Сальвадор Дали (родился 11 мая 1904 года, Фигерас, Испания — умер 23 января 1989 года, Фигерас) - испанский художник, один из самых разносторонних и плодовитых художников 20-го века и самый известный сюрреалист. Хотя его помнят главным образом по живописным работам, в течение своей долгой карьеры он успешно занимался скульптурой, гравюрой, модой, рекламой, литературой и, пожалуй, самым известным из них стало кино в сотрудничестве с Луисом Бунюэлем и Альфредом Хичкоком. Дали был известен своей яркой индивидуальностью и ролью озорного провокатора, а также неоспоримой технической виртуозностью.
Дали родился в Фигерасе, в регионе Каталония. Он был сыном нотариуса, атеиста и республиканца, который поддерживал независимость Каталонии от Испании, и Фелипы Доменек Феррес, римско-католической женщины, которая потакала странному поведению своего сына. Сальвадор Дали был их вторым сыном, первый умер за девять месяцев до этого, и его тоже звали Сальвадор.
Молодому художнику часто говорили, что он является реинкарнацией своего умершего брата - идея, которая, несомненно, привила впечатлительному ребенку различные мысли.
Младшая сестра, Ана Мария, родилась в 1908 году. Дома Сальвадор Дали говорил по-каталонски, но также выучил испанский и французский. Его в основном счастливое детство закончились смертью матери от рака груди в 1921 году, что, по его словам, стало "величайшим ударом, который я испытал в своей жизни".
Вскоре после этого, в 1922 году Дали поступил в Академию Изящных Искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Там Дали достиг совершеннолетия и начал уверенно воплощать свой яркий и провокационный образ. Его эксцентричность была первоначально более известна, чем его произведения искусства. Он носил длинные волосы, одевался в стиле английских эстетов 19-го века.
В то время он экспериментировал с различными художественными стилями, увлекаясь всем, что возбуждало его ненасытное любопытство. Он познакомился и сблизился с группой ведущих деятелей искусства, в которую входили кинорежиссер Луис Бунюэль и поэт Федерико Гарсиа Лорка. Однако в конечном счете Дали был исключен из Академии в 1926 г. за оскорбление одного из своих профессоров во время выпускного экзамена.
В конце 1920-х годов два события привели к формированию его зрелого художественного стиля: открытие им работ Зигмунда Фрейда об эротическом значении подсознательных образов и его связь с парижскими сюрреалистами, группой художников и писателей, которые стремились установить “высшую реальность” человеческого подсознания выше разума. Чтобы вызвать образы из своего подсознания, Дали начал вызывать у себя галлюцинаторные состояния с помощью процесса, который он описал как “параноидально критический”. Его первой серьезной работой в этом стиле был "Аппарат и рука" (1927), который содержал символические образы и сказочный пейзаж, которые впоследствии стали неподражаемой визитной карточкой Дали в живописи.
Как только Дали освоил этот метод, его живописный стиль развился с необычайной быстротой, и с 1929 по 1937 год создавал картины, которые сделали его самым известным художником-сюрреалистом. Он изобразил мир грез, в котором обычные предметы соседствуют, деформируются или претерпевают иные причудливые изменения. Дали изображал эти объекты с тщательностью, почти болезненно реалистичной детализацией и обычно помещал их в мрачные, залитые солнцем пейзажи, напоминающие о родине в Каталонии. Пожалуй, самым известным из этих загадочных изображений является "Постоянство памяти" (1931), на котором безвольно тающие часы покоятся на фоне устрашающе спокойного пейзажа.
Совместно с испанским режиссером Луисом Бунюэлем Дали снял два сюрреалистических фильма — "Андалузский пес" (1929) и "Золотой век" (1930), которые наполнены гротескными, но в высшей степени наводящими на размышления образами.
Некоторые люди считают фильм "Андалузский пес" (Un Chien Andalou) кинематографической медитацией на отвратительные навязчивые идеи, иррациональные образы. Сюжет фильма был настолько сексуально и политически шокирующим, что Дали приобрел дурную славу, вызвав настоящий ажиотаж среди парижских сюрреалистов.
Во время презентации фильма Дали познакомился с французским поэтом Полем Элюаром, одним из основоположников сюрреализма, и его женой Галой. Гала, родившаяся в России под именем Елена Дмитриевна Дьяконова, стала постоянной и самой важной музой Дали на всю жизнь, а также его женой в 1934 году, его величайшей страстью и бизнес-менеджером.
В конце 1930-х Дали переключился на живопись в более академическом стиле. Его неоднозначные политические взгляды во время подъема фашизма оттолкнули его коллег-сюрреалистов, и, в конце концов, он был исключен из группы.
После этого Дали проводил много времени, проектируя театральные декорации, интерьеры модных магазинов и ювелирные украшения, а также демонстрируя свой талант в создании ярких саморекламных трюков в Соединенных Штатах, где он жил с 1940 по 1955 год.
