За последние несколько месяцев произошло много событий — рубль то укреплялся, то слабел. Неожиданностью для многих стала и коррекция на рынке валютных бондов. Что будет с ними дальше? Что сейчас влияет на курс рубля? Попробуем распутать этот клубок вопросов вместе.
Загадки валютного рынка
В этом году санкции все-таки догнали российский валютный рынок — на какое-то время встали платежи за импорт, что вылилось в существенное укрепление рубля. В ответ на это власти сократили требование к экспортерам по обязательному возврату валютной выручки. В итоге значительная часть платежей за импортно-экспортные операции могла переместиться за пределы юрисдикции страны.
Для внутреннего рынка это может выражаться в периодическом дефиците валютной ликвидности — в частности, юаневой, что ведет к волатильности не только курса национальной валюты, но и валютных облигаций.
Помимо этого, давление на рубль в текущем моменте могут также оказывать:
- Укрепление доллара на мировом рынке, которое стартовало после победы Трампа.
- Горячий сезон для импорта — обычно люди покупают больше импортных товаров перед новым годом, а уже после праздников потребление и импорт могут идти на спад.
Что наделал своп
По мере роста ключевой ставки банки стали выдавать больше кредитов в юанях. Фондирование данных операций банки осуществляли через своп рубль-юань с ЦБ. Однако регулятор возмутился такой практике, объяснив, что данный инструмент служит мерой экстренной поддержки ликвидности. Поэтому Банк России сделал ставку по этому свопу заградительной — сейчас она составляет 21%.
К чем все это привело? К распродаже на рынке замещающих и юаневых облигаций.
Во-первых, банки могли распродавать свои валютные активы, в состав которых входят замещающие и юаневые облигации.
Во-вторых, дефицит юаневой ликвидности спровоцировал скачки роста ставки RUSFAR CNY по рыночным свопам — в сентябре она даже подскакивала до 200%, затем длительное время удерживалась на уровне 19–20%. Такая ситуация могла способствовать оттоку средств из облигаций в более доходный денежный рынок.
Что происходит сейчас?
На этой неделе ставка RUSFAR CNY резко упала до 2,5%. Тут же появились слухи о преодолении дефицита. Событие тут же отразилось на стоимости юаневых и замещающих облигаций — на прошлой неделе их доходности в среднем находились в районе 15% годовых, а на этой упали до 12%. Не последнюю роль в этом движении, скорее всего, сыграла и геополитика.
Насколько устойчивым окажется рост? Многое будет зависеть от стабильности валютной ликвидности. Сегодня RUSFAR CNY снова выше 20%, а значит риски очередной коррекции в юаневых бондах сохраняются.
Проблемы замещения
Доходности юаневых и замещающих облигаций, как сообщающиеся сосуды, фактически следуют друг за другом.
На горизонте ближайших месяцев маячит фактор замещения евробондов Минфина — во вновь замещенных выпусках ожидается навес продавцов. В результате, высокие доходности по ним могут спровоцировать рост доходности корпоративных замещаек.
Давление на цены валютных облигаций может оказать и высокая ставка по рублевым инструментам — конкуренцию никто не отменял.
Какие облигации выбрать?
Несмотря на то, что на данном рынке представлены в основном крупные бизнесы, высокая ключевая ставка может давить и на них. Поэтому сейчас при выборе замещающих и юаневых облигаций необходимо тщательнее взвешивать кредитные риски.
Более того, в условиях нестабильного предложения валюты на местном рынке вряд ли стоит рассчитывать на погашение выпусков по колл-офертам.
Подборки конкретных выпусков ищите в статьях:
Замещающие облигации в евро: выбор БКС. 6 ноября 2024
Замещающие облигации в долларах: выбор БКС. 6 ноября 2024
Облигации в юанях: выбор БКС. 6 ноября 2024
*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Больше полезной информации для инвесторов вы найдете на BCS Express.