Йоко Оно. Энди Уорхол создавал собственный образ, окружение и антураж во многом так же, как и бесчисленное множество других художников 20-го века. В современном мире социальных сетей от художников почти ожидают, что они будут заметны и интересны обществу не меньше, чем их художественные работы.

Сальвадор Дали и Гала
Сальвадор Дали и Гала

Дали также выдвинул идею о том, что искусство, художник и художественные способности могут использоваться во многих областях и стать жизнеспособным товаром. Его неустанная деятельность в различных областях - от изобразительного искусства до моды, ювелирного дела, розничной торговли и театрального дизайна - сделала его плодовитым бизнесменом, а также творцом. В отличие от массового мерчандайзинга, к которому в мире искусства часто относятся с презрением, Дали прикасался к такому разнообразию товаров и мест, что буквально каждый в мире мог приобрести его частичку. Сегодня эта практика настолько распространена, что такие великие архитекторы, как Фрэнк Гери, разрабатывают специальные кольца и ожерелья для Tiffany, а такие новаторы, как Джон Балдессари, украшают своими образами скейтборды.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.

Источники: Wikipedia, Arthive - фото;

"Скандальная жизнь Сальвадора Дали", автор: Иэн Гибсон;

"Сальвадор Дали: Мастер современного искусства (шедевры)", автор: доктор Джулиан Бикрофт;

Статья "Загадка желания: Сальвадор Дали и покорение иррационального", Золтан Ковари / PsyArt / 29 июня 2009 г.