Его слава стала настолько широкой, что он пользовался спросом у богатых, известных и модных людей. В 1938 году Коко Шанель пригласила Дали в свой дом на Французской Ривьере, где он много рисовал, создавая работы, которые позже были выставлены в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке. Но, несомненно, по-настоящему волшебный момент для Дали наступил в тот год, когда он встретил своего кумира Зигмунда Фрейда. Написав его портрет, Дали был взволнован, узнав, что Фрейд сказал:
"До сих пор я считал сюрреалистов совершенно безумными, а меня, как мне кажется, считали своим святым покровителем. Этот молодой испанец с его искренними, фанатичными глазами и неоспоримым техническим мастерством заставил меня изменить свое мнение".
Примерно в это же время Дали также познакомился с крупным меценатом, богатым британским поэтом, сэром Эдвардом Джеймсом. Джеймс не только приобрел работы Дали, но и поддерживал его финансово в течение двух лет. "Телефон-лобстер" (1936) и "Диван Мэй Уэст Липс" (1937) украсили дом Джеймса в Сассексе, Англия.
Дали был известен в Соединенных Штатах еще до своего первого визита в эту страну. В 1934 году арт-дилер Жюльен Леви организовал в Нью-Йорке выставку работ Дали, в том числе "Живучесть памяти". Выставка была невероятно хорошо принята, и Дали стал настоящей сенсацией. Впервые он посетил США в середине 1930-х годов и продолжал будоражить общественность, куда бы ни направлялся, часто намеренно устраивая публичные выступления и взаимодействия, которые, по сути, были первыми примерами его любви к перформансу. В один из таких случаев они с Галой отправились на бал-маскарад в Нью-Йорк, переодевшись в младенца Линдберга и его похитительницу. Это спровоцировало такой скандал, что Дали даже извинился перед прессой, что вызвало презрение со стороны сюрреалистов в Париже.
После разрушений войной в Европе, Дали и Гала вернулись в Соединенные Штаты в 1940 году. Они прожили там восемь лет, разрываясь между Нью-Йорком и Калифорнией. В этот период Дали стал очень продуктивным, расширив сферу своей деятельности за пределы изобразительного искусства и включив в нее широкий спектр других творческих интересов. Он создавал украшения, одежду, мебель, декорации для спектаклей и даже витрины для розничных магазинов.
Дали и Гала хотели стать звездами и заработать много денег, поэтому Голливуд был естественным местом для пары. Они не преуспели в своем стремлении стать кинематографическими знаменитостями, но режиссер Альфред Хичкок попросил Дали создать эпизод из сна в его триллере "Зачарованный" (1945). Кроме того, Уолт Дисней сотрудничал с Дали в создании анимационного фильма "Судьба", но проект был приостановлен из-за финансовых трудностей после Второй мировой войны и фактически завершен гораздо позже (в 2003 году).
В период с 1950 по 1970 год Дали написал много работ на религиозную тематику, хотя продолжал исследовать эротические сюжеты, изображать детские воспоминания и использовать темы, связанные с его женой Галой. Известно его высказывание:
"Я плотоядная рыба, плавающая в двух водах: холодной воде искусства и горячей воде науки".
Он стремился изобразить пространство как субъективную реальность, и, возможно, именно поэтому на многих его картинах этого периода предметы и фигуры изображены в чрезвычайно укороченном ракурсе. Он продолжал использовать свой "параноидально-критический" метод, который включал в себя долгие, напряженные часы работы в студии и выражение своих мечтаний непосредственно на холсте в приступах маниакальной энергии.
Дали стал настоящим затворником, когда работал в своей студии над картинами. Тем не менее он продолжал выходить на улицу, чтобы организовывать трюки или то, что он называл "манифестациями", которые были такими же возмутительными, как и раньше. Созданные для того, чтобы провоцировать, эти перформансы напоминали публике, что внутренний бес Дали жив и здоров. В одном из них Дали прихлебывал из лебединого яйца, из скорлупы которого вылуплялись муравьи; в другом он разъезжал в машине, доверху наполненной цветной капустой. Когда в 1962 году была опубликована его книга "Мир Сальвадора Дали", он раздавал экземпляры с автографом в книжном магазине на Манхэттене, подключенный к монитору, регистрирующему его кровяное давление и мозговые волны. Покупатели уходили с подписанным экземпляром и распечаткой жизненно важных показателей Дали. Он также снял ряд рекламных роликов для телевидения и других средств массовой информации для таких компаний, как Lanvin Chocolates, Alka-Seltzer и Braniff Airlines, демонстрируя повсюду свою звездную силу .
В 1960-х годах, когда Дали приезжал в Нью-Йорк, он всегда останавливался в отеле St. Regis на 5-й авеню. Он превратил бар отеля практически в свою гостиную, где на протяжении всего его пребывания бушевали вечеринки. Дали окружали странные и харизматичные персонажи, с которыми он проводил время, включая Энди Уорхола, еще одного эксцентричного коллекционера невероятно странных людей. В одной легендарной истории Уорхол преподнес в подарок Дали картину, выполненную шелкографией, но пожилой художник бросил ее на пол в отеле и помочился на нее. Уорхолу эпизод понравился.
Последние два десятилетия жизни Дали были самыми трудными в психологическом плане. В 1968 году он купил для Галы замок в Пуболе, а в 1971 году она стала жить там неделями в одиночестве, запретив Дали посещать ее без ее разрешения. Ее уединение вселило в него страх быть покинутым и привело к депрессии. Гала нанесла Дали непоправимый ущерб. Как выяснилось, она подорвала его здоровье, назначая ему лекарства, которые не были прописаны врачом. Физический ущерб, который Гала нанесла Дали, мешал ему заниматься искусством до самой смерти. После ее смерти в 1982 году Дали пережил новый приступ депрессии и, как полагают, предпринял попытку самоубийства. Он переехал в замок в Пуболе, на место ее смерти.
Дали создал памятник самому себе - театр-музей в своем родном городе Фигерас, который открылся в 1974 году и в котором представлены произведения искусства из его коллекции. Дали сказал:
"Где, как не в моем родном городе, должны храниться самые экстравагантные и солидные из моих работ, где, как не здесь? Муниципальный театр, или то, что от него осталось, показался мне очень подходящим".
Музей был спроектирован художником и построен на руинах здания местного театра, которое было разрушено во время пожара в гражданскую войну в Испании.
23 января 1989 года Дали скончался от сердечной недостаточности во время прослушивания своей любимой пластинки "Тристан и Изольда". Он похоронен под зданием музея. Его последнее пристанище находится в трех кварталах от дома, в котором он родился, и через дорогу от церкви Сант-Пере, где он был крещен и впервые причастился.
Другой музей, посвященный сюрреалисту, был основан коллекционерами А. Рейнольдсом и Элеонорой Морс в 1982 году и находится в Санкт-Петербурге, штат Флорида.
Дали воплотил идею о том, что жизнь - это величайшая форма искусства, и добивался своего с такой неослабевающей страстью, чистотой миссии и непоколебимым стремлением исследовать и оттачивать свои разнообразные интересы и ремесла, что невозможно игнорировать его революционное влияние на мир искусства.
Его стремление постоянно и безоговорочно обращать внутреннее во внешнее привело к созданию целого ряда работ, которые не только развили концепции сюрреализма и психоанализа на всемирной визуальной платформе, но и дали людям возможность принять себя во всей нашей человеческой красе. Демонстрируя нам визуальные воплощения своих мечтаний и внутреннего мира с помощью изысканного рисунка и мастерских живописных техник, Дали открыл целый мир возможностей для художников, стремящихся привнести в свои работы что-то личное, таинственное и эмоциональное. В послевоенном Нью-Йорке эти концепции были воплощены и трансформированы абстрактными экспрессионистами, которые использовали сюрреалистические приемы автоматизма, чтобы выразить подсознание через искусство, только теперь с помощью жестов и цвета. Использование Дали необычного сочетания найденных предметов для создания скульптуры помогло поколебать традиционные представления о технике, открыв двери для великих художников-ассамблажистов, таких как Джозеф Корнелл. Сегодня мы все еще можем наблюдать влияние Дали на художников, пишущих в сюрреалистических стилях, на других представителей современного визионерского искусства, а также на весь спектр цифрового искусства и иллюстрации.
Внешний облик Дали, эксцентричный и загадочный, позволил художникам воспринимать себя как бренды. Он показал, что между Дали-человеком и Дали-произведением нет разделения. Его использование авангардного кинематографа, провокационного публичного перформанса и случайного стратегического взаимодействия оживило его работы, которые отличались от живописи - вместо того, чтобы зритель просто смотрел на прекрасное произведение, пробуждающее богатое воображение, он был "погружен" в реальную жизнь проявлением воображения Дали, чтобы выбить этого зрителя из колеи и вызвать его реакцию. Позже это можно было увидеть у таких художников, как Йоко Оно. Энди Уорхол создавал собственный образ, окружение и антураж во многом так же, как и бесчисленное множество других художников 20-го века. В современном мире социальных сетей от художников почти ожидают, что они будут заметны и интересны обществу не меньше, чем их художественные работы.
Дали также выдвинул идею о том, что искусство, художник и художественные способности могут использоваться во многих областях и стать жизнеспособным товаром. Его неустанная деятельность в различных областях - от изобразительного искусства до моды, ювелирного дела, розничной торговли и театрального дизайна - сделала его плодовитым бизнесменом, а также творцом. В отличие от массового мерчандайзинга, к которому в мире искусства часто относятся с презрением, Дали прикасался к такому разнообразию товаров и мест, что буквально каждый в мире мог приобрести его частичку. Сегодня эта практика настолько распространена, что такие великие архитекторы, как Фрэнк Гери, разрабатывают специальные кольца и ожерелья для Tiffany, а такие новаторы, как Джон Балдессари, украшают своими образами скейтборды.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.
Источники: Wikipedia, Arthive - фото;
"Скандальная жизнь Сальвадора Дали", автор: Иэн Гибсон;
"Сальвадор Дали: Мастер современного искусства (шедевры)", автор: доктор Джулиан Бикрофт;
Статья "Загадка желания: Сальвадор Дали и покорение иррационального", Золтан Ковари / PsyArt / 29 июня 2009 г.